Cирень.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Суворова Нелли Николаевна

 

Сочинение - описание необычного поэтического предмета -цветка по пьесе С. Рахманинова «Сирень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otskanirovano_03.04.2012_22-37.doc48.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_dlya_suvorovoy.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: сочинение - описание необычного поэтического предмета -цветка по пьесе С. Рахманинова «Сирень».

Цель:

1. Подготовка к сочинению-описанию необычного поэтического     предмета-цветка, о котором «рассказал» русский композитор Сергей Рахманинов.

2. Подготовить к сочинению через восприятие духовных и словесных впечатлений об образе сирени.

3. Через восприятие текста привить любовь к родине, природе, русскому языку.

                                                    Ход  урока.

1. Слово учителя. Весна наступает. Вы посмотрите в окно: пейзаж изменился.

Проснулась зеленая трава, деревья выпустили маленькие, клейкие почки, которые расцветут и превратятся в листья. Небо стало необыкновенно голубым и светлым. Да, весна - это жизнь, это любовь, это вдохновение.

Неслучайно, почти всех писателей, поэтов, художников, композиторов волновало это время года. И хотя у Пушкина «Я не люблю весны» - но всё равно - и сердце волнуется и мысль кипит».

    В это время расцветает прекрасное растение - это сирень! Обилие её не могло и не может не волновать творческих людей. И каждый описывает её по-своему. Вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в своём стихотворении «Сирень».

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь - дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

А вот как описывает сирень А. Куприн в своём рассказе «В зеленом домике отца».

« Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и ласково раскачивают свои гроздья цветы».»благоухает сирень, обещает весну, и так сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве ... ».

Сегодня мы с вами попробуем проникнуть в таинственную мастерскую художника Петра Кончаловского и композитора Сергея Рахманинова, понять и почувствовать, что же хотели они «рассказать» о таком  дневном растении.

Я хочу, чтобы вы сегодня почувствовали не только теплоту весеннего солнца, красоту природы , почувствовали теплоту ваших сердец, потому что без этого нельзя войти в мир таинства.

Психологический тренинг.  Работа предлагает взаимопонимание, доброжелательность, и поэтому я хочу, чтобы вы взяли друг друга за руки, почувствовали теплоту ваших сердец, поняли и выразили всё своими словами. Написали всё то, что хотел изобразить художник П. Кончаловский в своей картине «Сирень» и композитор С.Рахманинов в своей пьесе «Сирень». 

Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока «Сочинение - описание необычного поэтического предмета - цветка по пьесе С. Рахманинова «Сирень». (Слайд  №1)

Эпиграф: (написан на доске) «Музыка открывает людям глаза на красоту природы».

                                                                 Василий Сухомлинский. (Слайд №2)

Цель: предстоит подготовиться к сочинению-описанию необычного поэтического предмета-цветка, о котором рассказал Сергей Рахманинов.

Словарная работа: С.В. Рахманинов - великий русский композитор, пианист, дирижёр.

Композитор - автор музыкальных произведений.

                                   С.И. Ожегов. Словарь русского языка. (Слайд № 3)

Учитель. Цветок, о котором сегодня пойдёт речь - это сирень, прекрасное ароматное растение, любовь к которому автор пронёс через всю жизнь. По словам композитора, скромная ветка бюста "царицей" его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он  получает в дар букет белоснежной сирени. Какой - то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал ему нежный привет - частицу российского пейзажа.

Включаем музыку С. Рахманинова (Слайд № 4)

Ребята, давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустов, ещё влажными от ночной росы, отводим тяжёлые ветки. Вот одна из них качнулась - и целый ливень обрушиваются на нас. Нам становится весело от этой шутки, но вот последняя преграда, и мы в самом сердце сиреневого моря.

Работа учителя и учащихся по вопросам.

1. Прекрасная музыка, не правда ли?

2. Какие чувства она у вас вызвала?

(Слайд № 5)

 

  Чувства:

•радость:

•восторг;

•ощущение счастья;

•лёгкая грусть;

•щемящая нежность.

        3. Расскажите о том, что вы услышали и увидели в сиреневом саду?

(Слайд № 6)

   Звуки сада:

•шелест;

• шёпот;

•негромкий разговор ветвей;

• нежная утренняя песенка;

• лёгкая, изящная, ясная, чистая, ласковая, звенящая мелодия.

•тихие вздохи просыпающегося душистого моря.

       4. Какой вы увидели сад?

 (Слайд № 7)

 

   Сад:

•Майский;

•утренний:

•туманный:

• огромный:

•благоухающий;

•радостный уголок сада, пронизанный лучами ласкового солнца и сверкающий холодными каплями росы

(Слайд № 8)

 

       5. Воздух в саду

•сырой;

•бодрящий;

• ароматный;

•свежий;

•влажный;

• чистый;

• прозрачный;

•утренний.

        6. А какой вы увидели сирень в «музыкальном саду»?

(Слайд № 9)

 Ветки сирени:

•гордые;

• мощные:

•могучие:

•нежные;

•пышные;

• кружевные;

•развесистые;

• воздушные;

• тянущиеся к солнцу:

•нарядные;

•гроздья сирени

(Слайд № 10)

 

   Гроздья сирени:

•крупные;

•свежие;

•тяжёлые:

•влажные;

•мокрые от росы и дождя.

(Слайд №11)

   Цветы сирени:

•звёздочки;

•звоночки:

•чарующие;

•маленькие:

•хрупкие;

•нежные:

•крошечные;

•милые

(Слайд № 12)         

   Аромат сирени:

•медвяный;

•чарующий;

•прекрасный;

•нежный;

•упоительный;

•таинственный;

•загадочный:

•удивительный.

       

      Ребята, сама пьеса не может назвать краски сиреневого сада. Это недоступно музыке, искусству звуков. Но музыка, если её внимательно слушать, помогает вспомнить, как выглядит живая сирень и бушующий сад, и гордые ветки сирени, как будто нарисованные волшебником – художником.

(Слайд № 13)

Посмотрите на картину Петра Петровича Кончаловского.

Что общего между картиной и пьесой Сергея Рахманинова «Сирень»?

Ответ: Кончаловский также как и Рахманинов очарован сиренью, с нежностью и теплотой рисует её, показывая нам как он очарован и восхищён ею.

(Слайд № 14)

П.П. Кончаловский очень любил сирень, ей он посвящал немало полотен: «Сирень в корзинке». «Сирень». Что пишет сам Петр Петрович: «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется!».

(Слайд №15)

Посмотрите на картину П.П. Кончаловского. Что общего между картиной и пьесой   С.Рахманинова «Сирень»?

Ответ: Он также как и С. Рахманинов очарован сиренью, с нежностью и теплотой рисует её, показывая нам как он околдован и восхищён ею. Мы чувствуем нежное чувство и любовь к сирени, которую испытывает т автор.

Учитель. Ребята, подумайте, созвучно ли настроение музыки и картины? Что мы можем себе представить, почувствовать?

Мы почувствовали красоту весеннего возрождающего к жизни мира, природы. Музыка помогает ощутить своё счастье, когда с наступлением весны испытываешь вот это, всегда юное чувство: ещё живу, потому что опять, ещё раз в жизни встречаю чудные тёплые дни и прорастание трав. И слышать как звенит воздух и испы1ын::шьь реальное счастье видеть, как возрождается листва берёз, как огромные гордые своей крепостью дубы расцветают зелёной листвой.

(Слайд №16)

Учитель. Ещё раз послушаем музыку и посмотрим на картину. Расскажите, что общего между картиной П. Кончаловского и пьесой С. Рахманинова?

И тот и другой показывают очарование сирени, её неповторимость, красоту. Только один рисует эти цветы на холсте, а другой воспроизводит в музыке. Музыка, как и картина, напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного.

Даю вам немного времени помечтать. И может кто-то из вас захочет рассказать о том, что вы увидели, услышали и почувствовали, побывав вместе с композитором С. Рахманиновым и художником П. Кончаловским в сиреневом саду.

( Могут ответить 2-3 учащихся)

(Слайд № 17)

Учитель. Давайте ещё раз вместе с художником и композитором «войдём в просыпающийся сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой изображён на картине П.П. Кончаловского.

И пусть музыка откроет вам глаза на красоту природы, как сказал об этом     В. Сухомлинский.

(Слайд № 18)

Музыка открывает людям глаз на красоту природы.

                                         В. Сухомлинский

Учитель. Я знаю, как трудно бывает начать текст,  поэтому предлагаю несколько предложений, то есть, конструкции к началу сочинения. Договоримся, что вы воспользуетесь ими, если не сможете начать по-своему. Вы напишите о том, что увидели. Услышали, почувствовали, когда слушали музыку, рассматривали картину.

(Слайд № 19)

    Конструкции к началу сочинения.

•Первая фраза сочинения: «Когда я слушаю музыку Рахманинова, я как будто попадаю в ... (я вижу ...)»

• Вторая часть «Музыка словно ... », «Звуки музыки такие ... »

•Мне кажется ...

•я ощущаю ... слышу ... вижу ... чувствую ...

(Слайд № 20)

Написание сочинения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: