Практикум по стилистике для старшеклассников
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

 

      Целью изучения родного языка в средней школе является подготовка грамотных, образованных людей, вооруженных навыками использования стилистически дифференцированной речи, способных к активной деятельности в различных областях жизни страны. Задача уроков русского языка – формировать коммуникативную компетентность в вопросах русского языка, стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность, творческое воображение, вдумчивое обращение со всеми средствами языка.Стилистическая компетентность, формируемая при изучении русского языка  должна отражать уровень совершенства выполняемого речевого действия.Для подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ предлагается этот практикум по стилистике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Целью изучения родного языка в средней школе является подготовка грамотных, образованных людей, вооруженных навыками использования стилистически дифференцированной речи, способных к активной деятельности в различных областях жизни страны. Задача уроков русского языка – формировать коммуникативную компетентность в вопросах русского языка, стимулировать творчество учащихся, развивать их наблюдательность, творческое воображение, вдумчивое обращение со всеми средствами языка.

Стилистическая компетентность, формируемая при изучении русского языка  должна отражать уровень совершенства выполняемого речевого действия.

Школьная стилистика должна представлять собой практически направленную часть функциональной стилистики. Школьная стилистика должна учить речевому мастерству, развивать мышление, эмоциональную сферу, эстетический вкус учащихся.

        В V-VII классах учащиеся должны получить элементарное представление о функциональных стилях и основных способах изложения - повествовании, описании, рассуждении (в том числе о рассуждении на дискуссионную тему), о теме и основной мысли сочинения; приобрести определенные умения сбора и систематизации материала к сочинению, изложения мыслей по плану с доказательством выдвинутых положений.

        В VIII-IX классах должны создаваться благоприятные условия для совершенствования навыков стилистически дифференцированной речи школьников. В этих классах изучается систематический курс синтаксиса, что дает возможность значительно обогатить речь учащихся стилистическими средствами, углубить понятие о функциональных стилях речи, развить - умение пользоваться более сложными видами         высказывания.

Практикум по стилистике для старшеклассников.
Вариант 2

Чтение,        запись         текста.
Назовите рассказчика и слушателя этой истории.
Найдите слова и выражения, содержащие оценку описываемых событий. Охарактеризуйте их с экспрессивно-стилистической точки зрения.

Дня через четыре приезжает Азамат в крепость. По обыкновению он зашел к Григорию Александровичу, который его всегда кормил лакомствами. Я был тут. Зашел разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича: уж такая-то она резвая, красивая, словно серна, ну просто, по его словам, этакой и в целом         мире         нет.
Засверкали глазенки у татарчонка, а Печорин будто не замечает; я заговорю о другом, а он, смотришь, тотчас собьет разговор на лошадь Казбича. Эта история продолжалась всякий раз, как приезжал Азамат. Недели три спустя стал я замечать, что Азамат бледнеет и сохнет, как бывает от любви в романах-с. Что за диво?..
Вот видите, я уже после узнал всю эту штуку: Григорий Александрович до того его задразнил, что хоть в воду. Раз он ему и скажи:
– Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь, а не видать тебе ее как своего затылка! Ну, скажи, что бы ты дал тому, кто тебе ее подарил бы?..
– Все, что он захочет, – отвечал Азамат.

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»).

По обыкновению (разг), уж (разг.), всегда, такая-то (разг.), ну (разг.) просто, по его словам (вв. сл.), этакой (разг.) и в целом мире нет, засверкали глазенки (разг.), у татарчонка (разг.), стал замечать, бледнеет и сохнет (прост.), как бывает от любви в романах-с (ирон.), что за диво? (разг.), штуку (разг.), до того задразнил (разг.), хоть в воду (разг.).

Разговорные элементы и в речи Печорина. Найдите их, определите лексическое значение, синтаксическую функцию и роль в идейном содержании.

Больно (понравилась) – очень; наречие степени, обстоятельство.
(Не видать) как своего затылка – никогда; фразеологический оборот, обстоятельство (ср.
не видать как своих ушей).

– Объясните, почему оборот (не видать) как своего затылка является фразеологическим, а не сравнительным, а значит, не обособляется.

По структуре этот оборот представляет собой синтаксически неделимое, цельнооформленное, непроницаемое сочетание, по своему значению (переносному) соотносится с одним словом – наречием никогда.

– Найдите в тексте единицы различных уровней со значением сравнения, определите их место в предложении, объясните пунктуацию.

красивая, словно серна… – сравнительный оборот, зависит от составного именного         сказуемого         (обязательное         обособление).
Печорин
будто не замечает – сравнительный союз, входит в состав сказуемого (запятая         не         нужна).
…Азамат бледнеет и сохнет,
как бывает от любви в романах-с – придаточное предложение со значением сравнения в СПП (всегда отделяется от главного предложения запятой).

Какими языковыми средствами выражается приблизительность обозначения времени происходящего?

дня         через                четыре, недели три         спустя –         инверсия;
после, раз (разг.) – наречия времени.

Найдите повторяющиеся слова, сравните их лексическое и грамматическое значение, частеречевую принадлежность.

1) Приезжает – глагол изъявительного наклонения настоящего времени в значении прошедшего; неопределенная форма приезжать. Прибыть.
Приезжал – глагол изъявительного наклонения прошедшего времени; неопределенная форма – приезжать. Прибыть.

2) Зашел – глагол в изъявительном наклонении, прошедшем времени; неопределенная форма – зайти. Идя, по пути побывать.
Зашел – глагол в изъявительном наклонении, прошедшем времени; неопределенная форма – зайти. Возникнуть, начаться.

3)         Разговор         (зашел).
Разговор (собьет) – отличается только падежная форма (и.п. – в.п.).

4) (Разговор) о         лошадях –         сущ.         ж.р.,         п.п.,         мн.         ч.
(Начал расхваливать) лошадь – сущ. ж.р., в.п., ед. ч.
(Собьет разговор) на лошадь – сущ. ж.р., в.п., ед. ч.
(Понравилась) лошадь – сущ. ж.р., и.п., ед. ч.

5) (Всякий) раз – существительное м.р., 2-го скл., ед.ч. Случай, явление в ряду однородных (повторяющихся или возможных) действий, проявлений чего-либо.
Раз (скажи) – нареч. времени, неизмен. ф. Однажды.

6) (Он и) скажи – глагол повелительного наклонения в значении изъявительного, в прошедшем времени; неопределенная форма – сказать. Говорить.
(Ну), скажи – глагол повелительного наклонения; неопределенная форма – сказать.         Говорить.
(Значение слов может быть уточнено по Толковому словарю С.И. Ожегова).

Определите роль повтора в рассказе Максима Максимыча.

Выпишите глаголы. Определите наклонение. В тексте большая часть глаголов употреблена в изъявительном наклонении прошедшего времени (они прямо обозначают действие, происходящее до момента речи, формируя повествовательный тип речи, задавая размеренный, эпический тон) – зашел, кормил, был, начал расхваливать, засверкали, продолжалось, приезжал, стал замечать, узнал, понравилась.

Как известно, в повествовании текстообразующую роль играют глаголы. Сравните общее количество глаголов с количеством глаголов, употребленных в переносном значении. Сколько глаголов, обозначающих произошедшее действие, выражено другими формами, помимо изъявительного наклонения прошедшего времени?

Из 25 глаголов (не считая входящих в состав вводных конструкций и фразеологического единства) только 2 имеют переносный смысл (собьет, сохнет). Действие, произошедшее до момента речи, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени в 10 случаях, другими способами         –         8         примеров.
Можно сделать вывод: основная эмоционально-экспрессивная стилистическая нагрузка в данном повествовании лежит на грамматической форме глаголов.
Благодаря использованию ресурсов морфологии (парадигмы наклонений и времен глаголов) рассказ героя легко воспринимается слушателями, становится динамичным,         выразительным         и         интересным.
Употребление элементов разговорного стиля создает ситуацию непринужденной беседы, а также служит средством характеристики образа рассказчика.
Формально-грамматическая и стилистическая сторона текста гармонически соответствует острому, почти детективному сюжету романтической новеллы.

Приложение 3

Карточка №1

Определите стиль речи. Укажите языковые средства, характерные для стиля.

Кометы – небесные тела, входящие в состав Солнечной системы; имеют вид туманных пятнышек с ярким сгустком в центре – ядром. У ярких комет при приближении к Солнцу появляется хвост в виде светящейся полосы.

Детская энциклопедия.

Текст научного стиля. Сообщаются сведения, имеющие познавательный характер. Высказывание точное, обобщённое. Отношение автора не передаётся. Значение термина раскрывается в научном определении.

Логичность (последовательность и аргументированность), беспристрастность, точно передаётся информация для сообщения знаний.

- Итак, каковы особенности научного стиля? (используются специальные слова, в том числе термины); специальная фразеология; сложные синтаксические конструкции с вводными словами; конструкции с обобщающими родовыми наименованиями.

Карточка № 2

Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для научного стиля.

Теперь спрашивается: какова же конкретно область явлений, где встречаются процессы психического взаимодействия? Нет ли каких-либо наглядных признаков, путеводных вех, которые позволяли бы говорить: вот здесь дано взаимодействие психическое, а здесь нет?
Для ответа на эти вопросы мы должны обратиться за помощью к биологии и психологии. А эти науки говорят, что только организмы, наделенные развитой нервной системой, в частности, обладающие серым корковым веществом мозга, проявляют психическую жизнь как совокупность идейных, волевых и чувственно-эмоциональных состояний. Вне развитой нервной системы нет и не может быть сознания. Отсюда вывод: психическое взаимодействие дано в общении организмов, наделенных развитой нервной системой <...>. Такими организмами являются человек
(Homo sapiens) и высшие животные. Следовательно, общество в смысле социологическом означает, прежде всего, совокупность людей, находящихся в процессе общения, и далее – совокупность взаимодействующих высших организмов.

(Сорокин А.П. Общая социология. М., 1992.С. 29)

Карточка № 3

Вы работаете переводчиком-референтом в ЗАО «Супершкола». Неожиданно вам понадобился внеочередной отпуск (разумеется, за свой счет) сроком на один месяц. Изложите свою просьбу в заявлении на имя генерального директора фирмы – Иванова Ивана Петровича.

Карточка № 4

Определите, с какими глаголами обычно сочетаются приведенные слова в пределах официально-делового стиля?

Анкета, благодарность, виза, выговор, договор, доклад, документ, заявка, заявление, объявление, подпись, предложение, приказ, расписка, справка.

Карточка № 5

Перестройте предложения таким образом, чтобы они соответствовали официально-деловому стилю.

1. Попросить выполнять пока обязанности заместителя декана Ковалеву В.С.
2. Приказываю, чтобы за безопасность учеников во время экскурсии отвечала классный руководитель 11-го «Б» класса Иванова В.М.
3. Надо рассказать всем преподавателям о новой инструкции.
4. Так как Городская дума приняла такое решение, надо ввести новые цены на коммунальные услуги.

Карточка № 6

Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

1) Врач спросил больного, как он себя чувствует.

2) В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты.

3) Меня спросили, что, не знаю ли я, где живет врач.

4) В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.

1) Чиркнула спичка, на секунду осветив развешенные сети, сено, старика.

2) Обоз стоял на мосту, тянувшемся через широкую реку.

3) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.

4) Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

1) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.

2) Девушка-оператор прекрасно освоила новую профессию.

3) Через час начнется совещание по выработке плана спасательных работ.

4) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

5) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

1) Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров.

2) Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

3) Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

4) Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.

Карточка № 7

Найдите слово, которое употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

1. Мне купили новые масляные краски.

2. Мне доводилось наблюдать феерию полярного сияния.

3. Он был послушником и всегда делал то, что ему говорили старшие.

4. Он жил в мансарде, стоявшей в глубине сада.

5. Кворум депутатов Государственной Думы состоится на следующей неделе.

Карточка № 8

Создайте образную картину того, о чем говорится в учебнике математики.

А) всадник и велосипедист едут по одной дороге навстречу друг другу. Расстояние между ними 2 км…;

Б) жук ползет по стволу дерева со скоростью 6 см/с. По тому же дереву ползет вниз гусеница…

Карточка № 9

Определите, к каким функциональным стилям принадлежат следующие отрывки. Найдите в них характерные для каждого стиля черты.

1) Коэффициент корреляции характеризует степень тесноты линейной зависимости между случайными величинами. Если случайные величины Х и У связаны точной линейной зависимостью:

Y=aX+b

то rxy = ±1, причём знак «плюс» или «минус» берётся в зависимости от того, положителен или отрицателен коэффициент а.

2) Беспримерный подвиг, совершённый советским народом в годы Великой Отечественной войны, уже нашёл отражение в сотнях и тысячах книг. Однако эта поистине неисчерпаемая тема ждёт новых глубоких исследований. К событиям военных лет постоянно приковано внимание миллионов читателей, в том числе и тех, кто ещё только вступает в жизнь. Книги о минувшей войне по праву считаются одним из самых популярных видов литературы. И это не случайно: ведь люди хотят знать как можно больше об истории нашей Отчизны.

3) – А как он с Владимиром Николаичем: Володька, пойдём на половецкие пляски. И идут на «Князя Игоря», но смотреть тока половецкие пляски.

4) Настоящий документ выдается всем окончившим полный курс обучения в указанном выше учебном - заведении. При утере не возобновляется.

Карточка № 10

Перечисленные ниже слова и обороты распределите на четыре группы, в соответствии с четырьмя функциональными стилями – научным, официально-деловым, публицистическим и разговорным. Слова каждой группы выпишите в отдельный столбец. Вставьте пропущенные буквы.

Нижеслед…щий, военщина, сгущ...нка, дифференциальный, температура кипения, иметь место, вояж, газировка, формулировать, послать на картошку, подвергать анализу, драндулет, ввере...ый, стать на вахту, шаром покати, привлеч...н к ответстве...ости, в истекш...м году, выве...ти формулу, припарадились, таковой, изотермический, маловат, великоват, самоотверже...ый, вышеназванный, каюк, ча...ния, завалить (экзамен), оказать содействие, дисперсия, шумиха, закатить выговор, в случае н...явки, постоя...ая величина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Практикум по стилистике

Презентация содержит разбор заданий по стилистике для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Материал рассчитан на один урок....

Урок-практикум для учащихся и учителей "Стилистика поможет"("Правильно ли мы говорим?")

Повышайте уровень речевой культуры! Вам поможет стилистика!...

Практикум. Стилистика прилагательных

Дидактический материал для проведения практической работы по стилистике прилагательных...

Планирование по курсу "Практикум по стилистике" 5,7 классы

В материале представлены пояснительная записка, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование по курсу и содержание занятий....

Практикум по стилистике

Предлагаемая программа развивает содержание базисного курса русского языка и позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку , на...

Лекция-практикум с презентацией «Как помочь старшеклассникам подготовиться к экзаменам?»

laquo;Как помочь старшеклассникам подготовиться к экзаменам?»...

Практикум по профориентации для старшеклассников "Хочу. Могу. Надо".

Практикум "Хочу. Могу. Надо". Направлен на формирование осознанного выбора будущей профессии у старшеклассников....