Разработка урока по теме "Однородные члены предложения" 5 класс (в соответствии с ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок разработан по учебнику А.Д.Шмелева

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Конспект  урока русского  языка

на тему:  «Однородные члены предложения».                                                                                     

Тема урока:            

 «Однородные члены предложения».

Базовый учебник:  

Русский язык. 5 класс.  Учебник для образовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва. Издательский центр  «Вентана-Граф».    2012 г.  («Алгоритм успеха.»)

Цели

Личностные: 

  1. Воспитание интереса к изучению русского языка
  2. Развивать зрительную память, самооценку, внимание 

Регулятивные 

  1. Учиться анализировать, сопоставлять и рассуждать.
  2. Развивать умение работать в сотрудничестве 

Предметные

  1. Закрепить знания о простом предложении.

Тип урока.                

Урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы учащихся.        

Коллективная и индивидуальная  работа, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование.        

Компьютер, проектор, экран.

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

  1. Учитель организует обучающихся, взаимодействует с классом,  предлагает провести небольшую словарную работу

Сегодня мы проведем словарную работу. Вам нужно будет вставить в тексте в словарных словах пропущенные буквы. После окончания работы вы должны будете записать все словарные слова из этого текста в тетрадь с выделением орфограмм

М...дведь, с...л…вей, к…рова, за…ц,

в…р…бей, с…бака, с…рока, п…тух, в…рона.

  1. Что общего у этих слов?
  2. На какие две группы можно разделить эти слова?

Мужской род: медведь, соловей, заяц, воробей, петух

Женский род: корова, собака, ворона

А также группы – звери и птицы.




Личностные УД: 

  1. Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность,  читают  текст

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2.  Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

- Посмотрите на предложение в конце слайда

Человека ценят не по словам, а по делам.

- Что вы можете сказать о этом предложении? Почему это предложение?

- Какова тема нашего урока?

- Какие задачи стоят перед нами?

- Чем отличается предложение от слова и словосочетания?

- Продолжите высказывания.

По цели высказывания предложения бывают повествовательные, …

- По интонации предложения бывают …

- Главные члены предложения — это …

- Что такое однородные члены предложения?


Милый наш учебник, мы с тобой дружны.

Разные задания предлагаешь ты.

Очень интересная тема "Предложение".

Будем изучать её все без исключения.

Чтобы всё отличным стало, умных правил здесь немало.

Всё мы будем замечать, а также правильно писать.

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на  вопросы.

Познавательные: поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательства.


 Фронтальная работа.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выделяют информацию, определяют тему урока.

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

  Актуализация знаний

Повторение базовых понятий местоимения как части речи

1. Работа с текстом

- Найдите в следующих предложениях однородные члены и расставьте знаки препинания.

  1. От цветка к цветку порхает  утомится  отдыхает.
  2. Стоял на тонкой ножке  теперь лежит в лукошке.
  3. Летом вырастают  осенью опадают.
  4. Летом наедается  зимой отсыпается.
  5. Какой это мастер на окна нанёс листья  травы и заросли роз.
  1. В поле родился  на заводе варился  в воде растворился.
  2. Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой

прохладной тает на ладони и во рту.

  1. Вертится  стрекочет  весь день хлопочет.
  2. Конь стальной овса не просит  а пашет и косит.


2. - А теперь соотнесите предложения со схемами.

- Запишите отгадки и обозначьте орфограммы.

  1. Бабочка
  2. гриб
  3. листья
  4. медведь
  5. мороз
  6. сахар
  7. снег
  8. сорока
  9. трактор

3.Работа в группах

Составьте предложения по схемам

  1. Летом на лугу цветут ¡ и ¡.
  2. ¡, ¡,¡ осенью улетают на юг.
  3. Ребята на уроке ¡, ¡, ¡.


Физкультминутка

Ребята выполняют несложные физические упражнения.


4.Работа с учебником

Выполнение упражнения 53.

Базовый уровень 1) Прочитайте. Найдите границы предложений. Что вам помогло это сделать? Назовите главные члены предложений.

Наступила холодная осень поля и леса опустели кусты и деревья поникли ветер безжалостно срывает с них последние листочки и разносит их по дорогам природа затихает животные приготовились к встрече зимы.

2) Запишите исправленный текст. Как вы обозначили на письме границы предложений? Подчеркните в предложениях подлежащие и сказуемые.

Повышенный 3) Выпишите из предложений все словосочетания, задайте вопрос

от главного слова к зависимому.

_ 4) Назовите второстепенные члены предложений.


55. Работа в паре. Составьте с однородными членами предложения, соответствующие схемам.

1.0 , 0, 0 и 0

2. 0, но 0

3. 0 или 0

4. 0 и 0 ,0 и 0

5. и 0, и  0 , и 0


5. Работа с иллюстрацией. Творческое задание.

- Расскажите по иллюстрации о осени. Используйте однородные члены предложения.

- А вот как о природе в это время года говорили известные поэты.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

А. С. Пушкин.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над  светлою поляной.

И. А. Бунин.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Б. Л. Пастернак.

Познавательные УД:

  1. Устная работа с текстом;
  2. Работа с учебником;
  3. Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

  1. Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать определение однородных членов предложения.

Предметные :

1. Повторение базовых понятий предложения;

3.Опознавание однородных членов предложения в тексте по заданным признакам

Метапредметные:

1.Научились правильно строить свои ответы и высказывания, извлекать необходимую для выполнения упражнений информацию, отбирать и систематизировать материал по теме урока

Этап 4.

Закрепление материала









Закрепление умений по определению базовых понятий  местоимения как части речи

Учитель предлагает выполнить устное задание, направляет, координирует деятельность обучающихся, корректирует результаты.

- Найдите предложения с однородными членами. Докажите.

Дедушка с внуками идут на рыбалку.

Дедушка и внуки идут на рыбалку.

Лес радует нас весной, летом, осенью, зимой.

В полях лежит снег, но уже показались первые проталинки.

- Давайте с вами обобщим, какие члены предложения могут быть однородными?

Однородные члены предложения:

  1. Слова одной и той же части речи.
  2. Отвечают на один и тот же вопрос.
  3. Относятся к одному и тому же слову в предложении.


Познавательные УД:

Индивидуальная работа. Обучающиеся самостоятельно выполняют задания.

Развитие  коммуникативных  УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.


Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

  Рефлексия

Организация рефлексии.

- Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нам удалось сегодня особенно хорошо?

_ Что не понравилось? Нам чем бы вы хотели поработать еще?

- ПОПРОБУЙТЕ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНООДНЫМИ ЧЛЕНАМИ РАССКАЗАТЬ О СВОЕЙ НАСТРОЕНИИ НА КОНЕЦ УРОКА.

Личностные:

  1. Самостоятельно выбрать задание для домашней работы.


Коммуникативные:

  1. Отметить уровень подготовки

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

Выполнение упражнения 56

Базовый: Прочитайте. В каких предложениях с однородными членами

Спишите текст, вставляя пропущенные за пятые. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте схему для предложений, в которых не нужны запятые между однородными членами.

Повышенный: Найдите в тексте сложные предложения. Какие слова соединяют части сложного предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока русского языка в 9 классе (в соответствии с ФГОС)

Данный конструкт урока составлен по всем требованиям ФГОС и направлен на развитие всех УУД. Разработан для подготовки к ГИА....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.

Констпект урока русского языка в 6 классе  в соответсвии с требованиями ФГОС ООО  на тему " Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"...

Урок развития речи в 5 классе (в соответствии с ФГОС) по теме "Как писать отзыв"

В данном конспекте урока показана подготовительный этап работы над написанием отзыва о прочитанной книге по учебнику "Русский язык" Рыбченковой Л.М. с исползованием технологии критического мышления...

Технологическая карта урока по математике для 5 класса в соответствии с ФГОС "Смешанные числа"

технологическая карта урока по математике для 5 класса  в соответствии с ФГОС  тема урока " Смешанные числа"...

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...

Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Строение клетки»

Методическая разработка урока по биологии для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Строение клетки"...

Разработка урока по русскому языку 5 класс в соответствии с ФГОС ООО

1. Тема урока: Грамматическая основа предложения 2. Класс 5 3. УМК Бунеев Р.М. 4. Тип урока Урок открытия нового знания 5. Технологии Здоровьесбережени...


 

Комментарии

Монгуш Екатерина Михайловна

Анна Валентиновна, спасибо. Очень интересный подход к объяснению новой темы: одно из другого вытекает. Проблемное изложение материала.