Распространенные и нераспространенные предложения
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна
Разработка урока в 8 классе по теме "Нераспространенные и распространенные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasprostranennye_i_nerasprostranennye_predlozheniya.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Распространенные и нераспространенные предложения» (8 класс)

Общая задача урока – вывести ребят на самостоятельное определение различий между распространенными и нераспространенными предложениями, дать практически почувствовать художественную функцию данных типов предложения в письменной речи.

1 этап урока: конструирование высказываний по заданной схеме, осмысление учащимися роли второстепенных членов предложения в конкретизации мысли и в передаче различных настроений.

  1. Классу дается основа: Лес шумел. Надо распространить данную основу по схеме:

опред. подл. обст. сказ.

Ученики читают свои варианты. Учитель просит записать общий вариант предложения и поставить напротив него знак вопроса:

Пустой лес печально звенел.             ?

  1. Аналогичное задание с основой: Озеро замерло. (Замерзшее озеро грустно замерло.)
  2. Теперь обращаем вопросы, вынесенные на поля.
  1. Проанализируйте общие примеры. Что изменилось в этих предложениях по сравнению с их же нераспространенным вариантом? (появляется более конкретная картина, язык ярче рисует образ леса; появилось настроение.)
  2. Какое?
  3. Грустное, печальное, тоскливое.

Учитель просит определить настроение в тех распространенных предложениях, которые сами составили. Идет небольшое устное обсуждение.

2 этап урока: формирование так использовать в собственной речи второстепенные члены предложения, чтобы с их помощью реализовывать свой авторский замысел. Развитие способности учащихся передавать настроение своего высказывания.

По той же отработанной схеме составить распространенные предложения с любой основой. Каждый желающий может задать всему классу свою основу и настроение, которое несет его высказывание. Остальные учащиеся пробуют уже не только по заданной основе, схеме, но и определенному настроению построить свое высказывание. Таким образом, задача усложняется.

Ученик дает основу: Собака запрыгала.и т.д.

Важно обсудить с ребятами, какой из вариантов наиболее удачен и почему.

3 этап урока: закрепление темы на уровне текста; анализ роли нераспространенных предложений в художественном тексте.

  1. Учитель дает  классу основы из отрывка из повести А.С.Пушкина «Пиковая дама», просит, распространив данные основы, соединить их в тексте, который бы мог быть связан с самой повестью, а мог бы быть абсолютно произвольным.

Все было тихо.

Пробило 12.

Он был спокоен.

Карета подъехала и остановилась.

Люди побежали.

Раздались голоса.

Дом осветился.

Он окаменел.

Учитель отмечает, что при необходимости можно включить в текст предложения и с другими, заранее не заданными, основами.

  1. Через некоторое время ученики читают свои варианты.
  2. После небольшой устной оценки услышанных вариантов учитель читает пушкинский вариант. Приведем его (со слов Время шло медленно…………до Он окаменел.)

Как мы видим, практически все основы, с которыми работали учащиеся на уроке, так и остаются в авторском варианте нераспространенными; кроме того, здесь достаточное количество предложений с очень небольшим числом второстепенных членов. Почему? Какова роль этих нераспространенных предложений в ткани художественного текста?

  1. д./з. Попробуйте написать рассказ, миниатюру, эссе, используя только нераспространенные предложения, попытаться передать с их помощью определенное состояние героя, ту или иную атмосферу повествования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 5 классе по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Урок русского языка в 5 классе (по учебнику Т.А.Ладыженской)+ презентация к уроку....

урок русского языка по теме :"Распространенные и нераспространенные предложения"

урок русского языка разработан по проектному обучению для учащихся 5 класса. Имеет занимательный материал для развития творческих  способностей учащихся....

Урок русского языка по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"

Урок с презентацией по теме "Нераспространенные и распространенные предложения" 5 класс. Урок ориентирован на учащихся II вида школ....

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение»

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение»...