Урок в 6 классе по теме «Имя существительное, я все про тебя знаю!»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Фролова Екатерина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_frolova_32_shkola.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел  программы

  1. русский язык: обобщающий урок в 6 классе по теме «Имя существительное, я все про тебя знаю!»

Цели и задачи учебного занятия:

  1. сформировать навыки в приобретении и  обобщении знаний по предмету;
  2. сформировать навыки учебного сотрудничества с одноклассниками;
  3. сформировать навыки приемов поиска;
  4. развивать умения исследовательской деятельности;
  5. развивать навыки взаимооценки и самооценки;
  6. воспитывать интерес к предмету;
  7. повторить основные понятия учебного раздела.

Тип урока:

урок-закрепления полученных знаний с элементами:

  1. практической работы;
  2. использования ИКТ ресурсов;
  3. использование игровых технологий.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска;
  2. обучающая презентация;
  3. опорный конспект урока;
  4. раздаточный материал;
  5. листы оценивания.

Список литературы и интернет-ресурсов:

Рик  Т. Г. «Здравствуйте, имя существительное». – М.: РИО «Самовар», 1994.

Структура урока:

  1. подготовительная работа (изучение тем раздела);
  2. работа в тетрадях;
  3. самостоятельная работа;
  4. работа в парах, работа в мини-группах

Ход урока.        

1 Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте. Слайд 1.

-Сегодня мы с вами отправляемся в морское путешествие на нашем корабле «Знания». Мы поплывем по очень большому морю, которое называется «Имя существительное». Слайды 2. 

-Конечно, мы будем причаливать к островам, а чтобы наш корабль не затонул в бурном море, мы должны всё вспомнить об имени существительном!

-Целью нашего путешествия является сбор материала об этой замечательной части речи, и в конце приключения мы должны будем сказать, что мы всё знаем об имени существительном! Каждый из вас будет вести бортовой журнал (тетрадь) и записывать в него всё необходимое. У каждого из вас есть лист оценивания, в который вы будете ставить оценку своим знаниям. Это вы должны делать после «посещения» каждого острова.

-Но прежде чем отправиться, давайте возьмем с собой все необходимое, что нам понадобится в дороге.

-Что необходимо нам? Вода, еда, а чтобы не было скучно – настольные игры.

-Итак, отправляемся!

-Ну и пока наш корабль плывет к первому острову, давайте вспомним, что же такое имя существительное! (Ответы учащихся).

- Ну вот и первый остров на нашем пути. Что это за непонятные слова? Давайте расшифруем их! Слайд 3.(Расшифровывают название острова)

- Называется он  «Собственное и нарицательное». Слайд 4

- Молодцы!

- Как вы думаете, почему этот остров так называется?

- Какие имена существительные называются собственными?

- А какие нарицательные?        

- А как пишутся имена собственные? (с большой буквы)

- А нарицательные?

- А если это названия книг, журналов? (в кавычках)

- А теперь давайте поиграем в игру. Я буду называть слова, вам нужно определить собственное или нарицательное это существительное. Первый вариант  записывает имена собственные, а второй – нарицательные:

(учитель читает, учащиеся записывают)  Катер «Заря», трамвай, девочка, первоклассница, Комарова Полина Павловна, корабль «Отважный», Сатурн, земля, планета Земля, Яша, картинка, путешественник, бумага, печка, Братск, мама, тетя Галя.

Проверим. Слайд 5.

-Молодцы. Отправляемся дальше.

-Вот наш корабль пристал к следующему острову, который называется «Войжи? Слайд 6.

-Расшифруем название острова?  

- «Живой», правильно! Слайд 7.

- Как вы думаете, почему остров так называется? (Ответы учащихся).

- Какие бывают существительные? (одушевленные и неодушевленные)

-Как их отличить? (Ответы учащихся: задать вопрос КТО? ЧТО?)

- На острове обитает мирное племя, которое называется «Одушевленное»,  а вожака зовут КТО. КТО очень любит встречать гостей и задавать им вопросы. Наша задача – ответить на его вопросы.

- Как правильно определить одушевленность и неодушевленность предмета? (Ответы учащихся: просклонять существительное, поставив его во множественное число, посмотреть на окончания в именительном, родительном и винительном падежах. Если совпадают окончания в именительном и винительном падежах, то это неодушевленные существительные, а если в винительном и родительном – одушевленные). Слайд 8.

- А теперь распределите все слова в две колонки.  Слайд 9. 

Бабушка, кот, сноп, кукла, табуретка, народ, толпа, снеговик, тыква, труп.

- Проверим? Конечно, проверим! Обменяйтесь бортовыми журналами и поставьте соседу по парте оценку (великолепно, очень хорошо,  хорошо, не очень хорошо). Слайд 10.

Бабушка

Кот

Кукла

Снеговик

Табуретка

Сноп

Тыква

труп

- Молодцы. Вожак прощается с нами и говорит: «Да новыхвстречь» (исправьте ошибки).  Слайд 11.

-Проверим, правильно ли вы все сделали! Слайд 12. 

-Молодцы! А теперь на корабль! И пока мы плывем,  давайте немного разомнемся и выполним упражнение для глаз «Муха». Ваша задача, следить только взглядом за полетом мухи. Начинаем.

Влево, вверх, вправо, вниз.  Слайд 13.

- И еще раз! Слайд 14.

- А вот и следующий остров. Называется он «Дор». Слайд 15. 

- Что это значит? Правильно, род. Слайд 16.

- Что вы знаете о роде имени существительного?

- А как определить род существительного? (поставить местоимения мой, моя, моё).

- Давайте распределим все предметы на острове по родам. Слайд 17.

Песок, пальма, море, солнце, житель, лошадь, врач, директор, фрукты, галька, яблоко, повидло, печенье, молоко, сок, лежанка. неряха

Какое слова вы не выписали. Почему? (неряха)

Проверим. Слайд 18.

- Ребята, среди нас шпион. Мне принесли донесение этого шпиона. Вот оно.  Слайд 19. (распечатки на столах учеников с донесением)

Шеф, третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 6 класса для известных нам целей. Вы же знаете, шеф, что я, ваш агент, - на все руки дока и мастер перевоплощения. Все думают, что я – Лопухов Алик, круглый сирота, приехавший к бабушке.

Шеф, в этом классе нам никто не подходит!  Староста  Боря - невыносимый зазнайка и заучка. Люся тоже кошмарная воображала да еще и выскочка. Все сразу разболтает. Вадик – ужасный растяпа. Есть в 6 классе еще одна недотепа, Маруся. Таня – жуткая соня и белоручка.

Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он забияка. А главная классная задира, Оля, при этом еще и рева. Ее подружка такая же плакса, да еще и повторюшка и  подлиза. Вот Саша – умница, но большой непоседа.  Марина – егоза несносная. Остается Хомяков, но он обжора, при этом еще и такой неряха и невежа. Шеф, я хотел завербовать классную руководительницу. На вид она такая милашка, но оказалась, она удивительная злюка и зануда. Только не думайте, что я такой придира, но здесь не с кем работать!

- Шеф подчеркнул те качества, которые необходимы агенту. А вы, ребята, развернитесь друг к другу и поработайте в группе -   выпишите остальные слова. (Обсуждение в группах).

Выступление групп.

Проверим. Слайд 20.

Агент, староста, зазнайка, воображала, выскочка, растяпа, недотепа, соня, белоручка, рева, плакса, повторюшка, подлиза, бука, обжора, неряха, невежа, зануда, злюка, придира.

- А как правильно употреблять такие слова? (Важный директор Сидоров сидел за столом. Важный директор Сидорова сидела за столом)

Ну вот и еще один остров мы покорили. Пора отправляться дальше!

-Мы прибыли на остров «Ниенескло». Слайд 21.

- Так как называется остров? «Склонение». Слайд 22.

- Что вы знаете о склонении имен существительных?

- А что такое склонение?

- Как правильно определить склонение?

- Все ли слова можно отнести к какому-либо склонению? Нет, есть и разносклоняемые.

- Почему они так называются?

- Сколько их в русском языке? Назовите их. Слайд 23.

Темя, семя, племя, вымя, стремя, время, знамя, имя, пламя, бремя, путь.

- Как они склоняются? В чем особенность?

 (В творительном падеже эти существительные склоняются как существительные второго склонения, а в остальных падежах как существительные третьего склонения)

- А еще есть  и несклоняемые существительные. Почему они так называются?

- Что вы о них знаете?

- Они изменяются по падежам?

- А что происходит с их окончанием?

- Какие слова относятся к несклоняемым?

- Определите род существительных. Слайд 24.

Пальто, кафе,  радио, авеню,  мисс, пенальти

- А что нам помогло  определить род несклоняемых существительных? (прилагательные). Подберите к ним прилагательные.

Без осеннего пальто, соседнее кафе, по школьному  радио, широкая авеню, красивая мисс, досадный пенальти

-Молодцы!

-Ну а теперь отправимся дальше. Вот и еще один остров «123ЛО». Слайд 25. Расшифруйте его название. «Число». Слайд 26. Он необитаем.  Нам нужно выписать слова единственного и множественного числа в две колонки, чтобы высадиться на остров.

 Шепот, насекомые, сказка, столы,  день, парта, окна, ручки, километр, росточек, книги, удивление, земли, города, березка. Слайд 27.

Проверим.  Слайд 28.

- Какое слово вы не выписали и почему? (удивление, слово имеющее форму только единственного  числа).

-Назовите еще  такие слова.

-Вспомните, что мы брали с собой в путь. Может, среди этих предметов есть слова, которые имею только одну форму числа?

Слайд 29.

Продолжите ряды слов (по рядам)

1 ряд

Продукты питания: молоко…

2 ряд

Игры: шашки…

3 ряд

Инструменты: ножницы….

-Наше плавание приближается к концу.

-Теперь мы должны подвести итог. А чтобы его подвести, мы должны выполнить морфологический разбор существительного. Слайд 30. 

Береза на опушке прямо в снег роняет семена.

Проверим. Слайд 31. 

  1. Роняет (что?) – семена – сущ.
    II. Н.ф. – семя. Постоянные признаки - нарицательное, неодушевленное среднего рода, разносклоняемое; непостоянные признаки – в винительном падеже, во множественном числе.
    III.  Роняет (что?) семена

-Молодцы.

-Вот и подходит к концу наше морское приключение.

Нам осталось посетить только один остров в этом бурном море. Как вы думаете, какой? О чем мы сегодня не говорили? О правописании существительных. Но на этом острове мы побываем в следующий раз. Он требует к себе особого  внимания.  Слайд 32.

Подведение итогов.

- Какие темы мы повторили? На каких мы островах мы побывали? Слайд 34.

-Нам остается только записать в бортовой журнал домашнее задание: Придумать лингвистическую сказку об  имени  существительном. Слайд 33.

- Хорошо ли вы усвоили материал? Оцените путешествие на каждый остров и свои знания оценками:  «Великолепно», «Очень хорошо», «Хорошо», «Не удалось»). Слайд 34

- Какую вы себе поставите оценку за урок?

-Ну что же, нам остается только попрощаться.

- До новых встреч на нашем корабле!

 Лист оценивания

Собственное и нарицательное

Живой

Род

Склонение

Число


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Урок-расследование в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные». «Детективное агентство «Черный кот».

 Данная статья представляет собой разработку урока русского языка в 6 классе. Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: М.Т. Барано...

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"

дана разработка урока по  русскому языку в 5 классе  по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...

Урок английского языка во 2 классе по теме «How old are you? ( Сколько тебе лет?)»

Представляю конспект урока формирования умений учащихся высказываться по теме с опорой на схему, используя числительные, формировать навыки устного счета от 1до10,развивать речемыслительные и...

Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Урок-путешествие. Повторение по теме «Имя существительное».

В игровой форме повторить все об имени существительном. Узнать, что называется функциональной грамотностью....

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...