Урок "Различные виды придаточных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Окладникова Анна Вячеславовна

Конспект, презентация и рабочая карта урока обобщения и систематизации знаний  и способов деятельности по теме "Различные виды придаточных предложений".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Различные виды придаточных предложений.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний  и способов деятельности.

Вид урока: урок-исследование.

Уровень подготовки класса: средний

Цель урока:  повторить и закрепить знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения».

Задачи урока:

обучающие: повторение опознавательных признаков СПП;

развивающие: совершенствование умений давать синтаксическую характеристику СПП; формирование умений классифицировать СПП; развивать умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость.

воспитывающие: развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедиа.

Ход урока

Первый этап. Акцентологическая минутка.

Расставьте ударение в словах.

Вероисповедание, танцовщица, новорождённый, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнования, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить.

Второй этап. Мобилизующий этап.

  1. Солнце чуть показалось из-за темно-синей горы которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи.

(   определит. )

  1. Чувствовалось в воздухе что солнце встало. (изъявит. )
  2. Стали падать крупные капли дождя и их шорох звучал так таинственно точно предупреждал о чем-то.(степени                                   )
  3. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то в траве видны алмазы. (времени)
  4. Морозы стояли лютые отчего и погибли сады.(присоед                                       ).
  5. Снег становился все белее и ярче так что на крыльцо нельзя было выйти. (следствия)

Тема всех предложений: Природа

Учитель: Внимательно посмотрите на упражнение и сформулируйте задание. (расставить знаки препинания, определить тип придаточных; определить тему, объединяющую предложения) Что общего у этих предложений?

Третий этап: Формулирование темы и цели урока.

(все эти предложения являются сложно подчиненными)

Учитель: Эти СПП с одним типом придаточных или с разными? (с разными) → Тема урока «Различные виды придаточных предложений».→ цель.

Четвертый этап. Актуализация знаний.

Заполнение таблицы

Вопросы:

  1. Чем СПП отличаются от ССП?
  2. Что общего между типами СПП и второстепенных членов предложения?
  3. В чем отличие союзов и союзных слов?
  4. Почему придаточные присоединительные являются отдельной группой?
  5. Для чего вам нужны знания о СПП?

Пятый этап:  Обобщение и систематизация знаний.

(групповая работа) каждая группа выполняет задание, затем сравнивают. Если у групп разные ответы на поставленные вопросы, то все три группы приходят к общему решению.

Упражнение 1.

1: подчеркнуть в тексте «ошибкоопасные» места? Анализ орфограмм.

2: определить тему, основную мысль, тип и стиль текста, определить языковые средства, которые используются в тексте.

3: подчеркнуть основы, выделить части предложения. Определить вид придаточных.

Человеку нужно знать все прелести цивилизации прежде чем прийти к пониманию счастья. И свист рябчика не понять пока не набьют оскомину телефонные звонки и заполнившая эфир морзянка. Не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке пока не напокупаешься бескровных столичных  мимоз. Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ с их дурацкими леденцами и пристяжными ремнями.  (В.Белов)

Работа со словарями: найти значение словосочетания набивать оскомину.

Упражнение 2.

Подчеркнуть словосочетания, которые пригодятся для написания сочинения-миниатюры. Написать сочинение –миниатюру.

Неподвижный туман; тонкий пар; разлитый в воздухе; золотисто-жёлтый луч; несказанно великолепен; нежно сияющая вершина; сказочное дерево; радостно мчатся (волны); золотые листья; лёгкая свежесть; радостная сила; капелька неба; чистое небо.

 Шестой этап:                   Я оцениваю себя:

Мобилизующий этап

Формулирование темы и цели урока

Актуализация знаний

Анализ текста

Сочинение

Седьмой этап: Домашнее задание: написать статью в газету об экологии нашего края; найти афоризм о природе или сделать синтаксический разбор предложения и морфологический – слова пристяжными

Сложноподчиненные предложения

С придаточными определительными

С придаточными изъяснительными

С придаточными обстоятельственными

С придаточными присоединительными

Образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Рабочая карта урока русского языка

Фамилия, имя______________________________________________________

Дата ______________________________________________________________

Тема ______________________________________________________________

Цель ______________________________________________________________

  1. Акцентологическая минутка.

Расставьте ударение в словах.

Вероисповедание, танцовщица, новорожденный, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнования, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить.

  1. Мобилизующий этап.
  1. Солнце чуть показалось из-за темно-синей горы которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи. (                            )
  2. Чувствовалось в воздухе что солнце встало. (                                    )
  3. Стали падать крупные капли дождя и их шорох звучал так таинственно точно предупреждал о чем-то. (                                     )
  4. Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то в траве видны алмазы.(                                             )
  5. Морозы стояли лютые отчего и погибли сады. (                                       )
  6. Снег становился все белее и ярче так что на крыльцо нельзя было выйти. (                                               )

Тема всех предложений__________________________________________

2. Актуализация знаний:

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Человеку нужно знать все прелести цивилизации прежде чем прийти к пониманию счастья. И свист рябчика не понять пока не набьют оскомину телефонные звонки и заполнившая эфир морзянка. Не понять ядреной смоляной лапы в стеклянной банке пока не напокупаешься бескровных столичных  мимоз. Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ с их дурацкими леденцами и пристяжными ремнями.  (В.Белов)

 Набить оскомину -  

Тема:_________________________________

Основная мысль: _____________________

____________________________________________________________________________

Тип и стиль:__________________________

_______________________________________________________________

Языковые средства

____________________________       _______________________________

____________________________       _______________________________

____________________________       _______________________________

____________________________       _______________________________

  1. Неподвижный туман; тонкий пар; разлитый в воздухе; золотисто-жёлтый луч; несказанно великолепен; нежно сияющая вершина; сказочное дерево; радостно мчатся (волны); золотые листья; лёгкая свежесть; радостная сила; капелька неба; чистое небо.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                Я оцениваю себя:

Мобилизующий этап

Формулирование темы и цели урока

Актуализация знаний

Анализ текста

Сочинение

(подобрать афоризм о природе)     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды придаточных предложений

Систематизированный материал по заявленной теме. Может использоваться учащимися, пропустившими учебные занятия по теме, учителями при подготовке к урокам...

Виды придаточных предложений. (Практикум)

Данный ресур поможет повторить виды придаточных предложений. (Подготовка к ГИА и ЕГЭ)...

Виды придаточных предложений

В материале" Виды придаточных предложений" дана таблица. Таблица составлена по всем видам придаточных предложений. Она может пригодиться для подготовки к ГИА и ЕГЭ....

Контрольная работа "Виды придаточных предложений"

Контрольная работа по теме "Виды придаточных предложений". Предназначена для учащихся 9 класса заочной формы обучения....

Урок в 9 классе "Виды придаточных предложений"

Данный урок является обобщающим уроком после изучения видов придаточных предложений. Воспитательная цель урока-выбор профессии....

«Виды придаточных предложений в сложноподчинённом предложений»

Данный урок является обобщающим  о видах придаточных  в сложноподчинённом предложении. На уроке также можно выявить пробелы в знаниях учащихся по данной теме, подготовить их к контрольной ра...

Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...