Из опыта работы "О подготовке к ГИА"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

О подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации. Большое внимание уделено методике работы по подготовке к сжатому изложению: способам и приемам компрессии текста, тренировочным упражнениям, начиная с 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty._o_podgotovke_k_gia.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Тайшета им. Николая Островского

Районный методический семинар

учителей русского языка и литературы

           О подготовке обучающихся

к государственной итоговой аттестации

                                                                     (из опыта работы)

                                                                        Файзрахманова

                                                                             Галина Владимировна

                                                                             Учитель русского языка

                                                                             и литературы

                                                                                Первая квалификационная

                                                                             категория

                                             

                                   

                                         

                                             Тайшет 2012

      Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием со стороны учителей к речевой подготовке школьников. Это объясняется во-первых, потому,  что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, то есть занимается речевой деятельностью;  во-вторых, этого требует и современная форма письменного экзамена по русскому языку.

    Механизм порождения связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно. Они складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения.

    К 9-му классу обучающиеся должны хорошо понимать, что текст – это законченная (или относительно законченная) последовательность предложений, связанных друг с другом по смыслу в рамках общего замысла автора (Т.М, Николаева); что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью. Немаловажным в работе  над текстом является и оперирование понятиями «тип речи» и «стиль речи». Важными критериями при оценке устных и письменных высказываний являются точность и лаконичность речи.

    Точность речи – это оптимальное словоупотребление, т. е. это выбор таких языковых средств, которые лучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и  идею. Нарушения точности речи наблюдаются в основном из-за недостаточного знания особенностей русского языка, чаще всего неверной сочетаемости слов. Наиболее типичными являются следующие ошибки: употребление слов в несвойственном им значении; смешение паронимов, омонимов;  неразличение синонимов.

     Лаконичность (краткость) речи предполагает чёткость изложения мысли,  выражается в умении передать её наименьшим количеством слов, а нарушение лаконичности речи ведёт к многословию. Д.Э.Розенталь выделяет несколько видов ошибок, связанных с многословием: плеоназм, использование лишних слов, тавтология, «расщепление сказуемого», «слова-паразиты»

 

                         Работа с частью I Cжатое изложение

   Сегодня девятиклассник, готовясь к экзамену, должен уметь написать не только подробное, но и сжатое изложение. Этот вид работы направлен на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приёмами компрессии текста.

   Как показывает практика, обучающимся легче написать текст дословно, чем коротко передать его содержание. Причин тому много. Это, к сожалению, и ограниченный лексический запас, и неумение проделать определённую мыслительную операцию свёртывания информации текста на разных его уровнях. Тех, кто испытывает трудности с написанием изложения немало. Сами девятиклассники так объясняют  свои затруднения: «плохо запоминаю текст», «у меня плохая слуховая память», «я невнимателен, часто отвлекаюсь, когда читают текст», страдаю отсутствием логики», «плохо понимаю то, что читают», «не помню конца», «у меня маленький словарный запас», «не умею выразить мысль», «пишу безграмотно». «Текст очень большой, а читается всего два раза, я ничего не успеваю записать». И только у единиц встречается вполне «взрослый» подход к делу: «Чтобы написать изложение, нужно понять текст, запомнить его и уметь выделить микротемы. В этом и состоит главная трудность»

   Сложившаяся практика показывает, что нарочито медленное чтение исходного текста, нередко больше напоминающее диктовку, и разрешение делать записи во время второго чтения привели к тому, что главной задачей для наших учеников стало стремление записать как можно быстрее и больше. Если же лишить учеников такой возможности, с изложением справились бы менее 30%. На самом деле  дословная запись текста ничем не лучше обыкновенной зубрёжки – запоминание без понимания.

    Правильно организованная работа по подготовке к изложению – это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью. Ничего, чего нет в исходном тексте, в изложении быть не должно.  

  Умению пересказывать нужно учить постоянно и систематически. Можно использовать такую методику. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого прочтения они пересказывают текст с целью понять, что они не запомнили. На эту работу обычно отводится 8-10 минут.

   Учитель читает текст второй раз. Ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Затем они пересказывают текст ещё раз, делая на черновике записи, составляют план, формулируют основную мысль. И только после этого пишут изложение.

   В отличие от традиционной методики, во время пересказа обучающиеся             отмечают не то, что они хорошо запомнили, а то, что пропустили, слушая текст. Эта методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, - механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть не сразу, осознаёт, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне – со стороны других учеников: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и  т. п. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики  учатся пересказу.

   Помогают развитию умения  пересказывать текст такие задания, как выделение микротем текста, определение основной мысли, проблемы текста.

Умение сформулировать вопросы к тексту также способствует работе по пониманию текста.

     Следующая трудность, с которой сталкиваются выпускники – это необходимость компрессии текста. Выделяют два основных способа сжатия текста: 1) исключение подробностей, 2) обобщение. При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали.  При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

  Правило: из текста можно изъять только информацию несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность текста. 

  В процессе написания сжатого изложения нам приходится решать ряд последовательных задач: 

   1) осмыслить содержание текста (о чём говорилось выше), определить его тему, идею, определить тип речи, стиль речи исходного текста;

   2) выявить в каждом предложении, абзаце, части основного текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию;

   3) составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями;

   4) изменить текст, используя возможные виды сжатия.

   На начальном этапе обучения компрессии текста лучше использовать тексты-описания и повествования. Начинать формировать умение выделять главную информацию в тексте следует с выделения опорных слов.

   Примеры заданий:

  1. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

   Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, задымившаяся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

   Можно ли на основе данных опорных слов построить текст? Что для этого надо сделать?

   2. Прочитайте текст. Определите его тему, Найдите в тексте её авторскую формулировку. Подумайте, может ли она стать заголовком текста? Укажите в тексте подтемы. Сформулируйте их и запишите после заголовка.

    Ночь на реке. Звёзды, ещё не созрев, были по-весеннему далёкими и мелкими. Зато луна, круглая и полная, висела над небом совсем ярко и празднично. В её серебристом свете всё вокруг лежало в блаженном оцепенении, и только река, в глубине которой отражалось небо, сверху отсвечивала зелёным надменным сиянием. (В.Г. Распутин).

   Приведём некоторые примеры исключения подробностей.

   В простых предложениях могут опускаться обстоятельства, дополнения со слабым управлением и определения.

   Сравните: Сегмент – линейный отрезок речевого потока. Сегмент – отрезок речи.

   Задание. Сократите текст, опуская обстоятельства, дополнения со слабым управлением, определения.

   Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный – обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошёл за водой.

   Задание.  Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.

    1) Абзац – отрезок письменной речи, в котором предложения объединены одной микротемой.

    2) Пуганая ворона и куста боится.

    3) Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла… (В.Шукщин)

    Правило. Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.

    Осложнённое предложение можно упростить за счёт:

    1) слов, грамматически не связанных с членами предложения;

    2) уточняющих членов предложения;

    3) пояснительных и присоединительных конструкций;

    4) причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;

    5) обобщения однородных членов предложения.

 

    Чтобы при свёртывании не произошло искажения информации, сначала нужно определить ценность распространителей и только потом решать, необходимо ли их исключение из текста.

   Примеры заданий:

   1) Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.

 - Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход.

 - Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлении о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой.

  - По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

    2) Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

    - Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

    - В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от весёлого всплеска воды на реках и озёрах, от рокота синих морей и океанов.

  Назовём некоторые способы упрощения сложного предложения

     1)исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;

     2)замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;

     3)замена сложного предложения простым с однородными членами;

     4)замена предложения с прямой речью сложноподчинённым  предложением с придаточным изъяснительным.

     

     Примеры заданий.

1) Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.

 - Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

 - Мы легко найдём на географической карте любое место, если знаем его долготу и широту.

 - Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.

 - Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

 - Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

2)  Замените сложные предложения простыми.

 - В начале 1930 года С.М.Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С.Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.

 - Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

 - Несмотря на то что шёл дождь, мы продолжали путь.

 - Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

   После отработки навыка сжатия отдельного предложения переходим к работе с абзацем. Экономной концентрацией можно считать предложения, полученные в результате свёртывания ряда предложений. Рассмотрим некоторые примеры сжатия текста на уровне абзаца, основанные на выявлении дублирующей информации. Она есть в любом тексте.

 1) Найдите дублирующую информацию и сократите текст.

  - Наконец выбираемся на свет, на площадку к средним и малым колоколам.

 На этой площадке с колоколами уже человек шесть – взрослые и дети – трезвонят во всю ивановскую.

  2) Сократите текст.

  - При сжигании топлива образуется углекислый газ, который поступает в атмосферу. Часть его распространяется в водах океана, часть поглощается живыми организмами, но не менее половины остаётся в атмосфере.

   Рассмотрим текст с последовательной (цепной) связью предложений.

   Человек сам создаёт себе лицо. На нём отражается всё: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее, и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести.

    Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.

   Попробуем убрать одно предложение из текста.

   Правило. При цепной связи нельзя убрать, какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.

   Теперь обратимся к тексту, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть параллельной связью.

   Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени…

   

     Попробуем извлечь 1-2 предложения из текста.

     Правило. При параллельной связи предложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла не меняют.

    СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счёт:

    свёртывания грамматических структур;

    обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста;

    извлечения из текста предложений, содержащих несущественную информацию.

    Последовательность действий при работе над сжатым изложением можно записать в виде следующей инструкции.

                  Инструкция «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте существенные (т. е. важные, необходимые) мысли.

  2. Найдите среди них главную мысль.

  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

  4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

    5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

    6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

    7. Обдумайте средства связи между частями.

    8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

    9. Запишите этот сокращённый, «отжатый» текст на черновике.

 

Пример сжатого изложения, написанного в 7 классе  по тексту «Обыкновенная земля» К.Г.Паустовского. (Упр. 281. Учебник «Русский язык 7» Авторы: М.Т Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

    Исходный текст.

    В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё  же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

    Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озёра, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

     Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в неё и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шёл холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.

     В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик заблудшей коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

     В Мещёрском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

     Что можно услышать в Мещёрском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

      Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днём край этот делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.  

     Вариант изложения.

     Мещёрский край очень скромен, но обладает большой притягательной силой.

     Здесь можно увидеть цветущие или скошенные луга, сосновые боры, лесные озёра, душистые стога.

      В безветренную погоду в сосновых лесах очень тихо, а в ветер они шумят великим океанским шумом.

     В Мещёрском крае можно увидеть обширные болота, одинокие избы лесников, косяки журавлей и знакомые всем звёзды.

     Здесь можно услышать крики птиц, вой волков, шорох дождей, плач гармоники в деревушке да колотушку деревенского сторожа.

      Но это только в первые дни. Потом этот край с каждым днём становится всё богаче, разнообразнее, милее сердцу.

                                   Работа над частью II  Тест

     Задания части II в ГИА включают в себя 14 вопросов по орфографии, пунктуации, синтаксису и стилистике, за каждый правильный ответ ставится 1 балл.

     Цель вопросов – проверить, как обучающиеся за время обучения в 5-9-х классах овладели основами грамматики, пунктуационными, орфографическими и речевыми нормами русского языка.

    Перечень элементов содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации по русскому языку приводится в кодификаторе – нормативном документе, являющемся основой для составления КИМов.

    Как показывает практика, в реальных условиях работы в 8-9 классах наиболее эффективными оказываются комплексные упражнения, в которых предлагаются задания, проверяющие знания учеников по разным разделам русского языка. Регулярное выполнение такого рода упражнений позволяет и отрабатывать навыки по новому материалу, и повторять уже изученные правила.

    К тексту с пропущенными буквами и знаками препинания предлагаются задания по орфографии, пунктуации, синтаксису. Например. Выпишите слова с пропусками, распределив их по группам: буква пропущена  1) в корне, 2) в приставке, 3) в суффиксе, 4) в окончании. Далее предлагаются задания обобщающего характера. Например. Корень. В каких словах первой группы пропущенную букву можно проверить ударением? Приставка. Отметьте приставку, написание которой зависит от значения. Ит.п. Синтаксис. В выделенном предложении подчеркните грамматические основы, укажите тип сказуемых, тип связи между частями сложного предложения.

    При повторении целесообразно использовать обобщающие таблицы и схемы. Например.

                            Типы приставок в русском языке

Одновариантные

Пишутся по морфологическому принципу: единообразно, независимо от произношения

(от-, об-, над-, по-, под-, с-, пред-, о-, за- и т.д.)

Двухвариантные

Пишутся по фонетическому принципу: перед звонкими согласными и гласными –з; перед глухими согласными –с.

(из-ис, воз- вос, раз-рас, без-бес, низ-нис, чрез- чрес)

Смысловые

Пишутся в зависимости от смысловых значений (пре- при-)

  Предлагаются лингвистические задачи обобщающего типа. Например.

  Почему слова с приставками на –з,-с разбиты на три группы? Какая, на ваш взгляд, группа слов может вызвать наибольшие затруднения?

 Исколесить                     Беззвёздный                     Расщедриться

 Изрезать                         Бессонный                        Расщепить

 Распухать                       Бесспорный                      Расчистить

 Разбудить                       Исследовать                     Бесшумный

 Бескрайний                     Иссушить                         Изжарить

 Безголосый                     Иззябнуть                        Изжога

    Повторение орфографии сочетается с освоением новых тем по синтаксису и пунктуации и с систематическим повторением пройденного ранее.К наиболее трудным для учеников темам обращаемся не однажды.

                                        Работа с частью 3

Третья часть – написание небольшого по объёму сочинения – выполняется на основе печатного текста, с которым обучающиеся работали, выполняя тестовые задания.

   Оцениваются умения учеников понимать основную мысль  прочитанного текста, адекватно передавать её в собственном письменном высказывании; выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводя как собственные аргументы, так и извлечённые из исходного текста.

   Ученическое сочинение должно обладать всеми основными признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью.

   Написание сочинения – рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. При написании сочинения-рассуждения ученик должен обязательно опираться на содержание исходного текста, но не пересказывать его.

   Обучающиеся должны чётко представлять себе структуру сочинения – рассуждения: Проблема, выдвинутая автором

                        Тезис

                        Аргумент

                        Аргумент

                        Вывод.

Сочинение на лингвистическую тему начинаем  с тезиса

Ученикам предлагаются клише, которые можно использовать в работе.

 Например,  при определении проблемы: Автор касается (рассматривает, поднимает, затрагивает) проблемы … Говорит о …Это важно, так как …

  Тезис в сочинении на лингвистическую тему: …очень важный знак препинания. Или Правила правописания необходимо знать. Они помогают лучшему пониманию текста, облегчают его восприятие и т.д.

  Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении: вводные слова: таким образом, итак, в заключение, как видим и др. Синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что…, в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…, эти примеры из текста доказывают, что…

   Практика показывает, что выпускники последних лет стали всё чаще выбирать сочинение на лингвистическую тему, так как они часто затрудняются с определением морально-этической проблемы. Даже определив и сформулировав проблему и тезис, они затрудняются в подборе аргументов. Скорее всего это объясняется их небольшим жизненным опытом, увы, но некоторой инфантильностью части обучающихся, недостаточно высоким уровнем коммуникативной культуры.

                             Результаты ГИА 2010-2011 года

Всего участников   -  54

«2»   -    2      -  96,3%   успеваемость

«4»   -   16    

«5»   -   15     -  57,4%   качество обученности

«3»   -   21    

                   Средний балл  -  3,8

   На сайте Института Развития Образования выложена информация о тех изменениях, которые ожидают учителей и обучающихся в ГИА 2012 года.

          ИЗМЕНЕНИЕ В ГИА (русский язык)

  Что ожидает нынешних 9-классников на экзамене по русскому языку в 2012 году?  Изменятся ли задания экзаменационного теста или останутся прежними?
На эти вопросы поможет ответить анализ проекта
КИМа 2012 года.  А его сравнение с демонстративным вариантом теста 2011 года поможет увидеть все изменения.


ЗАДАНИЯ ЧАСТИ С1 (часть 1)
В части 1 задании С1 (сжатое изложение) изменились требования к объёму изложения: в 2012 году он должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование - не менее 90 слов). В 2 раза снизилось количество слов и в тексте для прослушивания (было около 260, стало около 130).
Количество микротем тоже сократилось: было 4, стало 3.
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ А (часть 2)
Увеличилось количество заданий
уровня А, их стало 7 (было всего 3) за счёт добавления следующих вопросов:

  1. 3 по орфографии (перенесены из уровня В), 
  2. по фонетике (в прошлогоднем тесте ГИА задание по фонетике отсутствовало).

Вот так выглядят эти задания в проекте КИМа 2012:

А4  Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является
непроизносимым.
2) В слове ВХОДЯ (предложение 1) первый звук – [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н’] на
письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подивилась
2) вклинилась
3) касаются
4) написал

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«приближение»?
1) пришли
2) привычный
3) прикрыла
4) прислушалась

А 7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) бесценные
2) сосредоточена
3) напряжённо
4) деревянная

Формулировка заданий А1-А3 осталась прежней.

задание А1 ориентировано на понимание смысла текста, 

задание А2 - на определение лексического значения указанного слова, 

задание А3 - на знание средств речевой выразительности.

 ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В (часть 2)
Количество заданий уровня В уменьшилось на 5 (было 14, стало 9).
Это вызвано тем, что  

задания по орфографии в упрощённом виде перенесли на уровень А, 

уменьшили количество вопросов по пунктуации.

В связи с этим
изменилась очерёдность заданий экзаменационного теста 2012 года по сравнению с тестом 2011 года. Без изменения остался лишь порядок заданий:

В1 (замена указанного слова стилистически нейтральным синонимом),  

В5 (вводные слова),

В7 (СПП).

ЗАДАНИЕ С-2 (часть 3)
Изменились требования к объёму сочинения: в 2012 году минимальный объём сочинения должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование - не менее 50 слов).
Иначе выглядит
задание С2.1 (изменения подчёркнуты):
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
 Аргументируя свой
ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему
лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словамиГ.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.

Формулировка
задания С2.2 осталась прежней

Использованная литература

1. Борисенко Н.А., Нарушевич М.Г., Шапиро Н.О. «Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий к итоговой аттестации в 9, 11 классах.» Москва Педагогический институт «Первое сентября» 2008.

2. Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» Москва «Просвещение» 2000.

3. Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова С.А. «Русский язык 9-й класс Подготовка к государственной итоговой аттестации- 2011» «Легион» Ростов - на – Дону 2010

4. Журнал «Русский язык в  школе» №19 - октябрь 2010, №20 - октябрь 2010, №23 – декабрь 2010.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Из опыта работы подготовки школьников к олимпиадам по математике".

Внеклассная работа по предмету.Подготовка учащихся к олимпиадам. В целях развития у учащихся интереса к математике проводятся математические олимпиады различных уровней. Умение решать задач...

Обобщение опыта. Система подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Обобщение опыта "Система подготовки учащихся к ЕГЭ". Методы и формы работы при подготовке к ЕГЭ...

Обобщение опыта по подготовке к конкурсам

Аннотация к работе: Любой исследователь и даже юный должен заявить о себе, умело представить результаты своей исследовательской деятельности, от­стоять свою точку зрения, доказать правильность св...

Из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по математике"

В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило м...

ИЗ ОПЫТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Практический опыт подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку...

Выступление на педсовете из опыта работы "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Нужно сразу сказать, что я не считаю главной целью преподавания обществознания в школе подготовку к ЕГЭ. Если бы эта подготовка была главным делом учителя, то учительский труд стал бы неинтересным и, ...