Программа элективного курса "Хорошие манеры"
элективный курс по русскому языку на тему

Волошина Ирина Алексеевна

Цель изучения курса "Хорошие манеры" в школе - создание условий для формирования и развития у учащихся правил этикета, что является своеобразным кодексом хороших манер. Богатому и красивому внутреннему миру обычно соответствует и высокая культура общения.

Как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в общественных местах, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать  приём или семейный праздник, решить ту или иную ситуацию - об этом и многом другом ребята узнают, изучив курс "Хорошие манеры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской  Федерации

МКОУ Урывская омновная общеобразовательная  школа

Тюменцевского района Алтайского края

Программа элективного курса

«Хорошие манеры»

 

                               

  Автор Волошина Ирина Алексеевна

                                               учитель русского языка и литературы

                                              МКОУ  Урывская  основная

                                         общеобразовательная школа

                                               Тюменцевского района

                                                                                        Алтайского края        

                                               Образование высшее,

                                               Барнаульский Государственный

                                               Педагогический Университет, 1997 год.

                                               Первая категория, 2011 год.

                                               Стаж педагогической работы 22 года

                                             

Пояснительная записка

     Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека.

    Важнейшее значение в формировании духовно богатой , гармонически развитой личности с высокими нравственными  идеалами и эстетическими потребностями имеет культура общения.

    Культура общения – это та часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами, в беседе.

     Культура общения основывается на принципах  связи искусства с жизнью, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий и правил поведения, на умении оценивать и анализировать конкретные ситуации. И, конечно же, культура общения  формируется при обязательном овладении выразительными средствами русского литературного языка.

    Цель изучения курса «Хорошие манеры» в школе – создание условий  для формирования и развития  у учащихся правил этикета, что является своеобразным кодексом хороших манер. Богатому и красивому внутреннему миру обычно соответствует и высокая культура общения.

    Как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в общественных местах, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать приём или семейный праздник, решить  ту или иную ситуацию – об этом и многом другом ребята узнают, изучив курс «Хорошие манеры ».

    Чтобы изучение курса стало интересным, необходимо воздействовать на ум и душу ребёнка,  развивать эмоциональное восприятие обучающихся  через приобщение к  произведениям мировой литературы и искусства.

     Программа рассчитана на 17 часов. Предполагаемый режим занятий – 1 час в неделю.

Включает несколько тем: понятие о этикете и культуре общения, правила поведения в повседневной жизни и застольный этикет.

Цель: формирование речевых навыков и правил поведения.

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- учить грамотной, убедительной и выразительной речи;

- формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности;

- воспитывать вежливого и тактичного собеседника, владеющего хорошими манерами.

      Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать правила речевого этикета и поведения, владеть   грамотной и чёткой речью, уметь применять на практике полученные знания.

В процессе обучения у ребят сформируется:

- эстетический вкус в манерах поведения;

-стремление совершать красивые поступки, руководствуясь

  высоконравственными мотивами;

- желание бороться с проявлениями грубого, неуважительного

  отношения к людям;

- умение самостоятельно решать конфликтные и другие внештатные ситуации.

    Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

- истории этикета;

- правил поведения ;

- речевой культуры;

- способов решения проблем в той или иной ситуации.  

   При изучении курса  наиболее приемлемым считаю использование следующих методов обучения:

- словесные (рассказ, беседа);

- наглядные ( наблюдения, демонстрация);

- практические ( письменные и устные упражнения, практические работы).

         

Содержание программы

Введение

Самое изящное искусство. История этикета, его появление и развитие в России.

Речевой этикет в нашем общении

Общение между людьми. Правила речевого поведения. Что такое речевой этикет. Что значит быть вежливым . Кого мы называем интеллигентным человеком? Культура поведения и культура речи. Эстетика поведения и этикет.

Правила этикета в повседневной жизни

Хорошие манеры на каждый день. Правила переписки. Разговор по телефону. Посещение общественных мест (театры, кино, музеи, магазины и т.п.) и правила поведения в них. Особые случаи (визиты в гости, знакомства, приглашения и т. д.).

Застольный этикет

Безупречные манеры. Столовые приборы и их использование. Ловушки. Основные правила поведения за столом.

       Примерное тематическое планирование занятий:

            Раздел 1

  1. История этикета. Появление и развитие в России.

Раздел 2

  1. Речевой этикет и культура общения. Что значит быть вежливым.
  2. Практическое занятие «Эстетика поведения и этикет».
  3. Школа вежливых наук. « Семь бед – один ответ»  (игра-конкурс).
  4. Что значит быть интеллигентным (ч\о).
  5. Обобщающе-повторительное занятие  по теме. Решение задач по речевому этикету.

Раздел 3

  1. Хорошие манеры на каждый день. Учим правила хорошего тона.
  2. Я учусь быть хорошим (поведение в общественных местах) – решение задач по ситуациям.
  3. Как правильно вести переписку и разговаривать по телефону.
  4. Вас пригласили в гости. «Ежели вы вежливы» (практическое занятие).
  5. Итоговое занятие по теме. «Умеем ли мы общаться?»

      Раздел 4

12. Безупречные манеры.

          13. Сервировка стола (практическое занятие).

          14. Столовые приборы и их использование. «Ловушки»

          15. Основные правила поведения за столом ( приём гостей дома, обед в общепите).

          16-17. Итоговое занятие по всему  изученному курсу. «Званый ужин в лучших традициях» (познавательно-развлекательная программа  для гостей, где ребята смогут продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные при изучении курса).

Содержание курса

1 занятие:

Самое изящное искусство. История этикета, его появление в России.

Этикет как установленный порядок поведения где-либо. Вопросы воспитанности, поведения и манер. Первая книга об этом – «О правилах поведения» была издана ещё в 1204 году. Сочинения Эразма Роттердамского Дезидерия «О правилах хорошего тона».

Пётр Великий и его преобразования в области этикета.

2 занятие:

Речевой этикет и культура общения.

Что понимается под речевым этикетом. Общение – сложная деятельность двух и более партнёров, внимание к собеседнику – главное условие подлинного общения.

Вежливость – понятие нравственное, проявление уважения к собеседнику.

Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность.

3 занятие:

Эстетика поведения и этикет. Прекрасные стороны в поведении человека.

Практическое занятие по проигрыванию  жизненных ситуаций и обсуждение результатов.

4 занятие:

Школа вежливых наук. Корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Игра-конкурс «Семь бед – один ответ». Использование невербальных средств общения (мимика, жесты) для решения определённых задач.

5 занятие:

Слово «интеллигент» ввёл в обиход более ста лет назад русский писатель Л. Боборыкин.

Всякий ли человек, имеющий образование -  интеллигент?  Секрет интеллигентности.

6 занятие:

Обобщающе-повторительное занятие по всему разделу. Решение задач по речевому этикету: приветствие, благодарность за внимание, отказ, вежливая оценка и т.д.

7 занятие:

Хорошие манеры и правила хорошего тона.

«Поучение Владимира Мономаха» и «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» как образец правил поведения в общественных местах.

8 занятие:

Практическое занятие по решению задач по ситуациям (знакомство, на улице, в городском транспорте и т. д.)

9 занятие:

Эпистолярный жанр.

Стилистические нормы и стилистические ошибки.

Смешение в тексте разностильных языковых элементов.

10 занятие:

Практическое занятие «Ежели вы вежливы».

«Вредные советы» Г.Остера. Знакомство с хорошими манерами  разных стран. Этикет за столом.

Образцы классической художественной литературы, демонстрирующие правила поведения, перечисленные выше.

11 занятие:

Закрепление по теме «Умеем ли мы общаться».

Краткая показательная речь ( т. е. речь, приуроченная к какому-либо торжественному случаю), соответствующая следующей ситуации: «Юбилей друга», «Юбилей родителей»…

12 занятие:

Безупречные манеры за столом. Искусство еды. Правило, о существовании которого каждый догадывается сам.

13 занятие:

Столовые приборы и их использование.                Основные положения. Основные навыки  и правила использования столовых приборов.

Тарелки. Салфетки и скатерти. «Ловушки».

14 занятие:

Сервировка стола и расположение за ним гостей.

Практическое занятие по приобретению учащимися определённых навыков.

15 занятие:

Основные правила поведения за столом.

Нужно ли уделять внимание одежде, в которой вы садитесь за стол. Осанка. Положение рук. Пользование салфетками и столовыми приборами. Беседа во время приёма пищи. Как встать из-за стола.

16 -17 занятия:

«Званый ужин в лучших традициях».

Итоговое занятие, позволяющее ребятам продемонстрировать умения и навыки, полученные при изучении материала всего курса.

           

  Список литературы:

  1. Алёшин Л. «О вежливости, о такте, о деликатности» М.,1983
  2. Агаронян А.С. «Культура поведения» Ташкент.,1979
  3. Богданова О.С. Петрова В.И. «Воспитание культуры поведения учащихся» М.,1978
  4. Богданова О.С. «Этические беседы с подростками» М., Просвещение, 1987
  5. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. «Язык и культура» Л.,1989
  6. Дубровина И.В. «Мы живём среди людей» (Кодекс поведения), М.,1989
  7. Дубрович А.Б. «Общение: наука и искусство», М., Знание, 1978
  8. Левкович В.П. «Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения», М., 1976
  9. Львова С.И. «Язык в речевом общении», М.,1992
  10. Прасолова Е.Л. «В союзе с красотой», М., Просвещение, 1987
  11. Панкеев И. Энциклопедия этикета. «Олма-пресс»,2001
  12. Розенталь Д.Э. «А как лучше сказать?», М., Просвещение 1988
  13. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте», М., Знание, 1987
  14. Журнал «Воспитание школьников», № 4-6, 1994
  15. Журнал «Семья и школа», №2,1991
  16. Журнал «Русский язык в школе», №1 1990, №5 1993, №5 1994
  17. Словарь по этике под редакцией И.С.Кона
  18. Толковый словарь русского языка .Ожегов С.И. М., «Русский язык», 1988
  19. В мире этикета М., «Мой мир», 2004
  20. Современный этикет М., ЭКСМО, 2005
  21. Журнал «Читаем, думаем, спорим» 10 выпуск 2003, 5 выпуск 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...