Тетрадь пятиклассника для летних занятий
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Вислоусова Валентина Николаевна

Тетраль для занятий русским языком во время летних каникул. Занимательно и необременительно!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тетрадь пятиклассника

для летних занятий по русскому языку

Содержит занимательные упражнения, направленные на закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных за учебный год

Учитель В.Н.Старовойтова

25.06.2008


1 июля/вторник

Отгадай загадки и выполни морфемный разбор слов-отгадок (по составу):

  1. Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

  1. Золотое решето

Черных домиков полно,

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов.

2 июля/среда

Закончи пословицу и выполни синтаксический разбор получившегося предложения:

Под лежачий камень…

3 июля/среда

Среди букв, составляющих слова, есть «лишние», которые тоже входят в состав слова, но совсем другого. Таким образом, в каждой строчке перемешались два слова, причем одно из них – название школьного предмета. Так что же здесь написано?

огсетогррафвия

муачитетмаетилкьа

куфивзкыульртуорка

жбивиоолтоногиея

нафиукзиака

лабхоирмаинят

4 июля/пятница

  1. Прочитай слово лен по звукам справа налево. Запиши получившееся слово.
  2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод?
  3. Составь «футбольное» предложение с полученными ответами.

7 июля/понедельник

Задание «Кот в мешке». Этой букве,  незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. Назовите эту букву и запишите 5-6 слов с этой буквой в составе.

8 июля/вторник

Сочини частушку, используя данные окончания строк:

……………………………….мама

…………………………………бегу

…………………………….панама

…………………………………могу

9 июля/среда

Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей – «мужественный», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это испытать счастье, настоящее блаженство. Назовите это блюдо. В нескольких предложениях опишите, как вы его готовите. (Внимание: в задании содержится подсказка)

10 июля/пятница

Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Одно из этих слов относится к женскому роду. Составьте с ним словосочетание по схеме: прил.+сущ.

14 июля/понедельник

В данном предложении выделите грамматические основы и дайте ему характеристику.

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

15 июля/вторник

Помните строки Пушкина: «У лукоморья дуб зеленый…»? А что такое «лукоморье»? Поищите ответ в словарях и запишите его.

16 июля/среда

Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Расставьте знаки препинания:

  1. На опушке леса деревья и кусты примеряют зимний наряд.
  2. Поет зима аукает мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.

17 июля/четверг

Вставьте пропущенные буквы. Укажите, в какой строчке на месте всех пропусков пишется одна и та же буква:

  1. Вот и чайн_к за кофейн_ком б_жит, таратор_т, таратор_т, др_безжит.
  2. Вдруг из мам_ной из спальн_, кр_воногий и хромой, выбега_т умывальн_к и кача_т головой.
  3. Я усадил стар_ка на д_ванч_к, дал ему сладкого чаю стаканч_к.

18 июля/пятница

Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите однокоренное ему женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».

21 июля/понедельник

Прочитай текст. Определи лексическое значение слова «коса». Подбери к нему омонимы.

Подвела… коса.

На Олимпийских играх польская спортсменка обращала на себя внимание своей длинной густой косой. На состязаниях по прыжкам в длину с разбега она, приземляясь оставила след на песке не только ногами, но и косой… Строго следуя правилам, судьи по этой «отметке» и замерили ее прыжок. Результат оказался слабым. Через четыре года на Играх она выступала уже с короткой стрижкой и установила новый мировой рекорд.

22 июля/вторник

Реши загадки, запиши ответы и подчеркни удвоенные согласные:

В себе два Р

Содержит он –

Причал вокзальный.

Он - …

К нему причалил

С парной эС

По расписанию …

Словам пунктуальный, опрятный

Родня с двумя Ка

Слова с удвоенными эС –

Названья магистрали,

Бегущей через степь и лес

В неведомые дали.

Восхитит нас в цирке он –

С парной Т …

23 июля/среда

Тебе нужно добавить ко всем словам по одной и той же букве так, чтобы получились новые слова. В первом слове буква добавляется в начало, а во втором – в конец. Если ты все сделаешь правильно, то получишь в левом столбце ключевое слово:

Н

очник

карма

ночник

карман

?

раб

карт

?

лоток

поло

?

остов

рада

?

ника

опал

?

ожки

каска

?

порт

пресс

24 июля/четверг

Распредели слова на две колонки:

Ь

без Ь

        Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_, еш_те, ветош_, намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_,нож_, свеч_, калач_, реж_те, смерч_, леч_, пресеч_,задач_, без туч_.

25 июля/пятница

Поработай с орфографическим словарем: вставь буквы в словарные слова и запиши их в тетрадь.

Инт_ллект, опт_мизм, в_теран,

ор_гинальный, ф_нтазия, акв_рель,

апл_дисменты, д_ликатес, п_триотизм, к_сель, к_пыто, п_явка,

к_стыль, ап_льсин.

28 июля/понедельник

Задание «Ступеньки». Постарайся составить с помощью слов как можно больше «ступенек», начинающихся на заданную букву:

К

OOO

OOOO

OOOOO

OOOOOO

и т.д.

Л

OOO

OOOO

OOOOO

OOOOOO

и т.д.

29 июля/вторник

Спишите текст, вставив пропущенные буквы и подходящие по смыслу и форме слова (они даны после текста):

        Таня заболела, а у нее в нашем спектакле главная роль. Правда, она обещала к субботе ______. Если не _____, спектакль приде_ся отменить. А как не хоче_ся! Мы мечтали _____, как настоящие актеры. Думали, что Таня _____ на всю школу как лучшая Баба-яга среди пятых классов. Может, все еще _____ хорошо? Должно _____, как вы считаете?

 

30 июля/среда

Реши тест, проверь свои знания по теме «Глагол».

  1. Глагол отвечает на вопросы:
  1. Кто? Что?
  2. Каков? Чей?
  3. Что делать? Что сделать?
  1. Глагол изменяется:
  1. По временам
  2. По родам
  3. По числам
  4.           По лицам
  5. По падежам
  1. Чаще всего глагол в предложении является:
  1. Сказуемым
  2. Подлежащим
  3. Определением
  1. Какой глагол пишется с не слитно?
  1.          (не)было
  2.               (не)волит
  3.          (не)хватает
  1. Какой глагол совершенного вида?
  1. Ненавидеть

Проверь себя: 1-в), 2-а), б), в), г), 3-а), 4-б), 5-в).

  1. Переделывать
  2. Решить

31 июля/четверг

Ира и Кира – неразлучные подруги. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово – собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Докажи свою позицию, составив предложения с данными словами.

1 августа/пятница

Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». Цветет он с конца лета до начала осени. Очень распространен у нас. Вспомни, с какими цветами ты приходишь 1 сентября в школу. По своей форме они действительно напоминают звезды. Напиши название цветка и три слова, содержащих тот же корень.

4 августа/понедельник

Реши шарады и с полученными словами составь предложения:

Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами.

5 августа/вторник

Вставь пропущенные буквы:

        И сказал Крокодил: « Ты меня поб_дил! Не губи меня, Ваня Васильч_ков! Пожалей ты моих крокодильч_ков! Крокодильч_ки в Нил_  пл_скаются, со слезами меня дож_даются. Отпусти меня к дет_чкам, Ван_чка, я за то подарю тебе прян_чка».

6 августа/среда

Расшифруй аббревиатуры:

СНГ, ГАИ, ПК, ЧП.

7 августа/четверг

Как называют брата жены? Брата мужа? Сестру жены? Маму мужа? Отца жены? В этом задании тебе могут помочь родители.

8 августа/пятница

11 августа/понедельник

12 августа/вторник

13 августа/среда

Составьте словосочетания с несклоняемыми и неизменяемыми существительными из этого веселого правила:

Пони, домино, метро,

Какаду, пальто, бюро,

Кенгуру, фойе, кашне,

Гну, меню, пюре, пенсне –

Знайте: не склоняются,

Совсем не изменяются!

14 августа/четверг

Кого называли в Древней Руси немцами? А что такое орало? А десница? В этом задании тебе поможет «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный В.И.Далем.

15 августа/пятница

18 августа/понедельник

19 августа/вторник

20 августа/среда

21 августа/четверг

22 августа/пятница

25 августа/понедельник

Отгадайте загадки. Ответы запишите в тетрадь. Обозначьте орфограмму, которая есть во всех словах. 

  1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни  одной.
  2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет.
  3. Махнула птица своим крылом, накрыла весь свет черным пером.
  4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет.
  5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом.
  6. Дитя отца и матери, а никому не сын.

26 августа/вторник

27 августа/среда

28 августа/четверг

29 августа/пятница

Вспомни, из каких частей состоит велосипед, и правильно впиши эти слова в клетки кроссворда:

В

Е

Л

О

С

И

П

Е

д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Организация летней занятости детей Дворца творчества детей и молодежи «Гармония»

На современном этапе овладением методом проекта стало необходимостью, так как он ориентирует  на результат при решении практической или теоретической проблемы.В данном проекте рассматривает...

проект летней занятости "Страна мастеров"

проект программы летней занятости воспитанников детского дома...

Отчет по летней занятости учащихся школы

Занятость учащихся в летний период: оздоровление, отдых, акции, спорт, трудовые объеденения....

Отчет о летней занятости учащихся

Отчет о  летней занятости учащихся: оздоровление, отдых, спорт, трудовые объеденения....

тетрадь для лабораторно-практических занятий мдк 01

тетрадь для ЛПЗ ,специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания...

Программа летней занятости и оздоровления несовершеннолетних в условиях социально - реабилитационного центра.

Создание   благоприятных   условий   для укрепления здоровья и организации досуга воспитанников   во время летних каникул, развития творческого и интеллектуальн...

Рабочая тетрадь для коррекционно- развивающих занятий (7-е классы ССД)

В материале представлена рабочая тетрадь для коррекционно - развивающих занятий с учащимися 7-х классов с нарушением интеллекта, со сложной структурой дефекта....