Комплексный анализ текста. 9 класс.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

 

Методическое пособие включает различные по типу и стилю тек­сты, к которым предложен ряд зада­ний: различные виды языкового анализа; выделение из текс­та предложений определённых типов; обнаружение в тексте изученных единиц языка; установление несоответствия между написанием и произношением слова; определение значения и целесообразности употребления различных языковых единиц; определение темы и идеи.

Анализ текста начинается с заданий, связанных с рече­вым развитием школьников:  определение темы и идеи, типа и стиля, за­тем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.

Такая форма работы позволяет проверить у уча­щихся умения обобщать и систематизировать знания по всем разделам курса.

Тексты пособия — готовый дидактический материал для про­ведения самостоятельной, коллективной классной и домашней ра­боты. Задания к текстам составлены с учетом требований к  экзамену по русскому языку в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta_9.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста

9 класс.

                                     

                                                  Чернякова Татьяна Леонидовна,

                                                  учитель русского языка и литературы

                                                  МБОУ СОШ № 14

станицы    Ярославской

                                                  муниципального образования

                                                  Мостовский район

1.

(1)Кого берёзой удивишь? (2)Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем  его. (3)Выгляни из окна в городе ли, в деревне, - всюду  берёзу увидишь — белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. (4)Постоянный спутник нашей жизни.  (5)То ли дело породы, о которых поведал американский дендролог Э. Меннинджер в своей книге «Причудливые деревья». (6)От одних названий дух замирает: «взбесившиеся корни», «двуглавые чудовища», «деревья-призраки»... (7)Жаркое дыхание джунглей, опасные тропы саванны, тайны так и будоражат кровь, манят приключениями. (8)Кого после этого поразишь  рассказом о скромной нашей берёзе?

(9)Мне стало обидно за берёзу. (10) Я вспомнил, как в одном из своих писем Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце мое сжалось».

(11)Как много этим сказано! (12)Сколько же в ней прелести, не отделимой от природы нашего Отечества!

(13)Радостное, нарядное дерево. (14)Оно забрало в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. (15)И как эти цвета ей к лицу!

(16)Ещё берёза к людям добра. (17)В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело — мир освещать, второе — чистоту соблюдать, третье — крик утишать, четвёртое — больных исцелять. (18)Самая светлая — берёзовая лучина. (19)Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. (20)Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал».

(21)От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.

(22)Какое родное, тёплое, верное дерево!

Ю. Крутогоров

  1. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
  2. Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
  3. Из предложений 1-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание личных окончаний глаголов».
  4. Объясните значение слов дендролог, саванна.
  5. Подберите синонимы к словам одеяние, нарекать, исцелять. Какова стилистическая окраска этих слов?
  6. Сравните слова утешать — утишать. Подберите однокоренные слова к слову утишать.
  7. Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
  8. Замените словосочетание из предложения 20, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
  9. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
  10. Среди предложений 7-9 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
  11.  Среди предложений 2-6 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
  12.  Среди предложений 8-10 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
  13.  Среди предложений  16-21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
  14. В предложении Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза замените причастный оборот синонимичной синтаксической конструкцией.

2.

(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

(6)Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (7)Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. (8)Над чёрными нивами вился лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли. (9)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, приправленная неопределёнными сожалениями о прошлых вёснах.

(10)Ночи стали теплее. (11)В их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...

                                  А. Куприн

  1. Сформулируйте тему, определите стиль текста; озаглавьте его.
  2. Найдите в тексте 2 слова, в которых произношение не совпадает с написанием; укажите различия между буквенным и звуковым составом.
  3. Из предложений 2 - 4  выпишите слово с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок».
  4. Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочным способом.
  5. Из предложений 2 – 4  выпишите действительное причастие прошедшего времени.
  6. Из предложения 2  выпишите словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  7. Выпишите грамматическую основу из предложения  9.
  8. Из предложений 8-11 выпишите двусоставное нераспространенное предложение.
  9. Среди предложений 2- 4 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
  10. Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предложении 9.
  11. Среди предложений 7-10 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное безличное.
  12. Объясните постановку точки с запятой в предложении 3.

3.

 Биологи установили что питание осуществля…т четыре функц…и. Высчита(н,нн)о что при основном обмене у взрослого человека (в)течени… суток тратится 1200—1600 ки…ока(л,лл)орий. Общий расход энергии за сутки может колеба(ться,тся) весьма значительно в зависимости от интенсивности физических нагрузок. У лиц умстве(н,нн)ого труда не занимающихся (физ)культурой и спортом, он обычно составляет 2200— 2800 ки…ока(л,лл)орий, тогда как у работников тяжелого физического труда повышается до 3900—4300 ки…ока(л,лл)орий. При занятии.. спортом в период инт..нсивной тренировк… суточное потребление энергии мож…т доходить до 8000 ки..ока(л,лл)орий. Обеспечение этих энерготрат  первая функц…я питания.

Вторая функц…я питания заключается в снабжении организма пластическими веществами. В процессе его жизн…деятельности постоянно разрушаются одни клетки и внутриклеточные структуры и вместо них появляю(тся, ться) другие. Строительным материалом для создания новых клеток и внутриклеточных структур служ…т химические вещества входящие в состав пищевых продуктов. К ним прежде всего относятся белки, в меньшей степени минеральные вещества, жиры а затем углеводы.

   Третья функция питания  снабжение организма биологически активными веществами,  необходимыми  для  жизн…деятельности. Регуляторы химических процессов протекающих в организме синтезируются им самим.    Это    ферменты  высок…молекулярные   соед…нения белковой природы являющ…еся катализаторами биохимических реакций, в больш…нстве случаев гормоны  биологически активные вещества выделяемые в кровь железами внутренней секреции.    Однако   некоторые коферменты     (низкомолекулярные    вещества, являющиеся    необходимой составной    частью ряда ферментов без которых те не способны проявлять свою активность), а также определенные   гормоны   могут  синтезирова(тся,ться)     из специальных  предшестве…иков находящихся в пище.  Эти предшестве…ики  (не)безызвестные  всем  витамины  присутствующие  в  продуктах питания. Отметим что третья    функц…я возникла по…же двух других в результате эволюции животного мира когда в п…томстве появилась и закрепилась способ…ость    синт…зировать   не   все   (не)обходимые   биологически активные соед…нения, а только (не)которые   из них  остальные   поступали   в почти готовом виде с пищ..й. Это свойство оказалось (не)обычайно целес…образным стала (не)нужной большая работа по синтезу данных соед…нений и организм животных получил возможн..сть использовать высвободившиеся резервы для других целей. Обнаружено так(же) что (не)которые гормоны возникают в пищеварительном тракте человека благодаря перевариванию определенных пищевых белков. Установле(н,нн)о например что из казеина молока образуются пептидные гормоны которые всасываются в кровь и оказывают влияние на деятельность головного мозга.

Еще одна четвертая  функц..я питания выработка и(м,мм)унитета. Установле(н,нн)о что величина и(м,мм)унного ответа на инфекц..ю зависит от качества питания и особенно от достаточного содержания в пище калорий, полноце(н,нн)ых белков и витаминов (вспомним пословицу «лук — от семи недуг»). При (не)достаточном питании.. снижае(ться,тся) общий и(м,мм)унитет и уменьшается сопр..тивляемость организма самым различным инфекц..ям. И наоборот полноце(н,нн)ое питание с достаточным содержанием белков жиров витаминов усиливает и(м,мм)унитет и повышает сопр..тивляемость инфекц…ям.

                                                                            (Шатерников В.А.)1

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Приготовьтесь к выразительному чтению текста. Прочитайте.

2. Укажите стиль и тип текста, обоснуйте свой ответ.

3. Подберите к тексту заголовок, отражающий его основную мысль.

4. Проведите наблюдение над употреблением в тексте вводных слов и предложений и сделайте вывод.

5. Объясните постановку знаков препинания во втором абзаце.

6. Укажите по одному словосочетанию с разными видами связи.

7. Найдите в тексте сложное предложение, дайте его характеристику.

8. Найдите в тексте причастия. Разберите их по составу.

9. Еще раз прочтите текст и поделитесь своими мыслями о правильном питании.

4

(1)Что можно дарить? (2)Все можно дарить. (3)И лучший подарок тот, что прост, а долго не забывается.

(4)Дядя Костя давно обещал мне показать лиственницу. (5)Посадил он ее на закрайке лесного поля, сразу как война кончилась. (6)Он привел меня к своей посадке глубокой осенью. (7)Лиственницы стояли в три ряда. (8)Деревья с голыми ветками, осыпалась хвоя... (9)Поле прикрыл снежок легкой накидкой. (10)В лесу снега нет.

(11)Подвел меня дядя Костя к южному углу посадки и молвил: «Первый иди да приглядись, по чему идешь». (12)Глянул я в проход и ахнул: постелен для меня ковер, светло-желтый, лимонный, местами даже с легкой зеленцой. (13)Дивная картина! (14)Смутился я, замешкался. (15)Дядя Костя улыбнулся: «Смелей шагай! Эта дорожка - тебе подарок от меня. Прими!» (16)И я пошел. (17)Рядом слева белел снег, а тут для меня была выстлана солнечная дорожка. (18)Тихо и осторожно шагал я по ней.

(19)О подарке дяди Кости я вспоминаю всякий раз, когда прохожу мимо поля в лесу, где в три ряда стоят лиственницы. (20)Их посадил мой друг в честь Победы, в память о сыне.

(По В. Бочарникову)

  1. К какому стилю можно отнести этот текст? Какие встречаются в тексте элементы разговорного стиля?
  2. Из предложений 8-11 выпишите слово, написание которого определяется правилом: «Если приставка обозначает неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка при-)».
  3. Из предложений 16-18 выпишите причастие.
  4. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
  5. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
  6. Из предложений  17-20 выпишите сложноподчиненное предложение с последовательной связью между придаточными. Напишите номер этого предложения.
  7.  В предложении 11 замените прямую речь косвенной. Запишите предложение.
  8. Сформулируйте тему, озаглавьте текст.
  9. Напишите сочинение - миниатюру на тему «Что можно дарить?»

5.

(1)Я выбирал профессию, когда отец вернулся с войны. (2)Он не мог указать сыну дорогу, потому что сын для отца был загадкой. (3)Когда отец уходил на фронт, я был мальчишкой. (4)Когда он вернулся  я выбирал профессию. (5)Но главное я все-таки узнал от отца:  «Счастье  это   когда   свой   хлеб   человек   добывает  любимым делом».

(6)Работал я пионервожатым, потом киномехаником, фотографом. (7)Работать в газете начал случайно. (8)Однажды написал заметку. (9)Её, к моему удивлению, напечатали и попросили принести ещё что-нибудь. (10)Через месяц высокий молодой редактор позвал меня в кабинет. (11)Не хочу ли я работать в газете? (12)Мне показалось, что редактор шутит. (13)Так началась моя работа.

(14)«Трое суток шагать, трое суток не спать. (15)Ради нескольких строчек в газете...» (16)Это в песне или на самом деле? (17)На самом деле.

(18)На космодроме однажды мы не спали четверо суток. (19)Некогда было спать. (20)Для сна оставались один - два часа, но спать всё равно не могли: слишком велико было возбуждение.

(21)Но, может быть, отдыхаешь, когда возвращаешься в редакцию? (22)Нет! (23)Если вы ночью проходили мимо редакции, вы не могли не заметить: здесь долго светятся окна. (24)Журналисты работают! (25)Читатель не помнит случая, чтобы газета не вышла. (26)Что бы ни случилось, газета есть! (27)Значит, журналисту надо ехать, спешить куда-то, несмотря на погоду. (28)Месяц без выходных. (29)Писать садишься, не обращая внимания на самочувствие.

(30)Мне знакома и очень большая радость. (31)Ночью, когда город утихает, дожидаться свежего номера газеты. (32)И вот её приносят. (33)Она пахнет свежей краской. (34)Мы  самые первые её читатели. (35)Мир ещё не видел газеты, но она уже есть. (36)Несколько миллионов людей завтра прочтут твоё слово. (37)Иногда от мысли об этом становится радостно, иногда  странно.

(38)Я не ошибся в выборе профессии журналиста. (39)Она даёт мне хлеб и радость. (40)Я тружусь и всегда могу отчитаться за каждый свой прошедший день.

                                                                                             (В. Песков.)

  1. Определите стиль и ведущий тип речи.
  2. Сформулируйте основную мысль, составьте  план текста.
  3. Из предложений 21-29  выпишите слово с орфограммой «Правописание не с деепричастием».
  4. Из предложения 25 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
  5. Из предложений 26-28 выпишите производный предлог.
  6. Из предложения 35 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
  7. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
  8. Среди  предложений 1-5 найдите предложение с авторской пунктуацией. Напишите номер этого предложения.
  9. Среди  предложений 31 – 37 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
  10. Среди предложений 9 - 14 найдите предложение с вводным словосочетанием. Напишите  номер этого предложения.
  11.  Среди предложений 20 – 27 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
  12.  Напишите сочинение – миниатюру на тему «Выбор профессии».

6.

(1)Уже пахнет весной. (2)Едва уловимые приметы рождают чувство близкой весны.

(3)За два зимних месяца глаза привыкли и к монотонности снега, и к угрюмому небу. (4)И вдруг  голубые окна с молочно-золотистой порошей, со снегом, рождённым не в тучах, а в этой голубизне. (5)Снег в феврале обретает краски. (6)Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тенях. (7)А в лунную ночь плывёт над снегами опаловый свет.

(8)В городе вот-вот начнут продавать мимозы. (9)На крышах в солнечный день вырастают штыки сосулек.

(10)Однако февраль  зимний месяц. (11)Ещё и морозы крепки, и отсыревшие ветры приносят метели.(12) А иной раз совсем хоронит февраль дорогу под снегом. (13)Но чуть умолкла метель, чуть зазевался мороз  являются новые приметы весны.

В. Песков

  1. Определите стиль и ведущий тип речи.
  2. Сформулируйте основную мысль, составьте  план текста.
  3. Выпишите из предложений 8 – 11 слово с чередующейся гласной в корне слова.
  4. Выпишите из предложения  2 слова, в которых все согласные звуки  звонкие.
  5. Из предложений 10 – 13 выпишите причастие.
  6. Выпишите из предложения 4 слово, которое образовано от прилагательного суффиксальным способом.
  7. Объясните отсутствие запятой после слова ОДНАКО  (предложение 10).
  8. Выпишите из предложения 2 словосочетание со связью  УПРАВЛЕНИЕ.
  9. В последнем абзаце найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи. Напишите номер этого предложения.
  10. Среди предложений 1 – 3 найдите безличное предложение. Напишите его номер.
  11. Какое из предложений  11 – 13 связано с предыдущим с помощью противительного союза. Напишите номер этого предложения.
  12. Назовите  средства выразительности, используемые автором в предложении 13.

7.

(1)Стоял сентябрь. (2)Дни были тёплые, ясные, сухие. (3)Берёзы все в золоте утопали, осинник полыхал ярко. (4)А небо синее-синее, как бабушкины глаза.

(5)Мы, босоногие ребятишки, только вышли из леса: по грибы ходили. (6)У нашей избы толпился народ. (7)Когда мы подошли, толпа расступилась, и бабушка, вытирая слезы фартуком, сказала: «Дмитрий Васильевич, на своего - то взгляни. Пожалуй, и не узнаешь за пять лет войны».

(8)Я увидел незнакомого солдата. (9)Но когда лицо его дрогнуло, затряслись руки, а губы прошептали «сынок», я всё понял и закричал: «Папка!»

(10)Отец всё гладил и гладил мои вихры. (11)Но вот взгляд его упал на доверху наполненные грибами лукошки. (12)«Важные какие, хоть генеральский мундир на каждого примеряй»,  говорил он, приседая на корточки. (13) «А у меня, дядя Митя, смотри, какой пузан!» — звенели колокольцами голоса моих сверстников. (14)Ребятам, конечно, лестно было услышать похвалу от солдата-фронтовика.

(15)Каждую удачную находку отец брал в широкие ладони и нюхал. (16) «Хлебом пахнут и родными краями,  убеждённо говорил он, — нигде такой гриб не растёт, только у нас».

(17)И мы были бесконечно горды и счастливы, что краше наших боровиков нет на всём белом свете, что кончилась война, что в небе светит мирное солнце.

(По И. Аксенову).

  1. Каким чувством проникнут рассказ? С какой интонацией его нужно прочитать? В каком предложении заключён его основной смысл?
  2. Определите стиль и ведущий тип речи.
  3. Из предложения 4 выпишите слова, в которых все согласные мягкие.
  4. Из предложения 15 выпишите местоимение.
  5. Из предложения 11 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  6. Из предложения 8 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
  7. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
  8. Среди  предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
  9. Среди предложений 12 – 14 найдите предложение с вводным словом.
  10. В предложении 16 замените прямую речь косвенной. Запишите предложение.
  11. Среди предложений 15 – 17 найдите сложноподчиненное предложение с однородным  подчинением. Напишите номер этого предложения.