Общественный смотр знаний по русскому языку по теме "Сложноподчинённые предложения" в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Мазурова Светлана Федоровна

Разработку можно использовать на уроках обобщенияи систематизации знаний по сложноподчинённому предложению. Обучающимся предлагаются различные задания в игровой занимательной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общественный смотр знаний по русскому языку в 9 классе

теме «Сложноподчинённые предложения».

Опережающее задание группам.

1 группа-составить текст с использование учебного материала по СПП.

2 группа составить опорную схему по видам СП.

3 группа составить опорную схему по видам ССП.

4 группа составить опорную схему по видам СПП.

1. К нам поступило странное послание, какая –то  шифровка, секретное донесение.

Работа 1 группы (представляют сою работу первая группа, можно инсценировать).

 Разведчики спецподразделения «Русский язык» Синтаксис и Пунктуация поймали вражеского агента СПП и решили его завербовать для службы в своём отделе. В определенном ( а каком? это секрет) месте они проводили допрос, пытались узнать с какой целью он к ним прибыл, по каким причинам послали именно его и как, каким образом он пробрался к ним через все запятые, точки и тире. Но агент СПП был не прост, и всё время старался запутать следствие. То он прикидывался будильником и задавал вопросы: когда? с каких пор? на сколько времени?, то изъяснялся на непонятном языке и кричал: «Кому и что я должен? Кого и чего мне ещё ждать? О ком и о чём вы ещё будете меня спрашивать?,- то начинал хвастаться и  сравнивал себя с агентом 007 (насколько он лучше и профессиональнее мистера Бонда), то выдвигал разные выгодные для себя условия. Вопреки чему Агенты Синтаксис и Пунктуация пошли на некоторые уступки  и в конце концов СПП сдался.

О чём говорится в секретном донесении? 

Работа 2 группы (Обучающиеся представляют свои опорные схемы СП)

Работа 3 группы  (Обучающиеся представляют свои опорные схемы ССП)

Работа 4 группы (Обучающиеся представляют свои опорные схемы СПП)

Представьте себе, что вы тоже агенты спецподразделения «Русский язык». Какое главное будет сегодня ваше оружие (знания).

1 задание. Прежде чем отправиться агенту на задание, он должен собрать черный чемоданчик с секретными инструментами. Помните, у Чичикова была шкатулка. Как она выглядела? (вспоминают произведение Н.В. Гоголя)

Вот и вы попробуйте в своём дипломате уложить всё на места.

1 задание: «Дипломат»

Распределите предложения в таблицу.  Знаки препинания не расставлены. (Предложения разрезаны по одному, обучающиеся вклеивают предложения в таблицу (представленную на листочках  в форме чемоданчика), материал для выполнения задания на столах.

Значение придаточных

Примеры

 Времени

Когда дует ветер то становиться холодно скучно и жутко.

Они гурьбой толпились около него когда он в воскресенье с гитарой сидел у ворот.

Как только вышли на поляну все дружно принялись за устройство лагеря ставили палатки таскали дрова рассёдлывали лошадей.

Костёр и ночная прохлада наступившая сразу как только небо очистилось от облаков были желанными и необычно приятными.

Места

Я отправился туда куда подсказала мне моя словоохотливая спутница.

Парусное судно было далеко от берега и шло ещё туда, где море и небо сливалось в синюю бесконечность.

Приехали конные отряды туда откуда должна начаться переправа.

И нет величия там где нет простоты добра и правды

Образа действия и степени

Кругом было так тихо что по жужжанию комара можно было следить за его полётом

Узник так жадно принялся за науки что банкир едва успевал выписывать для него книги.

Девочка говорила так как будто знала что-то особенное

Воробьи стаями обсыпавшие придорожные ветлы кричали так громко что ничего нельзя было расслышать за их криком.

Русский язык настолько богат и гибок, что никакие чужие слова и выражения не могут повредить ему

Условия

Дети найдут много интересного если откроют этот чудесный сундук.

Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате я заходил к ней и читал сказки.

Употреблять иностранное слово когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл и здравый вкус.

Будет величайшим преступлением перед культурой и перед человечеством, если мы не будем беречь язык и позволим себе его коверкать.

Причины

Мы вынуждены были сделать такой большой обход потому что весенним половодьем снесло пешеходный мостик.

И собаки притихли оттого что никто посторонний не тревожил их покоя.

Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали потому что в просторах полей сытных хлебов не видали.

Всякий труд важен ибо облагораживает человека.

Следствия

До глубокой осени лилась с неба вода та что нельзя было ни войти ни въехать.

Захар усмехнулся во всё лицо так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды.

Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза.

Лёд уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно.

Цели

Чтобы заглушить песню он напевая и стараясь стучать ногами побежал к осоке.

Ямщики подвязывали колокольчики чтобы звон не привлёк внимание сторожей.

Уходя она обернулась чтобы улыбнуться и кивнуть Аркадию.

Для того чтобы выучиться говорить правду людям надо научиться говорить её самому себе.

Уступки

Под вечер Беликов оделся потеплее хотя на дворе погода стояла совсем тёплая  и поплёлся к Коваленкам.

Он злился и винил себя хотя не понимал своей вины.

Несмотря на то что человек давно покорил дикую природу до сих пор не все ещё научились беречь её.

Несмотря на то что рейсовый автобус из пункта отправления вышел вовремя к месту назначения он прибыл с большим опозданием.

Сравнительные

Берёзовый лес принимал и подхватывал песню так же свободно как они её пели.

Берёзы недавно стояли голые как будто бы весна их вовсе не касалась.

Глубокая и тихая вода лакировано блестела словно в реку вылили масло.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск.

Изъяснительные

Грустно видеть как юноша теряет свои лучшие мечты и надежды.

Определительное

Есть люди без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

Гибок богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа умственная жизнь которого достигла высокого развития.

Язык есть самая живая обильная и прочная связь которая соединяет отжившие живущие и будущие поколения в одно великое историческое целое.

Каждое слово языка, каждая его формула есть результат мысли и чувства человека, через которое отразилась в слове природа страны и история народа

2 задание «Два в одном» Для того чтобы агент не провалил задание, ему приходится что-то химичить, смешивать, соединять, чтобы получился  хороший результат. Смешаем и мы. И так «Два в одном».

Составьте из двух простых предложений, одно сложноподчинённое предложение.

Какие виды придаточных у вас получились? (предложения можно переставлять местами).

1 группа

  1. Чтение- один из источников мышления и умственного развития.

Надо приучать себя читать внимательно, вдумчиво.

2. Утреннее светило устремилось ввысь.

Вечернее целиком отдаёт себя земле.

3. Снег посыпался с веток.

По соснам прыгали весёлые белки.

2 группа

1. Надо усвоить простую истину.

Без прочных знаний невозможно активное участие в общественной жизни.

2. Начинается причудливая игра красок.

Багряная кипень солнца повисает на макушках деревьев.

3. Работа рыбаков кончена.

Весь берег застлан живой, ещё шевелящейся рыбой

3 группа

1. В море гибнет корабль.

Все пассажиры садятся в лодки.

2. Вся поклажа тележки Лермонтова состояла из одного небольшого чемодана.

До половины был набит путевыми записками о Грузии.

3.Нужно постоянное общение с простыми русскими людьми.

Не терять чувство языка.

4 группа

1. Крестьяне и охотники давно прославляли утро.

Утро вечера мудренее.

2.На дворе гнулась и металась акация.

Сердитый ветер набирал силу.

3. На гребне холма возникла тёмная точка.

Кончилась наезженная дорога.

3 задание. «Минное поле». Агенты могут оказаться в разных ситуациях, в том числе и попасть на минное поле.  Но агент должен знать всё. Устраните все мины и ловушки на этом минном поле, и вы останетесь живы.

1 группа:

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, исправьте недочёты, допущенные при построении предложений:

1.Игру надо было закончить (из)за темноты, к..торой мы увл..клись.

Ответ:

Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.

2.Дождь размыл д..рогу,  что на машине нельзя было д..брат?ся до хутора.

Ответ:

Дождь так размыл дорогу,  что на машине нельзя было добраться до хутора.

3.Тебе зв..нил тот, который звонил вчера.

Ответ:

Тебе звонил тот, кто звонил вчера.

2 группа:

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, исправьте недочёты, допущенные при построении предложений :

1.Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и зан..мавшей почти (пол)парка.

Ответ:

Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.

2. Автор осуждает своего героя, что он думал только о своих целях.

Ответ:

Автор осуждает своего  героя за то, что он думал только о своих целях

3. Онегин пр..зирал среду, из кого он произош..л.

Ответ:

Онегин презирал среду, из которой он произошёл.

3 группа:

Вставь пропущенные буквы, раскройте скобки, исправьте недочёты, допущенные при построении предложений :

  1. Книга ра(с,сс, з, зз)казывает нам инт..ресную историю жизни людей, которую под..рил мне товарищ?

Ответ:

Книга, которую подарил мне товарищ, рассказывает нам интересную историю жизни людей,

2.Он (не)думал, что(бы) уцелеть, он только думал, что(бы) спасти Наташу.

Ответ:

Он не думал о том , чтобы уцелеть, он только думал о том, чтобы спасти Наташу.

  1. Ра (з,с)г..варивая с ним, мы всегда узнавали (что)нибудь такое, которое раньше (не)было  нам изве(ст, с)но.

Ответ:

Разговаривая с ним, мы всегда узнавали что-нибудь такое, что раньше не было  нам известно.

4 группа:

Вставь пропущенные буквы, раскройте скобки, исправьте недочёты, допущенные при построении предложений :

1.Туристы св..рнули в лес,  который т..нулся до  реки, по которой ходили тепл..ходы.

Ответ:

Туристы свернули в лес, тянувшийся до  реки, по которой ходили теплоходы.

2.Мать вн..мательно след..т, куда направляет?ся её малыш.

Ответ:

Мать внимательно следит за тем, куда направляется её малыш.

3. Следующая наша встреча сост..ялась в город(и,е), где мы оба (не)бывали в нём.

Ответ:

Следующая наша встреча состоялась в городе,  в котором мы оба не бывали.

4 задание «Связисты». Без связи агент тоже не может, а вдруг ему необходима будет помощь. А какая связь бывает в предложениях? Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите вид подчинительной связи.

1 группа

1. Я вижу, как солнце выходит, как трактор идёт большаком и как мальчуган на подводе бидоны везёт с молоком. Однородное соподчинение.

(СПП с придаточными изъяснительными)

2.До Бешеной балки, куда условились отправиться,  если ехать на лошадях, не более десяти вёрст. Неоднородное соподчинение

(СПП с придаточным  определительным и условия)

3. Думаем ли мы о бережном отношении к хлебу, когда  для семьи из двух-трёх  человек набираем хлеба столько,  что  хватило бы на большую артель волжских грузчиков.

Последовательное подчинение

(СПП с придаточным времени и степени)

2 группа

1. Хотя ветер стих,  хотя небо очистилось от туч,  хотя уже вовсю сияло солнце, было ещё прохладно и зябко. Однородное соподчинение.

(СПП с придаточным уступки )

2. Когда Петя приехал ко мне из Пушкина, я рассказал ему,  что Арина насмотрелась зверей в зоопарке и с нами ехать не хочет. Неоднородное соподчинение

(СПП с придаточным времени и изъяснительным)

3. Когда туман рассеялся, когда серые облака поднялись вверх и растаяли, когда солнце вышло из-за горы, туристы прошли уже несколько километров от того села,  в котором ночевали. Комбинирование разных видов подчинительной связи. (однородное и неоднородного соподчинения )

(СПП с придаточным времени и определительным)

3 группа

1. Только теперь мы заметили, что взошло солнце, что горы уже не в силах  заслонить горизонт. Однородное соподчинение.

 (СПП с придаточным изъяснительным)

2. Когда бы вверх могла поднять ты рыло тебе бы видно было что эти жёлуди на мне растут. Неоднородное соподчинение

(СПП с придаточным времени и изъяснительным)

3. Чемпион так был озадачен внезапным ходом своего противника, что не заметил Корсакова,  хотя тот не отходил ни на шаг. Последовательное подчинение.

(СПП с придаточным степени и уступки).

Ведомость оценок за выполненные задания

 

Ф.О

Индиви-

дуальное

задание

1задание

дипломат

2 задание

два в одном

3 задание

связисты

4 задание

минное поле

Общий балл

Подведём итоги и сделаем вывод: готовы ли наши  агенты к испытаниям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общественного смотра знаний по информатике и ИКТ для 9 класса

Общественный смотр знаний- внеклассное мероприятние, проведенное в рамках Дня открытых дверей в школе. Предлагаемый сценарий содержит презентацию, с помощью которой проводится смотр, приложения  ...

Общественный смотр знаний по истории России. Викторина для 7 классов.

Викторина по истории России в 7 классах, проведенная на общественном смотре знаний. Викторина состоит из 5 этапов, которые включают в себя задания, определяющие хронологию событий и оценку историческ...

Вопросы к смотру знаний по русскому языку в 5 классе

Данный материал содержит вопросы по всему курсу русского языка в 5 классе. Полезен для ознакомления учащимся и их родителям....

Вопросы к смотру знаний по русскому языку в 6 классе

Данный материал содержит вопросы по всему курсу русского языка в 6 классе.Полезен для ознакомления учащимся и их родителям....

Комплексная диагностика знаний по русскому языку для 7-9 классов

Диагностика включает в себя:- Работу с небольшим текстом;- Раздел "Вспоминаем" на стили текста;- Проверочные слова;- Разбор предложения по составу;- Антонимы, синонимы;- Союзы;- Предлоги;- Творческое ...

Проверяем знания по русскому языку. Тесты 5-11 класс

Материал  для повторения знаний по русскому языку с 5 по 11 кл....

Вопросы и презентации для общественного смотра знаний по русскому языку за курс 8 класса

Вопросы и презентации  для общественного смотра знаний по русскому языку за курс 8 класса...