Проект «Знаки препинания - ноты при чтении» для 5 класса.
материал (русский язык, 5 класс) по теме

Смирнова Наталья Александровна

 

       Проект «Знаки препинания - ноты при чтении» предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложении с учётом его смыслового, синтаксического членения и интонационных особенностей. Обучающиеся узнают о возникновении системы знаков препинания, придут к пониманию того, что пунктуация является важным приёмом организации текста.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_znaki_prepinaniya.docx87.64 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта

«Знаки препинания – ноты при чтении».

Тип проекта

  1. Монопредметный;
  2. среднесрочный (до одного месяца);
  3. внутриклассный;
  4. групповой;
  5. информационный.

Категория обучающихся

5 класс.

Предмет

Русский язык.

Актуальность проекта

Требования, предъявляемые школой к развитию обучающихся, актуализируют задачу, связанную с культурой речи. Не секрет, что грамотность школьников последнее время падает, о чём свидетельствуют результаты ГИА-9 и ЕГЭ.

Одна из проблем становления функциональной грамотности сопряжена с пунктуацией. Всё дело в том, что в основе этого раздела науки о языке лежит смысловое понимание отрезка речи. Это особенное «смысловое понимание» текста сегодня реализуется в нарастающем количестве авторских знаков препинания. Последнее время в обществе происходят процессы, которые «расшатывают» сложившиеся в языке пунктуационные нормы.  Например, двоеточие сегодня активно «потесняется» тире.

В ГИА-9 среди проверяемых элементов содержания – темы, связанные с пунктуацией:

  1. В4 (Осложнённое простое предложение);
  2. В5 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения);
  3. В7 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях).

Критерии оценивания  грамотности изложения и сочинения ГИА-9 включают ГК2 – «Соблюдение пунктуационных норм».

В ЕГЭ среди проверяемых элементов содержания – темы, связанные с пунктуацией:

  1. А20 (Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами);
  2. А21 (Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: определениями, обстоятельствами, приложениями);
  3. А22 (Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения);
  4. А23 (Знаки препинания в простом осложнённом предложении с однородными членами);
  5. А24 (Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении);
  6. А25 (Знаки препинания в сложноподчинённом предложении);
  7. А26 (Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи).

Критерии ответа на задание С1 ЕГЭ (сочинение) включают К8 – «Соблюдение пунктуационных норм».

Все изложенные актуальные аспекты заставляют учителя искать доступные, увлекательные, интересные для обучающихся пути «раскрытия» сложного языкового явления, оптимальные формы и методы работы.  

Данный проект предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложении с учётом его смыслового, синтаксического членения и интонационных особенностей. Обучающиеся узнают о возникновении системы знаков препинания, придут к пониманию того, что пунктуация является важным приёмом организации текста.

Ещё Пушкин говорил о том, что «они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание». «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться», - считал К. Паустовский.

Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.

Цель проекта  

Развитие культуры письма, совершенствование правописной (пунктуационной) грамотности обучающихся.

Задачи проекта

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Создать условия, способствующие повышению культуры письменного общения.
  3. Раскрыть перед учениками пунктуацию как систему правил постановки знаков препинания с привлечением исторических сведений.
  4. Развить языковое чутьё, лингвистическую интуицию.
  5. Продолжить совершенствование навыков речевого самоконтроля на основе работы со справочной литературой.
  6. Создать условия для развития аналитических умений обучающихся извлекать информацию на основе работы с таблицами и схемами.
  7. Обобщить и систематизировать знания пятиклассников о простом предложении по основным темам раздела «Пунктуация».

Методы и приёмы

  1. объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод (слово учителя, чтение учебника, демонстрация презентаций, таблиц, схем, телевизионные передачи, фронтальный опрос);
  2. проблемный метод (наблюдение, работа с книгой, проблемный рассказ);
  3. частично-поисковый (эвристический) метод (самостоятельная работа учащихся, беседа, составление плана разрешения определённой проблемы);
  4. исследовательский метод (изучение справочной литературы по исследуемой теме, разработка плана исследования, оценивание полученных результатов, рефлексия).

План проведения проекта

  1. Разделить класс на 4 группы в зависимости от исследуемой проблемы:
  1. «Летописцы русской пунктуации», 
  2. «Литературная компания знаков препинания», 
  3. «Дозорные пунктуации», 
  4. «Головоломки знаков препинания».  
  1. Дать задание группам.  

Необходимо создать комфортные  условия  для  дифференцированного  обучения.

Возможности  для  всех  учеников

Работа  в  группах  позволяет  учащимся  выбрать для себя  роль в  соответствии со  склонностями, интересами, чтобы  быть успешным и внести свой вклад  в итоговую работу:

  1. Анализ источников;
  2. Поиск и обработка необходимой информации по теме проекта;
  3. подготовка к представлению отчётного материала по теме проекта;
  4. организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы;
  5. обработка результатов;
  6. представление проектного продукта.

Для  одарённых  учеников

Одарённым ученикам можно поручить индивидуальные исследования,  написание сочинения, создание банка тренингов, конструкторов.

Этих учеников можно ставить во главе группы.

Для  учеников, испытывающих  трудности в обучении

Проблемным ученикам можно дать задания для работы с художественной  литературой по подбору загадок, стихов о знаках препинания.

  1. Организовать самостоятельную работу групп.
  2. Выработать критерии оценивания будущих работ и ознакомить с ними участников проекта.
  3. Подготовить отчёты по группам.
  4. Выступить с презентацией проекта.
  5. Дать оценку проведённой работе.

Предполагаемые формы продуктов проектной деятельности

  1. Буклет «Сведения из истории русской пунктуации» группы «Летописцы».
  2. Книжка «Парад знаков препинания» группы «Литературная компания».
  3. Тренинги по теме «Пунктуация» и сочинение о роли знаков препинания группы «Дозорные».
  4. Конструкторы группы «Головоломки».  

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный.
  1. Актуализировать  знания школьников о  знаках  препинания.
  2. Сообщить  тему,  цель   и  задачи  проекта.
  3. Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте.
  4. Определить источники информации.
  5. Подготовить памятки, инструкции  по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.
  6. Найти в расписании время для консультаций.
  7. Установить время занятий в компьютерном классе и библиотеке.
  8. Решить, как ученики собирают и где хранят результаты работы.
  1. Планирование.
  1. Познакомить учащихся с критериями оценивания работы.

Оценивается процесс проектирования, содержание конечного продукта, его оформление, защита, а также каждый ученик получает возможность высказать своё отношение к проектному обучению.

Оценивание ученика происходит дважды: на входе (начало работы) и на выходе (её окончание) – по 3 уровням:

1-й уровень – 5 баллов,

2-й уровень – 10 баллов,

3-й уровень – 20 баллов. 

Показатели уровней освоения того или иного способа проектной деятельности приведены в таблице.

 

5 баллов

10 баллов

20 баллов

Постановка

проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем.

Ученик описал существующую ситуацию и указал свои намерения при работе над проектом.

Ученик проанализировал реальную ситуацию и назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией; таким образом он сделал первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы.

Постановка

цели, задач

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта, поставленной учителем.

Ученик сформулировал задачи, цель проекта, определённой совместно с учителем. В предложенном списке могут быть упущены 1-2 задачи.

Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, предложил задачи, решение которых связано с продвижением к цели.

Планирование

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом, описал полученный продукт.

Ученик самостоятельно выстроил план действий, на этапе планирования описал продукт, который предполагал получить.

Ученик указал время, необходимое для выполнения действий по плану, описал характеристики продукта, способ его использования, предложил точки контроля.

Оценка

результата

Ученик предельно просто высказал своё отношение к полученному продукту: нравится/не нравится, хорошо/плохо.

Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. Назвал трудности, с которыми он столкнулся в работе.

Ученик предложил группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта. Назвал причины успехов и неудач в работе над проектом.

Работа с

информацией

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника, воспроизвёл примеры, аргументацию, выводы.

Ученик указал, какая информация необходима ему для работы над проектом, интерпретировал полученную информацию в содержании проекта, предложил свою идею, сделал выводы.

Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. Зафиксировал информацию, полученную из разных источников, указал сведения, противоречащие друг другу, сделал выводы, привёл аргументы.

Работа в группе

Ученик высказывал свои идеи или своё отношение к идеям других членов группы, если его к этому стимулировал учитель.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее, в основном самостоятельно следовал процедуре обсуждения.

Ученик самостоятельно договаривался о правилах и вопросах для обсуждения, задавал вопросы на уточнение идей членов группы.

Содержание

конечного

продукта,

его оформление

Ученик, излагая полученную информацию, соблюдает нормы оформления текста, заданные образцом: воплощение цели и задач проекта, аккуратное оформление работы.

Нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, качеством оформления (преобладание схем, таблиц, моделей, лингвистических рисунков над словесными формулировками, наличие эпиграфа, использование цвета).

Ученик проявлял самостоятельность, оригинальность в раскрытии темы и оформлении конечного продукта.

Качество уклада

Ученик выстроил свою речь в соответствии с формой подачи материала, заданной образцом: вначале сообщил цель и задачи проекта, затем прокомментировал их воплощение в содержании работы, в конце презентации сделал вывод.

Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос.

Ученик использовал в речи паузы, интонирование для выделения смысловых блоков своего выступления, а также слова «во-первых», «во-вторых», «итак», соблюдал регламент работы.

В ответ на вопрос, заданный на понимание, дал объяснения или дополнительную информацию.

Ученик использовал невербальные средства общения, был готов работать с перегрузкой, доброжелателен и готов к дискуссии, стремился достигнуть высоких результатов.

На вопрос отвечал по существу. Если вопрос задан не по теме выступления, вежливо сообщал об этом спрашивающему.

Итоговая оценка выглядит следующим образом:

110-160 баллов – высокий уровень сформированности способов проектной деятельности – «5» («отлично»);

70-105 баллов – средний уровень – «4» («хорошо»);

25-65 баллов – низкий уровень – «3» («удовлетворительно»);

менее 20 баллов – очень низкий уровень – «2» («неудовлетворительно»).

  1. Организовать группы, распределить роли.
  2. Совместно сформулировать вопросы для поисково-исследовательской деятельности.
  3. Разработать план действия каждого участника проекта.
  4. Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов.
  1. Осуществление проекта.

Работа  в  группах.

  1. Группа «Летописцы» собирает  материал  о возникновении знаков  препинания,  интересные  исторические  факты.  Отчёт  представляет  в  виде  буклета «Сведения из истории русской пунктуации».  

Учитель

Ученик

Всегда ли существовали знаки препинания?

Всем хорошо известно, что в Древней Руси обходились без знаков препинания.

Удобно ли было такое оформление текстов?

Такое оформление вызывало массу неудобств: чтение было медленным и трудным.

Какой знак препинания является древнейшим?

Древнейшим знаком является точка.

Где впервые встречается точка?

Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.

Отличалось ли её употребление от современного?

Употребление точки в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.  Например:

«въоновремя•приближашесяпраздникъ•».

Какое объяснение слову «точка» даёт В. И. Даль?

Вот какое объяснение слову «точка» даёт великий русский учёный и писатель, прославившийся как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль: «ТОЧКА (ткнуть) - значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».

Можно ли точку считать родоначальницей русской пунктуации?

Точку можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название многих знаков препинания. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».

Какой знак препинания считается самым распространённым?

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

От какого слова произошла «запятая»?

По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» - это результат субстантивации страдательного причастия прошедшего времени от глагола «запяти(ся)» - «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать» - «останавливать», «задерживать».

Имеет ли запятая смысл?

Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».

Когда появляется большинство известных нам сегодня знаков препинания?

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках.

Так, скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным», так как внутри скобок было что-то написано, он как бы вмещал в себе какую-то информацию. Впервые круглые скобки появились в Грамматике Мелетия Смотрицкого.

Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания (удивления) в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755).

Вопросительный знак встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке.

Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Какие знаки появились позднее?

К более поздним знакам относятся тире и многоточие.

Знак многоточие под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Слово «тире» восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак! «Чёрная полоса чернил», «молчанка», «длинная черта», «горизонтальная черта», «знак пресечения». Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. М. В. Ломоносов писал: «Молчанка начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время, либо для приготовления читателя к какому-либо важному слову или действию».

Что известно о возникновении кавычек?

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола «кавыкать» - «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» - «утёнок», «гусёнок»; «кавка» - «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».

Кем впервые выражена мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста?

Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым: «Знаки ставятся по силе разума».

  1. Группа «Литературная компания» собирает материал, состоящий из стихов и  загадок  о  знаках  препинания, оформляет его в  виде  книжки  «Парад знаков препинания». 

Учитель

Ученик

Какие поэты обращались в своём творчестве к теме «Знаки препинания»?

Самуил Маршак, Ирина Токмакова, Василий Курочкин, Ванда Хотомская, Константин Куксин.

Какие загадки о знаках препинания вы знаете?

УГАДАЙ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ!

Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!

Вечно думал он над смыслом, изогнулся коромыслом.

Всегда подслушать норовят то, что другие говорят.

Выйдет на дорожку - всем подставит ножку. 

Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

Известно миру с давних пор, что знак и я немаловажный. И не окончен разговор… и начинает думать каждый. 

Ляжет палочкой на строчку - проходите по мосточку.

На крохотное ушко похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Словам раскрывает объятья: ждём в гости вас, милые братья.

Стоят три кумушки рядком, 

Ведут беседу, но тайком, 

Какими-то далёкими, 

Туманными намёками.

Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу - за то, что много знать хочу.

Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе. Меня зовут?

Я маковкой-крупинкой упала на тропинку, 

Остановила вас - закончила рассказ.

  1. Группа «Дозорные пунктуации» обобщает и систематизирует изученное по основным темам раздела, создаёт тренинги, пишет сочинение  о  роли  знаков  препинания.  

Учитель

Ученик

Что такое пунктуация?

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. «Пунктуация» от лат. punctum – точка.

Сколько знаков препинания в русском языке и как они называются?

В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки.

Какие функции выполняют знаки препинания?

Они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, завершающую.

Тренинг «Определите функции знаков препинания».

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Ты, конечно, спору нет.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Ядра - чистый изумруд… (А.С. Пушкин)

Когда на письме употребляется восклицательный знак?

Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость  и т. д. 

Тренинг «Чьё это признание?»

Ребята! В предложениях

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение, 

Тревогу, восхищение, победу, торжество…

Не зря я от рождения

Противник тишины.

Где я, те предложения 

С особым выражением

Произносить должны. (А. Тетивкин)

Что ставится в конце вопросительного предложения?

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.  

Тренинг «Какой знак любопытный?»

Разные вопросы

Задаю я всем:

- Как?

- Откуда?

- Сколько?

- Почему?

- Зачем?

- Где?

- Куда?

- Какая?

- Отчего?

- О ком?

- Что?

- Кому?

- Который?

- Чья?

- Каким?

- О чём?

Вопросы – двигатель человеческого познания. На какие четыре группы можно разделить всё множество вопросов?

1 группа – вопросы, которые задают, когда хотят что-то узнать;

2 группа – вопросы, на которые дают утвердительный или отрицательный ответ;

3 группа – альтернативные вопросы;

4 группа – вопросы, на которые не ожидают ответа.

Когда в конце предложения ставится точка?

Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на письме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

Тренинг «Расставьте точки, чтобы получился понятный текст».

…Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна

кисель там варят.

Что необходимо для правильной постановки знаков препинания в конце предложения?

Внимание, восприимчивость  к смыслу, чувствам и выражающей их интонации.

Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире. Тире разделяет подлежащее и сказуемое: «Ядра - чистый изумруд…» (А. С. Пушкин)

Что вы знаете о знаках препинания при однородных членах предложения?

Запятая ставится для разделения однородных членов предложения 

а) если они не соединены союзами;

б) если они связаны противительными союзами;

в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами;

г) если они соединены двойными союзами. 

Тренинг «Разделите однородные члены знаками препинания».

И царица хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищёлкивать перстами.

Снова князь у моря ходит

С синя моря глаз не сводит.

На него старуха не взглянула

Лишь с очей прогнать его велела.

Воеводы не дремали

Но никак не успевали…

Ни побоища ни стана

Ни надгробного кургана

Не встречает царь Дадон.

Родила царица в ночь

Не то сына не то дочь… (А. С. Пушкин)

Выделяется ли обращение знаками препинания? Какую функцию эти знаки будут выполнять?

Обращение - это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь. На письме обращение выделяется знаками препинания. Оно может стоять в начале предложения, внутри предложения или в конце предложения.

Когда обращение стоит в начале предложения, оно отделяется запятой или восклицательным знаком. Восклицательный знак ставится тогда, когда обращение произносится с сильным чувством.

Когда обращение стоит внутри предложения, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

 Когда обращение стоит в конце предложения, перед обращением ставится запятая, а после него - тот знак, который нужен по смыслу предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

При обращении знаки препинания выполняют выделительную функцию.

Тренинг «Расставьте знаки препинания».

Ты  царица всех милее

Всех румяней и белее

Чего тебе надобно старче

Бог с тобою золотая рыбка

Дурачина ты простофиля

Не умел ты взять выкупа с рыбки

Чем вы гости торг ведёте

И куда теперь плывёте

Не гонялся бы ты поп за дешевизной (А. С. Пушкин)

Какова пунктуационная особенность вводных слов?

Вводные слова - это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.  На письме вводные слова выделяются запятыми.  

Тренинг «Выделите знаками препинания вводные слова».

Что ты это выдумал право?

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам однако нужен.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали.

Ждут бывало с юга, глядь, -

Ан с востока лезет рать!

Чай теперь твоя душенька довольна.

Пёс ей под ноги - и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдёт старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху. Что за чудо?

«Видно выспался он худо»…

Только полно правда ль это? (А. С. Пушкин)

Какова смысловая роль знаков препинания?

Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.

Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость, - знаком восклицательным (!).

Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коротко: «!».

Иногда пишутся даже целые письма, состоящие только из знаков препинания. Об одном таком «письме» рассказал М. Исаковский в песне «На закате ходит парень»:

А вчера прислал по почте 

Два загадочных письма:

В каждой строчке - только точки,

Догадайся, мол, сама.

Можно ли на письме обойтись без знаков препинания?

На письме без знаков препинания обойтись невозможно. Современный текст не может фиксироваться и нормально воспроизводиться без них. Знаки препинания являются необходимым элементом письменной речи.  Назначение их - указывать на смысловое членение речи и выявлять её синтаксическое строение.

  1. Группа «Головоломки знаков препинания» собирает занимательный материал по теме «Пунктуация» и оформляет отчёт в виде конструкторов.

Учитель

Ученик

Могут ли знаки препинания употребляться вместо слов в стихотворении?

           

Такое бывает.

«Сконструируйте» стихотворение, заменив выделенные знаки препинания словами.

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нём чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной – запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных - ,

Чёрточки, точки, « » и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно, 

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берёт из коробки, 

Иное словечко поставит он в ( )

Так же частенько и этак, и так 

Использует он ! .

Если вдруг встретится образ сомнительный, 

Сразу же ставится ? .

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, 

Поэт вместо мыслей ставит  ,

Порою « » , порой :

И не жалел для конца .

Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой?  

А знаете ли вы, что от одной запятой может зависеть жизнь человека? Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

«Сконструируйте» текст записки для тюремщиков Эдуарда II так, чтобы король остался жив.

Что случилось бы, если бы человек потерял запятую, восклицательный и вопросительный знаки, двоеточие?

«Сконструируйте» текст «О пользе знаков препинания».

«Человек потерял (что?), стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял (какой знак?) и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял (какой знак?) и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире… Ещё через пару лет он потерял (что?) и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!» (А. Каневский)

Ознакомившись с этюдом А. Каневского, можно сделать вывод: все знаки препинания нужны и важны. Без умения пользоваться ими невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня.

  1. Презентация проекта.
  1. Представить проект «Знаки препинания - ноты при чтении» на родительском собрании или школьном мероприятии.
  2. Поместить информацию о проекте и его результатах на стенде в классе.
  3. Поблагодарить всех, кто помогал в проведении проекта.
  4. Наградить наиболее отличившихся учеников.
  1. Рефлексия.

Самоанализ деятельности, предполагающий ответы на вопросы:

  1. Что делали?
  2. Как делали?
  3. Почему делали?
  4. Выполнили поставленные задачи?
  5. Достигли цели проекта?
  1. Самооценка вклада ученика в работу группы

Ф.И.О. ___________________________________________________________

Класс____________________________________________________________

Примеры моих предложений по планированию совместной работы в группе:

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Примеры моей практической работы в совместном исследовании:

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Мои идеи, которые помогли сделать наш проект успешным:

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Примеры приёмов, использованных мною для разрешения конфликтов в группе или решения проблем:

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом:

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Причины моей успешности:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Что нового, значимого для меня я узнал в ходе работы над проектом:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Почему для меня это важно?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Что я хотел бы изменить в своих приёмах, способах работы над проектом?

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

Список литературы для учителя

  1. Баранов М. Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Земский А. М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1985.
  4. Розенталь. Д. Э. Русский язык. Орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь. – М.: Эксмо, 2011.
  5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.
  6. Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1982.
  7. Соловьева. Н. Н. Трудные случаи синтаксиса и пунктуации: Особая постановка знаков препинания / Н. Н. Соловьева. - М.: Оникс, 2011.

Список литературы для учащихся

  1. А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987.
  2. А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987.
  3. А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987.
  4. А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987.
  5. А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди  / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987.
  6. Волина В. В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995.
  7. Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
  8. Граник Г. Г. Знаки препинания: Книга для учащихся и поступающих в вузы / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. - М.: НПО Образование. В 2-х ч.: Ч. 1, 1985.
  9. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
  10. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Н. В. Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
  11. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
  12. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. - М.: Педагогика, 1984.

Использованные Интернет-ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/articles/612457/
  2. http://origin.iknowit.ru/paper1234.html 
  3. http://startem.edurm.ru/tch/eld/docs/rus.doc
  4. http://svitmam.ua/community/obshie-uvlecheniya/posts/44795
  5. http://wiki.nios.ru/index.php/
  6. http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl25.htm 
  7. http://www.gramota.ru/spravka/ 
  8. http://www.openclass.ru/lessons/80703
  9. http://www.razumniki.ru/iz_istorii_znakov_prepinaniya.html 
  10. http://www.svetozar.ru/index/id/50296 
  11. http://www.znaki-pr.spb.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест «Обращение и знаки препинания при нём» для 8 класса

Тематический тест на тему "Обращение и знаки препинания при нем" 8 класс...

Тест по теме "Знаки препинания в сложном предложении. 6 класс"

Тест по теме "Знаки препинания в сложном предложении. 6 класс"...

Знаки препинания в сложном предложении. 5 класс. Конспект урока.

Конспект составлен по учебнику русского языка для 5 класса под ред. А.Д. Шмелева, изд. "Вентана-Граф"-М,, 2013....

План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщение" (5 класс)

План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания  при них. Обобщение" (5 класс)...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Открытый урок Знаки препинания - ноты при чтении

Открытый урок  Знаки препинания - ноты при чтении....