Проект
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Проект Словарь языка Ф.И. Тютчева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_slovar_yazyka_tyutcheva.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Словарь языка Ф.И. Тютчева»

Руководитель: Садреева Л.И., учитель русского языка и литературы школы №23 г. Казани.

Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: русский язык, литература, информатика

Возраст школьников: 15-17 лет (10-11 класс)

Оборудование: компьютер, принтер, сканер.

Цель проекта:

  1. Составление словаря языка стихотворений Ф.И. Тютчева
  2. Лингвографическое описание языка стихотворений Тютчева и проведение на этой основе анализа ряда лексических групп в составе произведений Тютчева

Задачи проекта:

  1. Сбор и анализ литературы по языку Тютчеву
  2. Формирование компьютерной текстотеки стихотворений Тютчева
  3. Разработка методики компьютерного лингвографического описания языка Тютчева
  4. Словарное описание лексических материалов
  5. Анализ различных лексических групп, отмеченных в текстах стихотворений Тютчева

Срок проведения проекта: сентябрь-февраль

АННОТАЦИЯ

В настоящее время нет работ, посвященных языку Ф.И. Тютчева. Но, несмотря на значительное количество работ, еще нельзя сказать, что язык Ф.И. Тютчева в достаточной мере изучен. В частности, нет полного лингвографического описания лексики его произведений. Словарь Б. Билокура, как показывает исследование, не отражает материалы, касающиеся широкого круга единиц, отмеченных в произведениях Ф.И. Тютчева. Анализ свидетельствует о необходимости более расширенного и детализированного описания словарного состава Ф.И. Тютчева.

Данное исследование проводится в рамках работ по созданию сводного словарного фонда русских писателей XIX века, которые ведутся в Казанском университете с конца 90-х годов. Работы поддержаны Федеральной целевой программой «Русский язык» (проект «Компьютерный лингвографический фонд русского языка»). В состав этого сводного фонда   входит и Тютчевский словарный фонд.

Новизна работы заключается в том, что впервые было проведено сплошное (не выборочное, как, например, в словаре Б. Билокура) лингвографическое описание материалов стихотворений Ф.И. Тютчева.

Апробированная методика и технология лингвографического описания могут быть использованы в практике составления различных словарей языка писателя, при анализе и описании текстов в учебных и исследовательских целях.

Материалы работы могут найти применение в работах по писательской лингвографии, в курсе истории русского литературного языка, в специальных курсах по языку писателя.

Данные словарей могут привлекаться как источник фактического материала при составлении различных лингвографических разработок.

В качестве источников были привлечены сборники произведений Ф.И. Тютчева:

1) Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Ф.И. Тютчев. – Л.: Сов. писатель, 1987. – 448с.

2)  Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Ф.И. Тютчев. – Л.: Сов. писатель, 1957. – 422с.

3) Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Ф.И. Тютчев. – Л.: Сов. писатель, 1939. – 359с.

4) Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений: В 2-х т. – М-Л.: Academia, 1933-1934.

Основным источником является последнее академическое издание 1987 года.

В процессе исследования была использована литература, посвященная  характеристике различных сторон языка Ф.И. Тютчева.  

В процессе работы были использованы следующие методы:

- описательный - при анализе и описании лексических особенностей;

- сравнительный - при сравнении материалов произведений Ф.И. Тютчева с данными лингвографических и других источников;

- статистический - при количественной характеристике различных материалов (текстовых, языковых).

ВЫХОДЫ:

  1. Создание компьютерного словаря
  2. Издание словаря языка стихотворений Ф.И. Тютчева
  3. Лингвографическое описание языка стихотворений Тютчева

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Словарь языка Ф.И. Тютчева»

Наиболее удобной формой представления материалов для изучения тютчевского идиолекта является словарь языка писателя. Словарь языка писателя является своего рода путеводителем по творчеству писателя, ключом к правильному пониманию текста автора, пособием при изучении языкового и литературного стилей писателя, для атрибуций его неподписанных сочинений и для многих других историко-филологических исследований, связанных с творчеством писателя. В процессе работы  в машину введены все тексты поэтических произведений. Формирование компьютерного фонда языка писателя снимает ряд проблем, которые стоят перед составителями бумажных словарей, создаваемых традиционным путем. Так, если выпуск серии бумажных словарей очень трудоемкая и сложная работа, то для создания компьютерной версии словоуказателя на основе текстотеки достаточно задать необходимое число параметров, которые должны быть представлены в данном типе, и машина за короткий промежуток времени выдаст затребованный список.

Именно в компьютерной версии легче достигается принцип полноты, т.к. компьютерный словарь менее ограничен объемом, он дает хорошие возможности для формирования и функционирования словаря с большим количеством характеристик, что нельзя сказать о словаре бумажном. В плане систематизации тютчевской текстотеки для последующего полного лингвографического описания материала, первоначально велась работа по составлению конкорданса, т.к. именно конкорданс позволяет показать словарное богатство языка поэта. В конкордансе стихотворений Тютчева к каждому тютчевскому словоупотреблению приводятся иллюстративные примеры и адресная ссылка. В традиционных конкордансах авторы вынуждены ограничивать количество иллюстрационных примеров, т.к. при абсолютно исчерпывающем цитировании объем словаря в несколько раз превысит объем лингвографируемого произведения. Компьютерный словарь дает возможность учитывать все иллюстративные примеры и тем самым судить о словарном богатстве языка, о его специфических особенностях и словоупотреблении. К каждому словоупотреблению пользователь может получить развернутую адресацию, которая состоит из: а) номера стихотворения; б) указания на номер строки.

Конкорданс - это остов полного компьютерного лингвографического произведения, на который будут нанизываться все новые параметры, освещая слово с фонетической, лексической, семантической, стилистической, грамматической и др. сторон. Тем самым будет достигаться универсальная полнота представления словарного материала.

 В нашем конкордансе лексика подвергается лемматизации – приведению к начальной (словарной) форме слова, помещению ее в качестве заголовочной.

Словарная статья конкорданса включает в себя заголовок, словоформу, иллюстрацию и ее адресацию:

ангел → ангел: сладострастье, \ Ангел - богу предстоит. #17:32

Заголовочное слово (варианты заголовочного слова подаются в скобках) начинает словарную статью. В качестве заголовочного слова используется его исходная начальная грамматическая форма.

Имена существительные

Имена существительные подаются в им. п. ед.ч. Если существительное не имеет ед.ч. или множественное число представляет собой другое слово, в этих случаях – им.п. ед.ч.:

бездна → бездной: Она, между двойною бездной, \ Лелеет #133:9 и т.д.

Как показывают исследования, словарь на базе ЭВМ представляет собой одну из наиболее перспективных форм реализации писательского словаря, позволяющую иметь полиаспектное (отсюда - многовходовое, многоцелевое), удобное и мобильное лингвографическое произведение.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Название этапа

Задачи

Работа учеников

Работа учителя

1.

«Разработка проектного задания»

Определение темы,

уточнение целей, актуальность проблемы, распределение заданий, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов

Организуются в рабочие группы, уточняют информацию, обсуждают задание, формируют задачи и способы взаимодействия, выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, помогает в анализе, оговаривает сроки выполнения заданий, наблюдает

2.

«Разработка проекта»

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта

Самостоятельная работа с информацией, анализ, обобщение, синтез идей, выполнение исследования, работают над проектом и оформляют проект

Наблюдает, консультирует, советует

3.

«Оценка результатов»

Анализ выполнения проекта, обсуждение достигнутых результатов и выводов, анализ полноты достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа

4.

«Защита проекта»

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта

Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

5.

«Рефлексия»

Оценка публикации в школьной газете

Заполняют анкету рейтинговой оценки

Заполняет анкеты рейтинговой оценки, общая оценка проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...