Урок русского языка в 7 классе. Тема: Сжатое изложение «Разные братья».
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

 

Цель: формирование умения находить микротемы в тексте, «сжимать» текст;

продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков;

продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;

формирование  нравственно - эстетических представлений учащихся в ходе  выявления лексического  значения слов  победа над собой, преодоление препятствий, воля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon szhatoe_izlozhenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Лаптий Наталья Борисовна

                                  Урок  русского  языка в 7 классе.

Тема: Сжатое  изложение «Разные братья».

Цель: формирование умения находить микротемы в тексте, «сжимать» текст;

продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков;

продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся;

формирование  нравственно - эстетических представлений учащихся в ходе  выявления лексического  значения слов  победа над собой, преодоление препятствий, воля.

 Оформление: презентация (приложение).

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Слово учителя.

-Ребята, сегодня мы с вами продолжим работу над умением сжато пересказывать текст.

Давайте вспомним  способы сжатия текста. Обратимся к памяткам, лежащим у вас на столе.

Памятка.

Выделяют три основных способа сжатия текста:

1)исключение подробностей (сначала выделить главное, а затем убрать детали);

На экране:

Красный, хорошо заточенный карандаш упал на пол. ( Карандаш упал…Карандаш упал на пол.)

2)обобщение (сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст).

-Теперь посмотрим, как можно не только исключать, но и объединять то, о чем говорится в тексте. Прочитайте подробный пересказ отрывка из сказки Андерсена «Гадкий утенок».

На экране:

«На птичьем дворе утки щипали, куры клевали гадкого утенка. Утята толкали и дразнили его. Девушка, которая давала корм птицам, отталкивала гадкого утенка ногой. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят».

-Прочтите выделенные слова. Скажите, есть ли что-то общее во всех действиях, обозначенных этими словами: «щипали», «клевали», «толкали», «дразнили», «отталкивали»? Попробуйте найти одно слово, которое бы могло заменить все эти слова. (Обижали.)

- Прочитаем вариант исправленного текста.

На экране:

«На птичьем дворе утки, куры и утята, девушка, которая давала корм птицам, обижали гадкого утенка. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят».

-Какие еще слова (уже в новом тексте) можно заменить одним словом, т.е. объединить? (Слова «утки, утята, куры, девушка, которая давала корм птицам» можно заменить словом «все».)

-Прочитаем окончательный вариант краткого пересказа.

На экране:

 «Все на птичьем дворе обижали гадкого утенка. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят».

-Какое еще слово можно заменить, для того чтобы избежать повтора? (Во втором предложении слово «утенок» можно заменить словом «он».)

На экране:

 «Все на птичьем дворе обижали гадкого утенка. Вот и задумал он бежать куда глаза глядят».

3) упрощённый (слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением).

- Прежде чем  обратиться к тексту, который нам предстоит «сжать», давайте вспомним, что обозначает слово «легенда».

3. Словарная работа.

Легенда: 1. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.

- Все мы знаем легенды о Геракле, но немногие знают, что у него был брат Ификл. Об этих братьях рассказывается в тексте.

( 2 слайда: Ификл, Геракл.)

                                      Ф и з к у л ь т м и н у т к а

4.Чтение текста.

Задание:

- Определите существенные, важные мысли этого текста. (Параллельно составляем план.)

Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.

Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает - и плод у него в руках.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, - предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

 5. Работа с  текстом.

- Итак, назовите важные, существенные мысли («хотя были близнецами, выросли братья разными»; Геракл преодолевал препятствия, а Ификл уклонялся, надо с детства учиться преодолевать трудности, воспитывать волю).

- Определите главную мысль (надо с детства учиться преодолевать трудности, воспитывать волю).

- Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

- Можно ли объединить, обобщить 6 и 7 абзацы? (Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывать волю.)

- Сколько микротем в тексте?

- Сколько абзацев будет в вашем изложении?

- Чему учит этот текст?

Примерный план.

  1. Разные братья-близнецы.
  2. Действия братьев ранним утром.
  3. Преодоление препятствия на дороге.
  4. Плод в руках Геракла.
  5. «Скорее одолеем дорогу».
  6. Воля – это умение управлять собой.

-Обратите внимание на слова, записанные на доске.

6.Работа с орфограммами. (На доске записаны слова из текста с пропущенными буквами. Учащиеся объясняют орфограммы.)

Л..генда, выр..сли, ра(н,нн)им, пр..пятствие, ле(с,з)ть, предл..гает, ..делать, пр..вал, (в)перед, (в)начале, обыкнове(н,нн)ый, пр..од..левать.

7.Чтение текста.

8. Сжатый пересказ.

9.Письменная работа над изложением.

                                   Примерное изложение.

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие.

Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.

Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед.

Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывать волю.

10.Д.з.§. 55, словарные слова (с.119-155).

Презентация к уроку представлена в Приложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Земельный закон братьев Гракхов"

данная работа содержит материал, который расскажет учащимся о бедственном положении римлян, о том, чтоо братья Гракхи Тиберий и Гай разработали земельный закон, как он был встречен римлянами и почему ...

Сценарий открытого урока в 5 классе по чтению на тему: «Бременские музыканты» Братья Гримм

Урок чтения в 5 классе обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В уроке используется минусовка песни "Ничего на свете лучше нету"...

Конспект урока " Презентация новой лексики. Развитие навыков аудирования в рамках темы "Наши меньшие братья"

Открытый урок для 8 класса общеобразовательной школы к УМК Английский язык", авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В. (базовый уровень)...

Технологическая карта урока по музыке 2 класс. Тема: «Эти разные марши»

Технологическая карта урока по музыке 2 класс учителя музыки МБОУ "Средняя школа № 9" г. Рославля Смоленской области Самусевой Эльмиры Михайловны Тема: «Эти разные марши» Урок был направлен...

Разработка урока на тему "Земельный закон братьев Гракхов"

Разработка урока по истории Древнего мира 5класс....

Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Земельный закон братьев Гракхов»

Цели:- Рассмотреть причины разорения крестьян в Риме и его последствия;- Познакомиться с реформой, выяснить еѐ основные положения;- Выяснить, каковы последствия этой реформы....