Главные вкладки

    Практическая работа (анализ текста) по теме "Безличные предложения"
    материал по русскому языку (11 класс) по теме

    Боровская Елена Анатольевна

    Реализация дифференцированного подхода

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 3-borovskaya-01.doc33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практическая работа (анализ текста) по теме «Безличные предложения»

    Вид контроля: итоговый

    Этап урока: закрепление изученного материала

    Продолжительность контроля (время от урока): 45 минут

    Реализация  дифференцированного подхода: задания, выделенные курсивом, имеют повышенный уровень сложности. 

    Вязовое дерево

    1)Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распиливали его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю – а вязовое бревно не сдалось! 2)Оно пустило из себя свежий зелёный росток – целый будущий вяз или ветку густошумящую.

    3)Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? 4)Ведь оно тоже жить хочет! 5)Ведь вот как оно хочет жить – больше нас!

                                            А.И. Солженицын

    Вопросы и задания к тексту:

    1. Определите стиль и тип текста.
    2. Найдите и запишите предложение, в котором сформулирована основная мысль текста.
    3. Каким способом образованы слова росток, больше, густошумящую?   Какими частями речи они являются?
    4. Найдите слова с чередующимися гласными в корне и выпишите их.
    5. Определите вид, время и спряжение глаголов в первом предложении.
    6. Найдите местоимения и определите их разряд.
    7. Найдите подчинительные словосочетания: управление, согласование, примыкание (по 2 примера).
    8. Найдите составные сказуемые, определите их тип.
    9. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Запишите это предложение, подчеркните в нём грамматическую основу.
    10.  Найдите в тексте двусоставные предложения, которые можно заменить на   синонимичные односоставные безличные, и запишите оба варианта.
    11. Какие виды односоставных предложений ещё присутствуют в тексте? Запишите кратко ответ и номер предложения.
    12. Определите средства связи предложений в тексте.
    13. Определите языковые средства, используемые автором, и запишите примеры из текста.

    Примечание: задания, выделенные курсивом, имеют повышенный уровень сложности

    Ответы:

    1. Художественный стиль, тип – повествование с элементами описания и рассуждения
    2. Ведь вот как оно хочет жить – больше нас!
    3. Росток – суффиксальный способ, имя существительное; больше – суффиксальный способ, наречие; густошумящую – сложение, причастие.
    4. Росток, положили.
    5. Пилили – несовершенный вид, прошедшее время, II  спряжение;

    взяли – совершенный вид, прошедшее время, I  спряжение;

    вскрикнули – совершенный вид, прошедшее время, I  спряжение;

    срезали – несовершенный вид, прошедшее время, I  спряжение;

    тащили – несовершенный вид, прошедшее время, II  спряжение; распиливали – несовершенный вид, прошедшее время, I  спряжение; кидали – несовершенный вид, прошедшее время, I  спряжение; накатывали – несовершенный вид, прошедшее время, I  спряжение; сваливали – несовершенный вид, прошедшее время, I  спряжение;

    не сдалось – совершенный вид, прошедшее время, I  спряжение.

    1. Мы – личное; тех – указательное; его – личное; оно – личное; себя – возвратное; нас – личное.
    2. Например: согласование – вязовое бревно, тех пор; управление – пилили дрова, распиливали на части; примыкание – уж положили, жить хочет.
    3. Не решались врезаться – составное глагольное сказуемое, жить хочет – составное глагольное сказуемое.
    4. Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его?
    5. 4)Ведь оно тоже жить хочет! – Ведь вот как ему тоже жить хочется! 5)Ведь вот как оно хочет жить – больше нас! – Ведь вот как ему хочется жить – больше нас!
    6. Неопределённо-личное; предложение 1.
    7. Местоимённая замена; бревно – оно, его.
    8. а)  ряды однородных членов: вяз или ветку (предложение 2); положили,

         но не решались  врезаться (предложение 3) и другие (предложение 1);

    б) сравнение: как на плаху (предложение 3);

    в) метафора: врезаться в шею (предложение 3);

    г) риторический вопрос: предложение 3;

          д) риторические восклицания: предложения 1, 4, 5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практическая работа "Форматирование текста" 5класс

    Данная работа  рассчитана на учащихся 5 классов. Время отводимое на работу 20минут. В данной практической работе 4 задания....

    Практическая работа "Форматирование текста в редакторе WordPad".

    Практическая работа  "Форматирование текста в редакторе WordPad". Запуск, создание в текстовом редакторе WordPad  документов, форматирование, измение шрифтов и “просмотр” документа пер...

    Практическая работа по теме "Уточняющие члены предложения"

    Практическая работа по теме "Уточняющие члены предложения"- 8 класс...

    Практическая работа " Анализ и сравнение половозрастных пирамид стран разного экономического уровня развития".

    Практическая работа "Анализ и сравнение половозрастных пирамид стран разного экономического уровня развития"  может быть проведена в 10-м классе при изучении темы "География населения". В ходе вы...

    Практическая работа «Редактирование текста»

    Практическая работа предназначена для учащихся 5 классов...

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2013г.

    В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии...

    Практическая работа по теме "Словосочетание и предложение" в 8 классе

    Практическая работа   предназначена  для  промежуточной  атестации учащихся   восьмого класса  в  ходе изучения   темы "Синтаксис и пунктуац...