Моя копилка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Разработки уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык. 5 класс. Морфология24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

Цели: 

  1. Познакомить обучающихся с разделом лингвистики "Морфология".
  2. Учить распознавать самостоятельные и служебные части речи.
  3. Прививать любовь к слову, к творчеству.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска
  2. Тексты сказки, стихотворений  О .Высотской,  Ю. Привалова, А.Бояркина, И. Бунина
  3. Развивающие технологии

Ход урока

1. Приветствие.

Доброе утро! Я Вам говорю!
Доброе утро я людям дарю.
И улыбаются добрые люди,
Видно, слова они добрые любят!

2. Знакомство с грамматической сказкой. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)

Как Морфология порядок навела

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"

- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

- А какие формы у вас есть?

- Род, число, падеж.        

- А что вы умеете делать?

- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.

- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.

- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.

- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.

Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.

У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие.

Беседа. (Вопросы выведены на экран)

  1. О каком разделе языкознания вы узнали?
  2. Что изучает морфология?
  3. Какие части речи вы знаете? Много ли их?
  4. Приведите примеры слов разных частей речи из стихотворения О.Высотской "Весёлая грамматика". Упр. 68 в учебнике "Русский язык. 5 класс". Авторы : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.М., 2007

Существительное - школа,
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришел.
Встали мы - местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни - у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!

Термин "морфология" ввёл русский лингвист Филипп Федорович  Фортунатов. Сообщение ученика.

3. Практическая работа.

Распределите данные слова в таблице. Красноярск, пою,  планета, растворюсь, близкий, звёзды, надежда, цветы, красивый, осень, счастье, дорогой, (не) найти, судьба , кружит, сильный.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

 

 

 

 

 

 

Что помогло записать данные слова в столбики? (задавали вопрос, определяли значения слов)

ВЫВОД. Почему все слова можно распределить по частям речи?

  1. Вопрос.
  2. Значение.
  3. Грамматические признаки.
  4. Синтаксическая роль.

Составьте из данных слов предложения.(Учащиеся зачитываю предложения)

Красноярский поэт Юрий Привалов соединил эти слова так, что у него получилось музыкальное произведение , которое нет так давно исполнила наша красноярская музыкальная группа

 « Яхонт». Запишем в тетрадь. (Повторение пунктограмм "Знаки препинания при обращении", "Тире между подлежащим и сказуемым").

СКОЛЬКО СПЕТО ПЕСЕН
СЛОЖЕНО СТИХОВ
СКОЛЬКО ЕСТЬ НА СВЕТЕ
СТРАН И ГОРОДОВ
НО НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ
Я ЖИВУ ЛИШЬ ЭТИМ
ГОРОДОМ НАДЕЖДЫ И ЦВЕТОВ

В ЖИЗНИ ПОБЫВАЛ Я
ВСЮДУ И ВЕЗДЕ
В ПИТЕРЕ, НАХОДКЕ
И КАРАГАНДЕ
НО СКАЖУ ВАМ ВСЕ ЖЕ
БЛИЖЕ И ДОРОЖЕ
НЕ ВСТРЕЧАЛ Я ГОРОДА НИГДЕ

МОЙ КРАСНОЯРСК, С ТОБОЮ Я И ДЕНЬ И НОЧЬ
МОЙ КРАСНОЯРСК - СУДЬБА МОЯ, СОМНЕНЬЯ ПРОЧЬ
Я РАСТВОРЮСЬ В КОТОРЫЙ РАЗ В ЛЮДСКОЙ ТОЛПЕ
МОЙ КРАСНОЯРСК, СЕГОДНЯ Я ПОЮ ТЕБЕ
Я РАСТВОРЮСЬ В КОТОРЫЙ РАЗ В ЛЮДСКОЙ ТОЛПЕ
ЗЕМЛЯ МОЯ, СЕГОДНЯ Я ПОЮ ТЕБЕ

ВСЕ БЫВАЕТ ПРОСТО
ЛИШЬ В НЕМОМ КИНО
ЕСЛИ ГАСНУТ ЗВЕЗДЫ -
ЗНАЧИТ СУЖДЕНО
ВЕТЕР ТУЧИ НОСИТ
ЭТО ЗНАЧИТ ОСЕНЬ
ЗДЕСЬ МЫ,
ЗНАЧИТ СЧАСТЬЕ НАМ ДАНО

ВРЕМЯ КРУЖИТ ГОДЫ
В КОЛЕСНИЦЕ ДНЕЙ
ВЕТРЫ И НЕЗГОДЫ
ДЕЛАЮТ СИЛЬНЕЙ
ВЕК ОТ ВЕКА КРАШЕ
ГОРОД ВЕРЫ НАШЕЙ
ГОРОД СОЛНЦА И СЕДЫХ ДОЖДЕЙ

4."Соберите стихотворение" (Строчки из стихотворения разрезаны)

Александр БОЯРКИН

ЯБЛОНЬКА ОСЕННЯЯ

За окошком листопад -

Рыжая метелица,

Заметает старый сад,

По бульвару стелется.

Облетает рыжий лист,

Яблонька качается,

Под осенний рыжий свист

С тополем прощается.

Тянет яблонька к нему

Руки-ветки спелые:

- Дай тебя я обниму,

Вспомню ночи белые.

Как ласкались мы с тобой,

Юные, прекрасные.

До свиданья, дорогой,

Ночи мои ясные.

Не скрываю, не таю

Чувства свои нежные,

Сохраню любовь твою

Даже в стужи снежные.

До свиданья, милый мой,

Я была хорошею...

Замело любовь листвой -

Рыжею порошею.

До свиданья, милый мой.

Может быть, и свидимся.

Может, новою весной

Встретимся, обнимемся.

Улетел последний лист,

Яблонька качается,

Под осенний рыжий свист

С тополем прощается.

Посчитайте, сколько существительных, прилагательных, глаголов встретилось в этом стихотворении. Почему так много существительных?

Анализ высказываний о частях речи.

" Существительное - сердце языковой вселенной, оно является душой всех частей речи", - считает Е. Любичева.

"Глагол - ангел движения, без которого фраза мертва", - утверждает Ш. Бодлер.

По мнению В.Виноградова, "прилагательное - самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении".

В стихотворении нет прилагательных, которые "озаряют" предмет, расцвечивают его.

Используя эпитеты, расскажите об осени

Знакомство со "Словарём эпитетов".

А можно ли задать вопросы и определить значение у слов а, за, и, не, о, что, на?

Прочитайте теоретический материал в учебнике и скажите, как называются эти слова. Стр.186.

5. Подведение итогов. 

  1. Что вы узнали сегодня на уроке?
  2. Какая часть речи вам больше всего понравилась?

Творческое задание.

1. Вставьте прилагательные.

Листопад

Иван Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой

Можно дать лексическое значение слов, которые нужно вставить.

2. Вставьте глаголы. Для справок: веет, скрылось, гаснет, краснее.

:::вечер, ::..солнце,

Лишь закат::::::..

Счастлив тот, кому зарёю

Тёплый ветер ::::.. . (И.Бунин)

Домашнее задание.

  1. Подобрать стихи, в которых больше всего или существительных, или глаголов, или прилагательных.
  2.  Выучить понравившееся стихотворение