On-line уроки
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Шадерова Ольга Григорьевна

Как, используя Интернет-технологии, организовать обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья? Как сделать уроки интересными и полезными для детей, которые учатся дистанционно? Мы попробовали построить несколько уроков русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения". Добро пожаловать по ссылке http://95.188.121.134/moodle/course/view.php?id=36

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx22.75 КБ
Файл zadaniya_dlya_uchashchihsya_1.docx15.08 КБ
Файл urok_2.docx21.45 КБ
Файл tekst_k_uroku_2.docx13.44 КБ
Файл zadaniya_dlya_uchashchihsya_2.docx15.78 КБ
Файл urok_3.docx20.03 КБ
Файл tekst_k_uroku_3.docx14.07 КБ
Файл urok_4.docx19.33 КБ
Файл zadaniya_dlya_uchashchihsya_4.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Понятие сложного предложения.

Цель урока:

  1. углубить знания учеников о сложном предложении;
  2. дать представление о его строении;
  3. научить находить средства связи простых предложений в сложные;
  4. совершенствовать пунктуационные навыки.

На данном занятии подразумевается ознакомление с понятием сложного предложения, его отличительными признаками, расстановкой знаков препинания в сложном предложении. Также учащиеся  узнают о распределении сложных предложений по типам и средствам  связи между их частями.

На начальном этапе урока необходимо войти в тему, т.е. мотивировать учащихся на положительный результат. Считаем нужным дать задания, которые помогут учащимся сформировать данные умения.

Ход урока.

  1. Синтаксическая разминка. Найдите правильно разобранное предложение:

На освещённых солнцем полянах краснеют гроздья рябины.

На освещённых солнцем полянах краснеют гроздья рябины.(Файл).

  1. Изучение нового материала.

Задание 1. Собрать «Корзину идей» по теме (что знаете и думаете по изучаемой теме)

Задание 2. Беседа по схемам. Что нового вы узнали для себя?

Задание 3. Докажите, что данные примеры – сложные предложения.

 Сравните 2 предложения:

«Ветерок принёс прохладу, и июльская ночь опустилась на землю».

«Капли дождя падали и громко стучали по крыше, и ветер порывисто дул с моря».

Начертите их схемы. Дайте их характеристику. Работа с таблицей.

  1. Закрепление.  

Задание 4.   Вставьте пропущенные знаки препинания в предложениях. Вслушайтесь в интонацию предложений. Аудиофайл по теме.

Необходимо учесть, на каких детей ориентировано задание. Для слабовидящих детей подготовить  аудиозапись,  для слабослышащих – текст.

На этапе закрепления учащиеся работают с таблицами, тестами или пишут сочинение (выбор жанра определяют самостоятельно)

Задание 5.  Итоговый тест  по теме. (Вариант 1, вариант 2).

  1. Домашнее задание.

Задание 6.  В последнее время экологи бьют тревогу по поводу сохранения жизни на Земле. Исследования показали, что многие растения и животные исчезают. Используя дополнительную литературу, подготовьте выступление на тему «Человек-друг или враг природе?» Определите жанр своего выступления и составьте план. В сочинении используйте преимущественно сложные предложения.

Жанр

Содержание

Организация

Речевое оформление

Грамотность

Умение доказать его выбор

Полнота извлечения информации. Доступность изложения.

Композиционные части, их логическая последовательность

Соответствие цели высказывания

Речевые, грамматические ошибки.

Таблица 1.Способ оценивания выступления.



Предварительный просмотр:

Задание 1. Собрать «Корзину идей» по теме (что знаете и думаете по изучаемой теме)

        Задание 2. Параграф 5. Помогите другу, который пропустил занятия, познакомиться с новой  информацией, используя приём маркировки текста (инсерт). Выделите цветом. Задание выполняется в документах  «Google».

         Задание 3.  Сравните 2 предложения:

«Ветерок принёс прохладу, и июльская ночь опустилась на землю».

«Капли дождя падали и громко стучали по крыше, и ветер порывисто дул с моря».

Начертите их схемы. Дайте их характеристику. Работа с таблицей.

Задание 4.   Вставьте пропущенные знаки препинания в предложениях. Вслушайтесь в интонацию предложений. Аудиофайл по теме.

Необходимо учесть, на каких детей ориентировано задание. Для слабовидящих детей подготовить  аудиозапись,  для слабослышащих – текст.

На этапе закрепления учащиеся работают с таблицами, тестами, пишут сочинение (выбор жанра определяют самостоятельно)

Задание 5.  Итоговый тест по теме.  

В качестве домашнего задания:

Задание 6.  В последнее время экологи бьют тревогу по поводу сохранения жизни на Земле. Исследования показали, что многие растения и животные исчезают. Используя дополнительную литературу, подготовьте выступление на тему «Человек-друг или враг природе?» Определите жанр своего выступления и составьте план.



Предварительный просмотр:

Урок 2. Типы сложных предложений и средства связи между частями.

Цели:

  1. закрепить навык различения сложных и простых предложений;
  2. ввести понятие о классификации сложных предложений и средствах связи между их частями;
  3. формировать умение интонационно выделять части сложного предложения.

Данный урок планируется в форме практической работы. Опираясь на знания о сложных предложениях и их видах, учащиеся закрепляют навык классификации сложных предложений, устанавливают смысловые отношения между частями сложных предложений.

Ход урока.

I.  Проверка домашнего задания.

 Перечень вопросов, выявление дефицитов знаний:

  1. Какие предложения относятся к сложным?
  2. Всегда ли  в предложения, имеющих 2 грамматические основы, будет ставиться запятая? От чего это зависит?
  3. Как вы понимаете термины: сочинительная и подчинительная связь?

II. Изучение нового материала. Задания, предлагаемые учителем, направлены на отработку умения классифицировать сложные предложения,  выполнять графические изображения его, определяя вид связи в сложных предложениях.

Задание 1.Учащиеся используют информацию по ссылкам www.interneturok.ru   

Задание 2: подберите сложные предложения по схемам к группам: бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные.

Сделайте вывод: какие существует  средства связи между частями сложных предложений? www.licey.net

III. Закрепление материала.

Задание 3. Молодой журналист принес статью в газету. В редакции разгорелся спор между сотрудниками по поводу знака препинания в предложении:

«Осенью с деревьев падают листья, и на юг улетают птицы». 

Журналист считает, что ошибки нет. Вы, как главный редактор, должны разрешить спор. Докажите спорящим, кто прав, приведите аргументы. (Модельный ответ).

Задание 4. Из данного текста выбрать сложные предложения и  указать средства связи между их частями.  Подчеркните грамматические основы.

      Вечерний сумрак заливал тайгу, и только на востоке от деревьев шло синевато-мглистое сияние. Глубокая тишина, нарушаемая всплесками рыбы да криками какой-то еще не уснувшей птицы, возившейся неподалеку, казалось, лишь подчеркивала неодолимое наступление ночного покоя. Почти вся протока покрылась толстым слоем неизвестно откуда взявшегося тумана, который клубился в прибрежных кустах. Илюша опасливо шагнул в него и тотчас утонул в нем чуть ли не до подмышек. Оглянувшись, он увидел: костер на высоком берегу дрожал, словно переменчивый золотой куст, стволы кедров в его свете переливались красновато-темным золотом. Впервые щемящее волнение от таинственной красоты ночи вошло в душу юноши, и ему захотелось сделать что-то необыкновенное: побежать, прыгнуть с высоты, полететь. Неожиданно ему показалось, что он услышал тихий, вкрадчивый шорох трущегося у его ног тумана и чей-то голос. У него сильнее забилось сердце, и ему вдруг захотелось скорее оказаться у костра. Нырнув в туман, он почувствовал лицом его влажную прохладу, и, добравшись до воды и вымыв котелок, Илюша вернулся к костру. (156 слов)

      (По П. Проскурину)

IV. Подведение итогов. Фронтальные вопросы.

  1. Я знаю, как отличить простое предложение от сложного..
  2. Расставить знаки препинания в сложных предложениях помогает не только интонация, но и…
  3. Чтобы определить вид сложных предложений, необходимо учесть следующее….

В качестве домашнего задания предлагаем:

Задание 5. Антон, ученик 9 класса, не может понять, зачем нужны абзацы, тире, запятые, двоеточия? «Неужели без них нельзя обойтись? Вот до 15 века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой ставить!»- размышляет он. Его друг Алексей считает иначе. Помогите Алексею доказать его точку зрения. Для подтверждения мыслей Алексея воспользуйтесь текстом 15 века и современным. www.school-collection.edu.ru;    www.gramma.ru . Работа с текстом «Знаки препинания».

         



Предварительный просмотр:

Текст к уроку 2.

Вечерний сумрак заливал тайгу, и только на востоке от деревьев шло синевато-мглистое сияние. Глубокая тишина, нарушаемая всплесками рыбы да криками какой-то еще не уснувшей птицы, возившейся неподалеку, казалось, лишь подчеркивала неодолимое наступление ночного покоя. Почти вся протока покрылась толстым слоем неизвестно откуда взявшегося тумана, который клубился в прибрежных кустах. Илюша опасливо шагнул в него и тотчас утонул в нем чуть ли не до подмышек. Оглянувшись, он увидел: костер на высоком берегу дрожал, словно переменчивый золотой куст, стволы кедров в его свете переливались красновато-темным золотом. Впервые щемящее волнение от таинственной красоты ночи вошло в душу юноши, и ему захотелось сделать что-то необыкновенное: побежать, прыгнуть с высоты, полететь. Неожиданно ему показалось, что он услышал тихий, вкрадчивый шорох трущегося у его ног тумана и чей-то голос. У него сильнее забилось сердце, и ему вдруг захотелось скорее оказаться у костра. Нырнув в туман, он почувствовал лицом его влажную прохладу, и, добравшись до воды и вымыв котелок, Илюша вернулся к костру. (156 слов)



Предварительный просмотр:

Задание 1.  Распределите сложные предложения по группам: бессоюзные, сложносочиненные, сложноподчиненные. Составьте схемы сложных предложений. www.interneturok.ru; www.licey.net

Задание 2. Молодой журналист принес статью в газету. В редакции разгорелся спор между сотрудниками по поводу знака препинания в предложении:

«Осенью с деревьев падают листья, и на юг улетают птицы». 

Журналист считает, что ошибки нет. Вы, как главный редактор, должны разрешить спор. Докажите спорящим, кто прав, приведите аргументы. (Модельный ответ).

Задание 4. Из данного текста выбрать сложные предложения и  указать средства связи между их частями.  Подчеркните грамматические основы.

      Вечерний сумрак заливал тайгу, и только на востоке от деревьев шло синевато-мглистое сияние. Глубокая тишина, нарушаемая всплесками рыбы да криками какой-то еще не уснувшей птицы, возившейся неподалеку, казалось, лишь подчеркивала неодолимое наступление ночного покоя. Почти вся протока покрылась толстым слоем неизвестно откуда взявшегося тумана, который клубился в прибрежных кустах. Илюша опасливо шагнул в него и тотчас утонул в нем чуть ли не до подмышек. Оглянувшись, он увидел: костер на высоком берегу дрожал, словно переменчивый золотой куст, стволы кедров в его свете переливались красновато-темным золотом. Впервые щемящее волнение от таинственной красоты ночи вошло в душу юноши, и ему захотелось сделать что-то необыкновенное: побежать, прыгнуть с высоты, полететь. Неожиданно ему показалось, что он услышал тихий, вкрадчивый шорох трущегося у его ног тумана и чей-то голос. У него сильнее забилось сердце, и ему вдруг захотелось скорее оказаться у костра. Нырнув в туман, он почувствовал лицом его влажную прохладу, и, добравшись до воды и вымыв котелок, Илюша вернулся к костру. (156 слов)

Последний этап урока – подведение итогов. Фронтальные вопросы.

В качестве домашнего задания предлагаем:

Задание 4. Антон, ученик 9 класса, не может понять, зачем нужны абзацы, тире, запятые, двоеточия? «Неужели без них нельзя обойтись? Вот до 15 века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй разберись, где какой ставить!»- размышляет он. Его друг Алексей считает иначе. Помогите Алексею доказать его точку зрения. Для подтверждения мыслей Алексея воспользуйтесь текстом 15 века и современным. www.school-collection.edu.ru;    www.gramma.ru . Работа с текстом «Знаки препинания».



Предварительный просмотр:

Урок 3. Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП.

Цель урока:

  1. дать представление о строении ССП;
  2. формировать умение находить сложносочинённые предложения;
  3. углубить знания о данных предложениях;
  4. совершенствовать пунктуационные навыки.

В данном блоке подразумевается ознакомление с понятием сложносочиненного  предложения, его строением, отличительными признаками, расстановкой знаков препинания в сложном предложении. Также учащиеся  узнают о средствах связи между  частями сложносочиненного предложения (интонация и сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные), установят смысловые взаимоотношения между частями сложносочиненного предложения. Закрепят знания о расстановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, обсудят в форуме сложные вопросы расстановки точки с запятой, тире в ССП, также случаи отсутствия запятой в сложносочиненном предложении при наличии общего второстепенного члена. На занятиях по развитию речи через чат можно обсудить разные виды текстов и написать изложение повествовательного текста, используя сложные предложения.

Ход урока.

I.Проверка домашнего задания:

  1. какие вопросы возникли при изучении предыдущей темы?
  2. с какими трудностями столкнулись?
  3. как их преодолевали?  Проверяется домашнее задание (таблица критериев оценки учащимся известна).

II. Синтаксическая разминка.

Задание 1. Перед вами 3 предложения. Можно ли назвать это текстом? В каком случае получится текст? (Если предложения объединены общей темой и идеей). Файл.

  1. Семь чудес света — семь памятников, которые создали древние мастера. 2) Висячие сады Вавилона — удивительное сооружение. 3) Самые древние храмы греков — простые деревянные постройки с очагом внутри.
  2.       Вечерняя заря догорала, и сумерки, все больше сгущаясь, опускались на землю. Надо было скорее добраться до опушки леса и отыскать дорогу к дому. В течение получаса бродил я по лесу и наконец-то добрался до опушки, однако знакомой мне тропинки не обнаружил.

Задание 2. Определите вид сложных предложений, составьте схемы.

III. Объяснение нового материала.

Задание 1. Начинаем с теории. Внимательно прослушайте теоретические сведения (+ демонстрация). Ресурс -  www.school-collection.edu.ru. Вспомните все известные сведения о сложных предложениях. Рассмотрите в тексте  строение ССП. Выберите  сложносочинённые предложения, выделяя в них грамматические основы.

IV. Закрепление изученного.

Задание 2. Соотнесите данные предложения и схемы. Расставьте недостающие знаки препинания. Ресурс - www.school-collection.edu.ru

Задание 3. Проводим мастер – класс! Даны начала 2х предложений:

«Раздался шорох……»

«Вхожу в комнату…..»

Записать 2 раза предложения: простые предложения с однородными членами и ССП с союзом И. Задание выполняется в документах Google. Проверь себя по образцу.

Задание 4. Конструирование ССП по началу:

Весна, но…..

Снег искрится на льду, деревья……..тоже……..

Ветерок приносил запах травы, да……

Начался сильный дождь, и…….

Как построить сложносочинённое предложение? Пройдите по ссылке 

Домашнее задание:

Задание 5. Давно известно, что знание не добавляет нравственности… Прочитайте текст и выберите доказательства этого суждения; работа с  интерактивным текстом. В работе используйте как простые, так и сложные предложения. Ресурс - www.school-collection.edu.ru



Предварительный просмотр:

Текст к уроку 3.

  1. Семь чудес света — семь памятников, которые создали древние мастера. 2) Висячие сады Вавилона — удивительное сооружение. 3) Самые древние храмы греков — простые деревянные постройки с очагом внутри.
  2.       Вечерняя заря догорала, и сумерки, все больше сгущаясь, опускались на землю. Надо было скорее добраться до опушки леса и отыскать дорогу к дому. В течение получаса бродил я по лесу и наконец-то добрался до опушки, однако знакомой мне тропинки не обнаружил.


Предварительный просмотр:

Урок 4. Виды сложносочиненных предложений (ССП). Сочинительные союзы.

Цель урока:

  1. учиться отличать простые предложения с союзом «и» и ССП с сочинительными союзами;
  2. вырабатывать умение определять смысловые взаимоотношения между частями ССП;
  3. углубить знания учащихся о ССП и знаках препинания в них.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. Доказательство суждения.
  2. Синтаксическая «пятиминутка». Обратимся к поэтическому тексту, запишем его и дадим характеристику предложению:

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

III. Изучение нового.

На начальном этапе урока необходимо поработать с теорией. 

Задание 1. Составить таблицу «Группы сочинительных союзов».

Задание 2. www.interneturok.ru   Прослушайте урок.  Поработайте с текстом. Ресурс - www.school-collection.edu.ru. Затем самостоятельно запишите 2 предложения с сочинительными союзами, 1 простое предложение с однородными членами, соединёнными сочинительными союзами. Сделайте вывод.

IV. Закрепление изученного.  

Задание 3. Интересный союз! Не правда ли? На прошлом уроке мы вспомнили, что может связывать союз «и». Вспомни правило постановки запятой перед союзом «и» при однородных членах и в ССП. Запиши свой ответ и отправь файл в документах Google.  (Учебный словарь "Запятая перед одиночными союзами и, или в сложносочинённом предложении)

Задание 4. Перед вами предложения из произведений К.Г. Паустовского. Решите лингвистическую задачу: почему в некоторых случаях перед союзами и  или не ставится запятая? school-collection.edu.ru (вариант 4, вариант 5)

Задание 5. Расставьте  данные предложения по видам, сначала ССП с соединительными союзами,  потом с противительными, затем с разделительными. Тест "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

V. Домашнее  задание.

Задание 6. Проведите исследование. Существует мнение, что поэтические тексты менее насыщены ССП предложениями, нежели проза. Давайте обратимся к творчеству Пушкина и на примере нескольких текстов проведём  и сделаем вывод. Исследование может быть построено так:

  1. Перечислить стихотворения, с которыми работали.
  2. Выписать из них 5 предложений с  союзами ССП.
  3. Указать прозаические произведения.
  4. Приведите 5 примеров.
  5. Сделайте вывод и отправьте его на ученический форум «В результате исследовательской работы я пришел к выводу…»



Предварительный просмотр:

Задание 1. www.interneturok.ru  Прослушайте урок.  Поработайте с текстом. Ресурс - www.school-collection.edu.ru. Затем самостоятельно запишите 2 предложения с сочинительными союзами, 1 простое предложение с однородными членами, соединёнными сочинительными союзами. Сделайте вывод.

Задание 2. Интересный союз! Не правда ли? На прошлом уроке мы вспомнили что может связывать союз И. Вспомни правило постановки запятой перед И при однородных членах и в ССП. Запиши свой ответ и отправь файл. В документах Google.  (Учебный словарь "Запятая перед одиночными союзами и, или в сложносочинённом предложении)

Задание 3. Перед вами предложения из произведений К.Г. Паустовского. Решите лингвистическую задачу: почему в некоторых случаях перед союзами и  или не ставится запятая? school-collection.edu.ru (вариант 4, вариант 5)

 Задание 4. Расставьте  данные предложения по видам, сначала ССП с соединительными союзами,  потом с противительными, затем с разделительными. Уроки русского языка.9 класс. Тест "Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Домашнее задание.

Задание 5. Проведите исследование. Существует мнение, что поэтические тексты менее насыщены ССП предложениями, нежели проза. Давайте обратимся к творчеству Пушкина и на примере нескольких текстов проведём  и сделаем вывод. Исследование может быть построено так:

  1. Перечислить стихотворения, с которыми работали.
  2. Выписать из них 5 предложений с  союзами ССП.
  3. Указать прозаические произведения.
  4. Приведите 5 примеров.
  5. Сделайте вывод и отправьте его на ученический форум «В результате исследовательской работы я пришел к выводу…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

On-line игры для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

1. игра для определения вида подчинительной связи в словосочетании (задание В3 ЕГЭ по русскому языку)http://quizlet.com/_4ji202. игра для отработки теоретического материала для задания В8 ЕГЭ по русск...

On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе

On-line игры помогут отработать основные термины и понятия, необходимые для успешного написания части В ЕГЭ по литературе.Роды и жанры литературы:http://quizlet.com/_5o7ktСюжет и элементы сюжета, конф...

on-line игры по грамматике немецкого языка для 5 классов

Игра на определение рода имен существительных по теме "Школьные принадлежности":http://quizlet.com/_5si17http://quizlet.com/_5si0khttp://quizlet.com/_5shz0http://quizlet.com/_5shy2Игра на определение ...

On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе (жизнь и творчество Ф.М.Достоевского)

On-line игры по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского помогут при подготовке к ЕГЭ по литературе и при изучении романа1. Достоевский Ф.М.: жизнь и творчествоhttp://quizlet.com/_6pi052. Достоевский ...

Why reaching the start line is worth gold to Qatari sprinter (Elementary)

Why reaching the start line is worth gold to Qatari sprinter  - еще один текст с заданиями, который предлагает "Onestopenglish". Уровень Elementary....

Тренажер по русскому языку (on-line подготовка к ЕГЭ)

Тренажер (НЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ!!!) для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в тестовой форме. Задания основаны на демоверсии 2012 года. Возможно использование с 5 класса для отработки некоторых тем по орфогра...

on-line презентация в формате PREZI к уроку о творчестве В.Шекспира (УМК Opportunities) 8 класс

ссылка на on-line презентацию  -http://prezi.com/c7ypbcvclbln/shakespeare-hamlet/...