Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Галеева Лилия Вагизовна

 

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_po_teme.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме

«Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»

Цель: познакомить детей с разрядами местоимений, углубить знания о личных  местоимениях-существительных.

Задачи:

 – расширять понятие детей о местоимении как части речи, разрядах местоимений.

– научить:

- употреблять местоимения-существительные в речи.

-опознавать местоимения-существительные в тексте

- выявлять отличие существительных от местоимений- существительных

-определять признаки личных местоимений-существительных.

-определять роль местоимений-существительных в тексте.

- развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

- воспитывать любовь к русскому языку,  Родине, чувство коллективизма;

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок-диалог.

Ход урока.

1Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.

– Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком - смайликом.

– Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется от интересной,  плодотворной совместной работы.

– Надеюсь, что сегодня вам будет тепло и уютно.  Пусть солнце будет символом нашего урока. А в конце урока наше солнце засияет ещё ярче от ваших улыбок-смайликов, потому что как сказал К.Г.Паустовский: « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык", и мы сегодня  откроем очень много интересных тайн этой великой науки.

2.Формулирование темы и целей урока.

– Послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:

Утром – как заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жарптицей…

        А стемнеет – ОН придёт:

        Тоненький, смущённый, –

        Он на цыпочках войдёт

        Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

        Кто же ОН, ОНО, ОНА?

        Месяц, солнце и луна!

– А что такое он, оно, она с языковой точки зрения? (Местоимения.)

– Что вам помогло догадаться о словах-отгадках? (Род местоимений.)

Сегодня мы с вами будем говорить о местоимении.

Примечание. С личными местоимениями ученики знакомились в начальной школе.

– Прочитайте название раздела 7 и § 55.

– Как название раздела связано с темой, изучавшейся ранее? (Местоимения тоже относятся к существительным.)

– Назовите ключевые слова урока. (Местоимения-существительные, разряды, личные.)

– Как вы понимаете слово разряды? (Разновидности, группы.)

По ключевым словам попробуйте определить цель урока.

– Какова цель урока?

(Знакомство с разрядами местоимений, с местоимениями –существительными и личными местоимениями-существительными, их особенностями и роли в предложении и тексте)

3. Актуализация и углубление изученного.

1. Работа в минигруппах. Лингвистический эксперимент.(по вариантам) 1 вариант называет местоимения, которые заменяют существительные, 2 вариант местоимения, которые заменяют прилагательные.

 Упр. 467 – наблюдение над местоимениями, «заменяющими» существительные и прилагательные.

Ученики выявляют сходство с изученными частями речи по вопросам и значению – выделенные слова указывают на предмет (лицо) или признак. Но значение у них особое, эти слова не называют, а заменяют, указывают на другие слова.

2. Повторение по вопросам после упр. 467.

Какую роль играют местоимения в речи.

Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).

3. Введение нового материала.

Чтение сведений в рамке о разрядах местоимений по значению.

– Что нового для себя узнали?

– Прочитайте названия разрядов (без примеров).

– Можете ли вы предположить что-то о значении местоимений этих разрядов?

Примечание. Нужно обратить внимание учеников на то, что сразу все разряды местоимений заучивать не надо, они будут освоены в процессе дальнейшего изучения.

По своим морфологическим признакам часть местоимений сходна с именами существительными, часть с именами-прилагательными.

В 5 классе мы познакомимся только с местоимениями-существительными.

4.Открытие новых знаний.

Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов.

Рассмотрим таблицу на стр.75. Разряды местоимений-существительных.

– На какой вопрос отвечает начальная форма местоимения-существительного? (Кто? Что?)

– Скажите, чем отличается местоимение от существительного? (указывает на предмет и лицо, не называя его).

Упр. 469 – поиск ответа на вопрос: чем отличаются имена существительные от местоимений-существительных?

Чтение текста упр. 469 про себя изучающим чтением, самостоятельные выводы об отличиях местоимений и существительных.

Ребята формулируют проблему на последующие уроки по разрядам местоимений-существительных.

– Местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения-существительные.

1.я, мы;

2.ты, вы;

3.он, она, оно

– На что указывает личное местоимение? (Личное местоимение указывает на лицо и, подобно именам существительным, зеркальными отражениями которых они являются, личные местоимения изменяются по числам.)

Проведём лингвистический эксперимент. Попробуем задать к личным местоимения вопросы кто? или что?

1 ряд задаёт вопросы к местоимения 1 лица,

2 ряд к местоимения 2 лица,

3ряд к местоимения 3 лица.

Решение проблемной ситуации.

Почему к  местоимения 3 лица можно задать и кто? И что?

(местоимения 3 лица указывают не только на человека, но и на предмет.

Послушайте текст и подумайте, о каких особенностях личных местоимений идёт в нём речь.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, -

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Оказывается личные местоимения могут изменяться по падежам, причём изменять личные местоимения по падежам , не изменяя их корни нельзя.

Рассмотрим на примере изменения местоимения я.

И.-я

Р.- меня

Д.-мне

В.-меня

Т.-мной

П.-обо мне

Сделайте вывод о склонении местоимений-существительных.

Как вы видите, формы косвенных падежей личных местоимений имеют основу отличную от формы Им.п.

Итак, мы определили, что местоимения изменяются по числам и падежам, а изменяются ли они по родам? Давайте вспомним , какие личные местоимения мы подставляем, чтобы определить род имён существительных.

Личные местоимения 3 лица единственного числа: он, она, оно, подобно существительным изменяются по родам. Бывают мужского, среднего и женского рода,  с их помощью можно определить род имён существительных.

Фронтальная работа (Я называю существительное, вы определяете местоимение, с помощью которого определяется род имени существительного) Комната, кресло, тюль, цветок, кофе, полка, пол.

Например: стол- он мой (М.р)

Книга-она моя (ж.р._

Окно-оно моё( ср.р)

Ребята, я хочу сегодня открыть ещё одну тайну правильного словоупотребления  глагола скучать  с предлогом по и личными местоимениями мы и вы.

Как оказывается по-разному мы скучаем. Кто-то говорит : «Я скучаю по Вам», кто- то : «Я скучаю по ВАС»

 А как сказать правильно? Нам помогут в этом инициалы великого русского поэта А.С.Пушкина. Во-вторых слово-синоним , подскажите синоним к слову скучать(грустить) и стихотворная правилозапоминалочка.:

-Родина-мать,  грущу по Вас,-

И подписался просто А.С.

Ребята, составьте предложения по рядам. 1 ряд составляет предложение со словом Родина,  употребив в предложении местоимения 1 лица. Предложение по цели высказывания повествовательное. 2 ряд , употребив в предложении местоимение 2 лица, по цели высказывания вопросительное, 3 ряд замените существительное Родина личным местоимением.

Ребята пишут предложения на смайликах. От каждого из нас зависит будущее нашей Родины. А мы –это я, ты, вы, он, она, они, оно (солнце), на котором в конце урока появятся ваши весёлые смайлики с полными оптимизма словами о Родине.

Об остальных интересных случаях употребления местоимений -существительных, их синтаксической функции вы рассмотрите на следующем уроке.

Физкультминутка. Звучит клип Софии Ротару на слова Р.Рождественского «Я, ты, он, она- вместе целая страна…»

V.Развитие учебноязыковых и речевых умений.

Упр. 470 – развивается умение находить личные местоимения в тексте, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Выполняется в парах.

Коллективное обсуждение (каждая пара называет свои примеры).

Словарноорфографическая работа: балет.

– К какой тематической группе можно отнести это слово?

– Подберите однокоренные слова и составьте с ними предложение.

Упр. 471 – развивается умение опознавать местоимения-суще
ствительные в тексте, определять признаки личных местоимений, орфографически и пунктуационно правильно оформлять текст.

Самостоятельно. Взаимопроверка.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Предположите, как дальше будет построено изучение темы «Местоимение».

– Ответьте на шуточные вопросы загадки:

а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)

б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы.)

в) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я.)

- Что вызвало трудности в изучении темы? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

VII. Домашнее задание.

1. Выписать 3–4 предложения с местоимениями из учебника по литературе.

2. Словарное слово записать в словарик.

3. Составить план текста в рамке о местоимениях-существительных (разряды местоимений-существительных – выучить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.

Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...

Местоимения-существительные

Познакомить детей с местоимениями-существительными, их отличия от существительных...

Конспкект урока "Разряды местоимений - существительных"

Тема: «Разряды местоимений - существительных».Цель: познакомить детей с разрядами местоимений - существительных.Задачи: - научить детей распознавать разряды местоимений - существительных...

Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...

Местоимения личные разных разрядов в таблицах

Местоимения личные в именительном падеже, в объектном падеже, в притяжательном падеже, возвратные местоимения, абсолютные местоимения в красочных таблицах с краткими пояснениями, где выделение цветом ...