О комплексном подходе к работе с текстом на уроке русского языка
статья (русский язык) по теме

Тищенко Ольга Николаевна

 

Одним из больших недостатков в постановке занятий по русскому языку в школе является то, что грамматика, орфография, пунктуация, а иногда и стилистика изучаются как совершенно самостоятельные разделы, изолированно один от другого. При таком подходе искусственно разрушаются естественные, заложенные в природе самих языковых явлений связи, а это, в свою очередь, губительно сказывается на результатах работы и учителя, и ученика. Важную роль в устранении этого недостатка играет работа с текстом.  В работе над текстом с комплексным заданием реализуется единая система работы по грамматике, правописанию и развитию связной речи учащихся, то есть принцип взаимосвязанности различных разделов курса русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О комплексном подходе к работе с текстом на уроке русского языка

Одно из основных направлений преподавания русского языка – работа по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности в обучении русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора. Таким образом, прослеживается неразрывная связь теории и практики.

Усиление практической направленности в обучении русскому языку требует от учителя постоянного внимания к совершенствованию навыков грамотного письма, систематического повторения и закрепления наиболее сложных разделов орфографии и пунктуации. При решении проблемы практической направленности преподавания русского языка учитель сталкивается с определёнными трудностями:

часть учащихся слабо владеет отдельными умениями и навыками;

некоторые навыки из года в год не совершенствуются и не являются достаточно прочными;

у учеников не складывается целостного представления о системе языка, знания по отдельным разделам курса не связываются в сознании учащихся как единое целое.

Это происходит в связи с ослаблением внимания к вопросам формирования и закрепления практических навыков, с нарушением соотношения теории и практики. Об этом пишет академик А.В.Текучев: «Одним из больших недостатков в постановке занятий по русскому языку в школе является то, что грамматика, орфография, пунктуация, а иногда и стилистика изучаются как совершенно самостоятельные разделы, изолированно один от другого. При таком подходе искусственно разрушаются естественные, заложенные в природе самих языковых явлений связи, а это, в свою очередь, губительно сказывается на результатах работы и учителя, и ученика».

Важную роль в устранении этого недостатка играет подбор дидактического материала для проведения обучающих и проверочных работ. Желательно, чтобы к текстам были подобраны разнообразные, дополняющие друг друга виды работ, в процессе выполнения которых реализовался бы многоаспектный подход к анализируемому тексту. В работе над текстом с комплексным заданием реализуется единая система работы по грамматике, правописанию и развитию связной речи учащихся, то есть принцип взаимосвязанности различных разделов курса русского языка. На необходимость комплексного подхода к вопросам изучения грамматики, правописания и развития речи неоднократно указывали Т.А.Ладыженская, В.П.Озерская, М.Т.Баранов и другие методисты и учителя. Вот как об этом пишет Т.А.Ладыженская: «Суть синтетических (или, как их иногда называют, комплексных, многоаспектных) упражнений в том, что к одному языковому материалу ставится несколько задач разного плана… Синтетические упражнения – экономное средство систематизации знаний учащихся, что чрезвычайно важно для формирования прочных умений и навыков».

Мы не должны забывать, что помимо практических, каждый урок русского языка должен решать и воспитательные задачи. Поэтому материалы для упражнений, предложения для анализа и грамматического разбора следует подбирать таким образом, чтобы наряду с решением учебных задач способствовать воспитанию активных, сознательных граждан, истинных патриотов своей Родины. Особое внимание в этом смысле необходимо обратить на поэтические тексты. Мысль, «вооружённая… рифмами», быстрее находит путь к уму и сердцу ученика.

В этом ключе я считаю возможным составлять упражнения на основе регионального компонента. Использование дидактических материалов на краеведческую тему представляет широкие возможности для школьников на всех этапах обучения: в процессе изучения, закрепления и повторения учебного материала. Это позволяет не только развивать умственные способности учащихся и формировать определённую систему научных знаний, но и расширять представления о быте, истории, культуре, природе родного края. Стараюсь составлять дидактический материал так, чтобы он  соответствовал требованиям школьной программы по русскому языку и основываться на психолого-педагогических и научно-методических принципах.

Приведу в качестве иллюстрации несколько упражнений для 5-6 класса с комплексом заданий, составленных на материале поэтических текстов камчатских авторов. При работе с такими дидактическими материалами реализуется дифференцированный подход: некоторые задания отмечены * (задания повышенной трудности для мотивированных учащихся).

Повторение изученного в начальных классах. Правописание безударных гласных в корне слова.

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Почему автор употребляет слово «юртишка», а не «юрта»?
  3. Спишите, объясняя пропущенные орфограммы. Подберите однокоренные слова к словам: обида, мороз.
  4. Как вы понимаете выражение «никогда не вешал нос»?

Ое.

Вступление.

На Севере Камчатки,                            Он был из б..дняков б..дняк

У сопки Пятибратки,                            И не везло ему никак,

Т..чёт р..ка Паллан.                               Но никогда не вешал нос

У той р..ки когда-то                              Ни от обиды, ни в м..роз.

В юртишке небогатой                           В..сёлым парнем Ое был,

Жил Ое нымылан*.                                За что н..род его любил.

*Нымылан – оседлый коряк.

                                                                                        Г.Г.Поротов

Главные члены предложения.

1. Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворных строк. Выберите из них предложение, которое вам хотелось бы проиллюстрировать. Что бы вы нарисовали?

2. Найдите в упражнении выражение, в котором неживым предметам приписываются человеческие действия, чувства. Вспомните другие стихотворения, где явления природы действуют как живые существа.

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите односоставные и двусоставные предложения*. Определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Осень

На тр..пинках стынет первый иней.

Перелески в хол..де б..гряном.

Где-то в тиш..не, в просторе синем,

Затрубили птичьи караваны.

По инстинкту, древн..ми путями,

Птицы край наш дальний покидают.

А б..рёзки к морю выб..гают

На прощ..нье пом..хать в..твями.

Скоро будет трудно им, конечно,

Но б..рёзки не сп..шат укрыться:

Тот, кто связан с Родиной навечно,

Ничего на свете не б..ится.

                                                                                         В.Г.Воробьёв

Однородные члены предложения.

  1. Укажите, в каких словах Ь выполняет разделительную функцию.
  2. Выразительно прочитайте стихотворение. Передайте интонацией то, в чём убеждает нас автор. Какие слова вы выделите усилением голоса?
  3. Спишите, вставив пропущенные знаки препинания и буквы.

Весна на Камчатке

Весна на Камчатку                                         То вместе гуляют

Приходит с м..телью                                      По городу снова.

Весна на Камчатку

Приходит с капелью.                                      Вчера так пуржило

                                                                          И вихри шумели.

И даже не скажешь                                         Сегодня же песней

Что со..нце и вьюги                                        Ручьи зазвенели.

Бывают порою,

Как сёстры-подруги                                        И как бы вл..ваясь

                                                                          В весенний уют,

То ссоры затеют                                              В..сёлые слёзы

Поспорят сурово                                             С карнизов б..гут.

                                                                                       С. М.Скоробогатых

Обращение

  1. Выразительно прочитайте стихотворные строки. Постарайтесь интонационно показать, к кому обращается поэт.
  2. Спишите, расставьте знаки препинания. Выделите обращения.

1. В земном поклоне                                  2.     Камчатка

    Рдеют вербы                                                   Край мой отдалённый

    Взметнулись в небо тополя.                         У берегов твоих крутых

    Ты сказка - быль,                                           Суда качаются бессонно,

    Ты сказка – небыль                                       Как приручённые киты…

    Моя камчатская земля.

                      С.М.Скоробогатых                                                  А.Г.Власов

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

  1. Выразительно прочитайте текст. Какова главная мысль этого стихотворного отрывка? Как раскрывается она в тексте? Подумайте, какие иллюстрации можно создать к этому стихотворению.
  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В каких словах буквы Е, Ю, Я обозначают два звука? Почему?
  3. Найдите слова, где буквы Е, Я обозначают один звук. Запишите в транскрипции слова «юг», «солнце».

Бабье лето

На Камчатку ос..нь з..л..тая                       Утром ранним со..нце

Вновь пришла                                             тускло светит

С обманчивым т..плом.                              И н..сёт т..пло в последний  раз.

И на юг б..льшая птичья стая                    Но играет медью бабье лето,

Уплывает в небе голубом.                         Бабье лето – листьев перепляс.

                                                                                          С.М.Скоробогатых

Приведённые примеры дидактических материалов могут быть составлены на краеведческом материале любого региона. Важно, чтобы комплексная  работа велась именно с текстом, так как именно текст является опорной, ключевой единицей русского языка. Это категория, которая показывает «язык в действии», создаёт условия для осуществления функционального подхода при изучении языковых явлений.

Такого рода упражнения призваны решить следующие задачи:

совершенствование навыков грамотного письма;

усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения  (воспитание патриота своей родины, человека, знающего историю и особенности того края, где он живёт);

 комплексный подход к тексту предполагает подготовку учащихся с 5 класса к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;

повышение интереса к русскому языку у учащихся;

комплексные задания к тексту позволяют рассматривать литературное произведение в единстве формы и содержания.

Включая в работу элементы комплексного анализа текста с 5 класса, мы обеспечиваем преемственность в обучении русскому языку. Современные учебники-практикумы для старших классов (например, учебник А.Д Дейкиной, Т.М.Пахновой) большое внимание уделяют именно комплексной работе с текстом. В пояснительной записке к программе по вышеуказанному учебнику методисты указывают: «В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся. Одним словом, решается комплекс задач, что позволит старшеклассникам подготовиться к экзаменам (как устным, так и письменным, независимо от формы их проведения)».

Литература

1.Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.,2002.

2. ГропяноваА.Г., Гропянов Е.В. Литература родного края. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов Камчатской области. – П-Камчатский, 1999.

3. ТекучевА.В. Методика русского языка в средней школе. – 3-е изд. – М., 1980.

4. Баранов М.Т.Повторение фонетики, лексики и грамматики в конце года//РЯШ. – 1981. - №2.

5. Озерская В.П. Пути формирования знаний, умений и навыков по синтаксису//РЯШ.-  1980. - №6.

6. Ладыженская Т.А. Типология и структура учебников русского языка// Проблемы школьного учебника. – Вып.6. – М., 1978.

7. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка.//Пособие по методике преподавания русского языка. – М., «Московский Лицей», 2002.

8. Дейкина А.Д.; Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: Практический курс. Программа. Методические материалы. – 2-е стер. Изд. – М.: Вербум – М, 2

Подпись конкурсанта

Фамилия, имя, отчество                Муниципальное образование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Работа с текстом на уроках русского языка в 5,6классах в рамках коммуникативно-деятельностного подхода

В  статье  описываются  технологии  работы  с  текстом  на  уроках  русского языка в  рамках  коммуникативно-деятельностного подхода...

«Работа с текстом на уроках русского языка в 5,6классах в рамках коммуникативно-деятельностного подхода»

Приводится материал, раскрывающий способы работы с текстом в рамках коммуникативно-деятельностного подхода...