Главные вкладки

    Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка
    статья по русскому языку (5 класс) на тему

    Чебодаева Вера Николаевна

    Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon imitacionnaya_igra_na_urokah_russkogo_yazyka.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чебодаева В.Н.,

     учитель русского языка и литературы

    МОУ Катановская СОШ

    Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

    Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К этим технологиям Г.К. Селевко (1998) относит игровые.

    Игровые технологии побуждают учащихся действовать, находить выход, подбирать материал, исходя из своих знаний и умений. Учащиеся старшего звена уже мотивированы тем, что в 11-м классе они будут сдавать ЕГЭ. А для школьников среднего звена русский язык – тяжелый предмет, требующий много внимания, усидчивости. Именно в средних классах дается большое количество терминов, которые учащиеся должны запомнить и понять. Значимость игры как средства познавательной активности привлекает внимание современных педагогов-исследователей, этим и определяется актуальность выбранной темы. Целью исследования является изучение игровых технологий как средства активизации познавательной активности школьников среднего звена.

    Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

    Игра приоткрывает подростку разнообразные аспекты изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, а значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

    В 1989 году в издательстве “Русский язык” вышла книга П.М.Баева “Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ”. Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

    1. игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
    2. правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
    3. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
    4. игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
    5. в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

    Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе.

    Игры на уроках русского языка используются:

    - как часть учебного процесса с использованием игровых заданий (охарактеризовать слово, творческое задание, найти потерянное слово);

    - собственно игровая организация урока (урок-путешествие, урок-аукцион, урок «Звездный час», урок- КВН, урок-соревнование, урок-викторина );

    - внеклассные мероприятия по русскому языку (предметные недели, экскурсии, творческие вечера, инсценировки, театрализованные представления).

    Игровые формы уроков русского языка - одно из важных средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим школьникам, помогают формировать навыки учебной работы, учебной деятельности. Такие уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. А. Макаренко писал: "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит прежде всего в игре".

    Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

    Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

    Имитационные игры на уроках русского языка являются одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся. На таких уроках имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета директоров, отдела, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

    Например, урок-аукцион по теме «Лексика» в 6 классе.

    Учитель объясняет учащимся правила урока-аукциона (на уроке учащиеся делятся на две команды,  с помощью своих знаний они должны «купить» лот, т.е. правильно выполнить задание; в конце урока подводится итог – учащиеся оцениваются по количеству лотов), отрабатывает новые термины:

    Аукцион – публичная продажа имущества или способ продажи некоторых товаров.

    Аукционер – участник аукциона.

    Аукционист – человек, проводящий аукцион.

    Лот – тот товар, который продается.

    На уроке используется гонг (можно заменить деревянным молотком, колоколом). Каждый лот сопровождается ударом в гонг в начале торгов и по окончанию. Задания лучше показывать через мультимедиа, не занимает много времени, кроме того, у некоторых учащихся может быть хорошо развита зрительная память и им легче будет ответить на вопросы.  

    Лот: Дайте определение термину «синоним».

    Приведите примеры.

    Лот: Фразеологизмы – это…

    Приведите примеры (кто больше, тот и забирает лот).

    Такую форму проведения урока можно использовать при закреплении темы, для подготовки к контрольной работе.

    Имитационные игры можно проводить практически по всем темам русского языка. Учащиеся учатся правильно себя вести в той или иной ситуации, развивается речь, ведется работа по обогащению словарного запаса учащихся. Например, при изучении темы «Существительные»  можно провести урок-суд. Особенностями этой имитационной игры является наличие судьи, его инструментария («свод правил», молоток), присяжных (учащиеся сами или учителя), подсудимый (в данном случае «Существительные»), проблемная ситуация (то, в чем «обвиняют»), процесс ее решения и  «приговор» судьи. «Обвинить» существительные можно в плане самостоятельности, в отношении к другим частям речи. Постепенно, в процессе «суда», учащиеся рассматривают существительное с разных сторон, его характерные черты.  

    Имитационные игры на уроках русского языка помогает привить учащимся чувство любви к родному слову, развить ассоциативное мышление, индивидуальные особенности.

    Таким образом, в современной школе важным условием активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их самостоятельности, мышления являются разнообразные игровые технологии, в том числе имитационная игра.

    Библиографический список

    1. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
    2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М., Просвещение, 2003г.
    3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991 г.
    4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
    5. Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.
    6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1999 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности учащихся 5-7 классов на уроках истории.

    Существует ошибочное мнение, что чем больше учитель  расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако  больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен ...

    Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

    Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

    Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках истории.

    Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания по теме: "Содействие процессу познанию на уроках истории, через активные формы деятельности"....

    Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

    В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

    Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

    Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...

    Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"

    В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...