Уроки №23-24 по Власенкову (10 класс, базовый уровень)
методическая разработка (русский язык, 10 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

Тема "Словообразовательный разбор (по составу) - №23-24

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki.23-24.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки № 23-24

Тема: Словообразовательный разбор слова (по составу)

Цель:  совершенствовать умения учащихся производить словообразовательный разбор, пользоваться им при определении значения слова и его написания.

Ход

I.

1. Просмотр материалов, отражающих работу учащихся по повышению письменной грамотности: а) выполнение упр.  по грамматике, орфографии, пунктуации; б) письменный лингвистический разбор; в) авторские тексты учащихся.

2. Проверка дом. задания (упр. 76):

- перечень слов с чередованием согласных в корне;

- синтаксический разбор последнего предложения;

- разбор по морфемному составу слов: выдумать, спала, послышится, ближайшей.

 II.    Ситуация вызова.  Выполнение упр. 78. Словообразовательный разбор слов (по составу) выполняется из этого упр.

 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР СЛОВА  ( ПО СОСТАВУ)

  1.   Измените слово и выделите окончание.
  2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (морфемы), с помощью которой (которых) оно образовано.
  3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная.
  4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова – корень.
  5. Есть ли в слове чередующиеся гласные и согласные? Если есть, подтвердите наличие чередования звуков.
  6.  Каковы особенности правописания слова? Обозначив орфограммы, определите, каким принципам русской орфографии они подчиняются. Если морфологическому,  то какие и как необходимо применить правила?
  7. Есть ли в слове морфемы, стилистически окрашенные (старославянского или иноязычного происхождения, характерные для народно-разговорной, народно- поэтической, просторечной, профессиональной, книжной лексики)? Каковы особенности употребления данного слова в речи?

III. Реализация смысла.  Выполнение дополнительных заданий.

  1. Сопоставьте пары  синонимичных слов по морфемному составу и другим их свойствам. Попробуйте употребить эти слова в одном и том же контексте (языковое окружение). Какая обнаруживается  разница при использовании их в речи ( с точки зрения образности, меткости, разговорной живости или, наоборот, книжности, официальности)?

Творение-тварь (живое существо), вышина-высь, леность-лень, лазейка-лаз, недомогание-немочь, летание-лёт, рычание-рык, сказание-сказ, синева-синь, красота-краса.

  1. В 20-е годы  XX века наблюдалось чрезмерное увлечение образованием сложных слов.

- Попытайтесь расшифровать следующие сложные слова, употреблённые в одном из официальных документов Смоленского губкома  РКП (б) в 1922г.

Военсовет, ревтрибунал, губполитотдел,  Рабкрин,  уполгубполитотдел,  предгубисполкома, Смолгубрабкрин.

IV.  Рефлексия.

- Выскажите своё мнение о языке, переполненном подобными словами.

V. Дом. задание.

1) упр. 81; произвести  словообразовательный разбор слов (по составу)( на выбор) из текста  к этому упражнению.

2) Повторить правило «О и Ё после шипящих» (стр. 233; упр. 325).

3) Индивидуальные планы повышения письменной грамотности учащихся, которые плохо воспринимают состав слова, в связи с чем допускают ошибки в написании корневых гласных и согласных, - упр. 79.  А упр. 87,315,317 – в планы учащихся, которые не в ладах с правилами пунктуации, правилами слитного и раздельного написания слов .

Приложение к урокам № 23-24

                             СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР СЛОВА  ( ПО СОСТАВУ)

1.  Измените слово и выделите окончание.

2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (морфемы), с помощью которой (которых) оно образовано.

3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная.

4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова – корень.

5. Есть ли в слове чередующиеся гласные и согласные? Если есть, подтвердите наличие чередования звуков.

6.  Каковы особенности правописания слова? Обозначив орфограммы, определите, каким принципам русской орфографии они подчиняются. Если морфологическому,  то какие и как необходимо применить правила?

7. Есть ли в слове морфемы, стилистически окрашенные (старославянского или иноязычного происхождения, характерные для народно-разговорной, народно- поэтической, просторечной, профессиональной, книжной лексики)? Каковы особенности употребления данного слова в речи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки по русскому языку с № 1 по №18 в 10 классе по учебнику А.И. Власенкова "Русский язык. Базовый уровень, 10-11 кл, 2010 год

При планировании уроков  использованы  элементы технологии критического мышления...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (базовый уровень; программа Рыбченковой, Власенкова)...

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...

Календарно- тематическое планирование уроков физической культуры для обучающихся 8 класса ( базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование уроков физической культуры для обучающихся 8 класса ( базовый уровень)...

Урок-презентация "Альдегиды и кетоны" 10 класс (базовый уровень)

Учебная презентация по органической химии (базовый уровень) «Альдегиды и кетоны». В наглядной форме представлены основные понятия темы. Может использоваться на уроке как при изучении нового материала,...

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень, по авторской программе Власенкова, Рыбченковой)

Рабочая программа  по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень)  составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федерального компонента государственного стандарта общ...