Проект «Знаки препинания - ноты при чтении» для 5 класса.
материал (русский язык, 5 класс) по теме
Проект «Знаки препинания - ноты при чтении» предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложении с учётом его смыслового, синтаксического членения и интонационных особенностей. Обучающиеся узнают о возникновении системы знаков препинания, придут к пониманию того, что пунктуация является важным приёмом организации текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_znaki_prepinaniya.docx | 87.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта
«Знаки препинания – ноты при чтении».
Тип проекта
- Монопредметный;
- среднесрочный (до одного месяца);
- внутриклассный;
- групповой;
- информационный.
Категория обучающихся
5 класс.
Предмет
Русский язык.
Актуальность проекта
Требования, предъявляемые школой к развитию обучающихся, актуализируют задачу, связанную с культурой речи. Не секрет, что грамотность школьников последнее время падает, о чём свидетельствуют результаты ГИА-9 и ЕГЭ.
Одна из проблем становления функциональной грамотности сопряжена с пунктуацией. Всё дело в том, что в основе этого раздела науки о языке лежит смысловое понимание отрезка речи. Это особенное «смысловое понимание» текста сегодня реализуется в нарастающем количестве авторских знаков препинания. Последнее время в обществе происходят процессы, которые «расшатывают» сложившиеся в языке пунктуационные нормы. Например, двоеточие сегодня активно «потесняется» тире.
В ГИА-9 среди проверяемых элементов содержания – темы, связанные с пунктуацией:
- В4 (Осложнённое простое предложение);
- В5 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения);
- В7 (Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и в сложноподчинённом предложениях).
Критерии оценивания грамотности изложения и сочинения ГИА-9 включают ГК2 – «Соблюдение пунктуационных норм».
В ЕГЭ среди проверяемых элементов содержания – темы, связанные с пунктуацией:
- А20 (Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами);
- А21 (Знаки препинания в предложениях с обособленными членами: определениями, обстоятельствами, приложениями);
- А22 (Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения);
- А23 (Знаки препинания в простом осложнённом предложении с однородными членами);
- А24 (Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении);
- А25 (Знаки препинания в сложноподчинённом предложении);
- А26 (Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи).
Критерии ответа на задание С1 ЕГЭ (сочинение) включают К8 – «Соблюдение пунктуационных норм».
Все изложенные актуальные аспекты заставляют учителя искать доступные, увлекательные, интересные для обучающихся пути «раскрытия» сложного языкового явления, оптимальные формы и методы работы.
Данный проект предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложении с учётом его смыслового, синтаксического членения и интонационных особенностей. Обучающиеся узнают о возникновении системы знаков препинания, придут к пониманию того, что пунктуация является важным приёмом организации текста.
Ещё Пушкин говорил о том, что «они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание». «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться», - считал К. Паустовский.
Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.
Цель проекта
Развитие культуры письма, совершенствование правописной (пунктуационной) грамотности обучающихся.
Задачи проекта
- Изучить литературу по теме.
- Создать условия, способствующие повышению культуры письменного общения.
- Раскрыть перед учениками пунктуацию как систему правил постановки знаков препинания с привлечением исторических сведений.
- Развить языковое чутьё, лингвистическую интуицию.
- Продолжить совершенствование навыков речевого самоконтроля на основе работы со справочной литературой.
- Создать условия для развития аналитических умений обучающихся извлекать информацию на основе работы с таблицами и схемами.
- Обобщить и систематизировать знания пятиклассников о простом предложении по основным темам раздела «Пунктуация».
Методы и приёмы
- объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод (слово учителя, чтение учебника, демонстрация презентаций, таблиц, схем, телевизионные передачи, фронтальный опрос);
- проблемный метод (наблюдение, работа с книгой, проблемный рассказ);
- частично-поисковый (эвристический) метод (самостоятельная работа учащихся, беседа, составление плана разрешения определённой проблемы);
- исследовательский метод (изучение справочной литературы по исследуемой теме, разработка плана исследования, оценивание полученных результатов, рефлексия).
План проведения проекта
- Разделить класс на 4 группы в зависимости от исследуемой проблемы:
- «Летописцы русской пунктуации»,
- «Литературная компания знаков препинания»,
- «Дозорные пунктуации»,
- «Головоломки знаков препинания».
- Дать задание группам.
Необходимо создать комфортные условия для дифференцированного обучения.
Возможности для всех учеников | Работа в группах позволяет учащимся выбрать для себя роль в соответствии со склонностями, интересами, чтобы быть успешным и внести свой вклад в итоговую работу:
|
Для одарённых учеников | Одарённым ученикам можно поручить индивидуальные исследования, написание сочинения, создание банка тренингов, конструкторов. Этих учеников можно ставить во главе группы. |
Для учеников, испытывающих трудности в обучении | Проблемным ученикам можно дать задания для работы с художественной литературой по подбору загадок, стихов о знаках препинания. |
- Организовать самостоятельную работу групп.
- Выработать критерии оценивания будущих работ и ознакомить с ними участников проекта.
- Подготовить отчёты по группам.
- Выступить с презентацией проекта.
- Дать оценку проведённой работе.
Предполагаемые формы продуктов проектной деятельности
- Буклет «Сведения из истории русской пунктуации» группы «Летописцы».
- Книжка «Парад знаков препинания» группы «Литературная компания».
- Тренинги по теме «Пунктуация» и сочинение о роли знаков препинания группы «Дозорные».
- Конструкторы группы «Головоломки».
Этапы работы над проектом
- Подготовительный.
- Актуализировать знания школьников о знаках препинания.
- Сообщить тему, цель и задачи проекта.
- Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте.
- Определить источники информации.
- Подготовить памятки, инструкции по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.
- Найти в расписании время для консультаций.
- Установить время занятий в компьютерном классе и библиотеке.
- Решить, как ученики собирают и где хранят результаты работы.
- Планирование.
- Познакомить учащихся с критериями оценивания работы.
Оценивается процесс проектирования, содержание конечного продукта, его оформление, защита, а также каждый ученик получает возможность высказать своё отношение к проектному обучению.
Оценивание ученика происходит дважды: на входе (начало работы) и на выходе (её окончание) – по 3 уровням:
1-й уровень – 5 баллов,
2-й уровень – 10 баллов,
3-й уровень – 20 баллов.
Показатели уровней освоения того или иного способа проектной деятельности приведены в таблице.
| 5 баллов | 10 баллов | 20 баллов |
Постановка проблемы | Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем. | Ученик описал существующую ситуацию и указал свои намерения при работе над проектом. | Ученик проанализировал реальную ситуацию и назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией; таким образом он сделал первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы. |
Постановка цели, задач | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта, поставленной учителем. | Ученик сформулировал задачи, цель проекта, определённой совместно с учителем. В предложенном списке могут быть упущены 1-2 задачи. | Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, предложил задачи, решение которых связано с продвижением к цели. |
Планирование | После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом, описал полученный продукт. | Ученик самостоятельно выстроил план действий, на этапе планирования описал продукт, который предполагал получить. | Ученик указал время, необходимое для выполнения действий по плану, описал характеристики продукта, способ его использования, предложил точки контроля. |
Оценка результата | Ученик предельно просто высказал своё отношение к полученному продукту: нравится/не нравится, хорошо/плохо. | Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. Назвал трудности, с которыми он столкнулся в работе. | Ученик предложил группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта. Назвал причины успехов и неудач в работе над проектом. |
Работа с информацией | Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника, воспроизвёл примеры, аргументацию, выводы. | Ученик указал, какая информация необходима ему для работы над проектом, интерпретировал полученную информацию в содержании проекта, предложил свою идею, сделал выводы. | Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. Зафиксировал информацию, полученную из разных источников, указал сведения, противоречащие друг другу, сделал выводы, привёл аргументы. |
Работа в группе | Ученик высказывал свои идеи или своё отношение к идеям других членов группы, если его к этому стимулировал учитель. | Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее, в основном самостоятельно следовал процедуре обсуждения. | Ученик самостоятельно договаривался о правилах и вопросах для обсуждения, задавал вопросы на уточнение идей членов группы. |
Содержание конечного продукта, его оформление | Ученик, излагая полученную информацию, соблюдает нормы оформления текста, заданные образцом: воплощение цели и задач проекта, аккуратное оформление работы. | Нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, качеством оформления (преобладание схем, таблиц, моделей, лингвистических рисунков над словесными формулировками, наличие эпиграфа, использование цвета). | Ученик проявлял самостоятельность, оригинальность в раскрытии темы и оформлении конечного продукта. |
Качество уклада | Ученик выстроил свою речь в соответствии с формой подачи материала, заданной образцом: вначале сообщил цель и задачи проекта, затем прокомментировал их воплощение в содержании работы, в конце презентации сделал вывод. Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос. | Ученик использовал в речи паузы, интонирование для выделения смысловых блоков своего выступления, а также слова «во-первых», «во-вторых», «итак», соблюдал регламент работы. В ответ на вопрос, заданный на понимание, дал объяснения или дополнительную информацию. | Ученик использовал невербальные средства общения, был готов работать с перегрузкой, доброжелателен и готов к дискуссии, стремился достигнуть высоких результатов. На вопрос отвечал по существу. Если вопрос задан не по теме выступления, вежливо сообщал об этом спрашивающему. |
Итоговая оценка выглядит следующим образом:
110-160 баллов – высокий уровень сформированности способов проектной деятельности – «5» («отлично»);
70-105 баллов – средний уровень – «4» («хорошо»);
25-65 баллов – низкий уровень – «3» («удовлетворительно»);
менее 20 баллов – очень низкий уровень – «2» («неудовлетворительно»).
- Организовать группы, распределить роли.
- Совместно сформулировать вопросы для поисково-исследовательской деятельности.
- Разработать план действия каждого участника проекта.
- Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов.
- Осуществление проекта.
Работа в группах.
- Группа «Летописцы» собирает материал о возникновении знаков препинания, интересные исторические факты. Отчёт представляет в виде буклета «Сведения из истории русской пунктуации».
Учитель | Ученик |
Всегда ли существовали знаки препинания? | Всем хорошо известно, что в Древней Руси обходились без знаков препинания. |
Удобно ли было такое оформление текстов? | Такое оформление вызывало массу неудобств: чтение было медленным и трудным. |
Какой знак препинания является древнейшим? | Древнейшим знаком является точка. |
Где впервые встречается точка? | Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. |
Отличалось ли её употребление от современного? | Употребление точки в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше - посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: «въоновремя•приближашесяпраздникъ•». |
Какое объяснение слову «точка» даёт В. И. Даль? | Вот какое объяснение слову «точка» даёт великий русский учёный и писатель, прославившийся как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль: «ТОЧКА (ткнуть) - значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина». |
Можно ли точку считать родоначальницей русской пунктуации? | Точку можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название многих знаков препинания. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках». |
Какой знак препинания считается самым распространённым? | Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. |
От какого слова произошла «запятая»? | По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» - это результат субстантивации страдательного причастия прошедшего времени от глагола «запяти(ся)» - «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать» - «останавливать», «задерживать». |
Имеет ли запятая смысл? | Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл». |
Когда появляется большинство известных нам сегодня знаков препинания? | В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался «вместительным», так как внутри скобок было что-то написано, он как бы вмещал в себе какую-то информацию. Впервые круглые скобки появились в Грамматике Мелетия Смотрицкого. Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания (удивления) в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки «удивительного знака» определяются в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755). Вопросительный знак встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731). |
Какие знаки появились позднее? | К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Знак многоточие под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше. Слово «тире» восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак! «Чёрная полоса чернил», «молчанка», «длинная черта», «горизонтальная черта», «знак пресечения». Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. М. В. Ломоносов писал: «Молчанка начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время, либо для приготовления читателя к какому-либо важному слову или действию». |
Что известно о возникновении кавычек? | Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола «кавыкать» - «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» - «утёнок», «гусёнок»; «кавка» - «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка». |
Кем впервые выражена мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста? | Мысль о том, что постановка знаков препинания диктуется смыслом текста, выражена основоположником русской грамматики М. В. Ломоносовым: «Знаки ставятся по силе разума». |
- Группа «Литературная компания» собирает материал, состоящий из стихов и загадок о знаках препинания, оформляет его в виде книжки «Парад знаков препинания».
Учитель | Ученик |
Какие поэты обращались в своём творчестве к теме «Знаки препинания»? | Самуил Маршак, Ирина Токмакова, Василий Курочкин, Ванда Хотомская, Константин Куксин. |
Какие загадки о знаках препинания вы знаете? | УГАДАЙ ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ! Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! Вечно думал он над смыслом, изогнулся коромыслом. Всегда подслушать норовят то, что другие говорят. Выйдет на дорожку - всем подставит ножку. Загораживает путь, предлагает отдохнуть. Известно миру с давних пор, что знак и я немаловажный. И не окончен разговор… и начинает думать каждый. Ляжет палочкой на строчку - проходите по мосточку. На крохотное ушко похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» Словам раскрывает объятья: ждём в гости вас, милые братья. Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но тайком, Какими-то далёкими, Туманными намёками. Что о себе сказать могу? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу - за то, что много знать хочу. Я минус в математике, но знак другой в грамматике. Знаком я детворе. Меня зовут? Я маковкой-крупинкой упала на тропинку, Остановила вас - закончила рассказ. |
- Группа «Дозорные пунктуации» обобщает и систематизирует изученное по основным темам раздела, создаёт тренинги, пишет сочинение о роли знаков препинания.
- Группа «Головоломки знаков препинания» собирает занимательный материал по теме «Пунктуация» и оформляет отчёт в виде конструкторов.
Учитель | Ученик |
Могут ли знаки препинания употребляться вместо слов в стихотворении?
| Такое бывает. «Сконструируйте» стихотворение, заменив выделенные знаки препинания словами. Был у поэта письменный стол. Ящиков было в нём чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной – запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных - …, Чёрточки, точки, « » и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно. Пригоршней знаки берёт из коробки, Иное словечко поставит он в ( ), Так же частенько и этак, и так Использует он ! . Если вдруг встретится образ сомнительный, Сразу же ставится ? . В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставит – , Порою « » , порой : И не жалел для конца … . |
Может ли жизнь человека зависеть от одной запятой? | А знаете ли вы, что от одной запятой может зависеть жизнь человека? Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать». Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит. «Сконструируйте» текст записки для тюремщиков Эдуарда II так, чтобы король остался жив. |
Что случилось бы, если бы человек потерял запятую, восклицательный и вопросительный знаки, двоеточие? | «Сконструируйте» текст «О пользе знаков препинания». «Человек потерял (что?), стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял (какой знак?) и начал говорить с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял (какой знак?) и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире… Ещё через пару лет он потерял (что?) и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!» (А. Каневский) Ознакомившись с этюдом А. Каневского, можно сделать вывод: все знаки препинания нужны и важны. Без умения пользоваться ими невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. |
- Презентация проекта.
- Представить проект «Знаки препинания - ноты при чтении» на родительском собрании или школьном мероприятии.
- Поместить информацию о проекте и его результатах на стенде в классе.
- Поблагодарить всех, кто помогал в проведении проекта.
- Наградить наиболее отличившихся учеников.
- Рефлексия.
Самоанализ деятельности, предполагающий ответы на вопросы:
- Что делали?
- Как делали?
- Почему делали?
- Выполнили поставленные задачи?
- Достигли цели проекта?
- Самооценка вклада ученика в работу группы
Ф.И.О. ___________________________________________________________
Класс____________________________________________________________
Примеры моих предложений по планированию совместной работы в группе:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
Примеры моей практической работы в совместном исследовании:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
Мои идеи, которые помогли сделать наш проект успешным:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
Примеры приёмов, использованных мною для разрешения конфликтов в группе или решения проблем:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
Причины моей успешности:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что нового, значимого для меня я узнал в ходе работы над проектом:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Почему для меня это важно?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что я хотел бы изменить в своих приёмах, способах работы над проектом?
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3.________________________________________________________________
Список литературы для учителя
- Баранов М. Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1989.
- Земский А. М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М.: Просвещение, 1996.
- Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1985.
- Розенталь. Д. Э. Русский язык. Орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь. – М.: Эксмо, 2011.
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.
- Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1982.
- Соловьева. Н. Н. Трудные случаи синтаксиса и пунктуации: Особая постановка знаков препинания / Н. Н. Соловьева. - М.: Оникс, 2011.
Список литературы для учащихся
- А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987.
- А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987.
- А. С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987.
- А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987.
- А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди / Сочинения в 3-х томах. Том 1. – М.: Художественная литература, 1987.
- Волина В. В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995.
- Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
- Граник Г. Г. Знаки препинания: Книга для учащихся и поступающих в вузы / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко. - М.: НПО Образование. В 2-х ч.: Ч. 1, 1985.
- Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Ладыженская Н. В. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
- Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 14-е издание, стереотипное. – М.: Дрофа, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. - М.: Педагогика, 1984.
Использованные Интернет-ресурсы
- http://festival.1september.ru/articles/612457/
- http://origin.iknowit.ru/paper1234.html
- http://startem.edurm.ru/tch/eld/docs/rus.doc
- http://svitmam.ua/community/obshie-uvlecheniya/posts/44795
- http://wiki.nios.ru/index.php/
- http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl25.htm
- http://www.gramota.ru/spravka/
- http://www.openclass.ru/lessons/80703
- http://www.razumniki.ru/iz_istorii_znakov_prepinaniya.html
- http://www.svetozar.ru/index/id/50296
- http://www.znaki-pr.spb.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест «Обращение и знаки препинания при нём» для 8 класса
Тематический тест на тему "Обращение и знаки препинания при нем" 8 класс...
Тест по теме "Знаки препинания в сложном предложении. 6 класс"
Тест по теме "Знаки препинания в сложном предложении. 6 класс"...
Открытый урок по русскому языку . Тема: "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте". 7 класс
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС....
Знаки препинания в сложном предложении. 5 класс. Конспект урока.
Конспект составлен по учебнику русского языка для 5 класса под ред. А.Д. Шмелева, изд. "Вентана-Граф"-М,, 2013....
План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщение" (5 класс)
План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщение" (5 класс)...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Открытый урок Знаки препинания - ноты при чтении
Открытый урок Знаки препинания - ноты при чтении....