Сжатое изложение. Методические рекомендации при подготовке к ГИА.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Еремеева Ольга Александровна

Перед общеобразовательными учреждениями стоит важная задача подготовки к ФГОС на ступени основного общего образования. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-ых классов в новой форме рассматривается как одна из составляющих нового подхода к системе оценивания достижений по предмету и направлена на проверку  предметных,  надпредметных и личностных результатов обучающихся.

         Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе составлена в соответствии с требованиями компетентностного подхода в образовании. Она состоит из трех частей, в ходе выполнения которых девятиклассники должны продемонстрировать умение выполнять три вида речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо. Первая часть работы экзаменационной работы  – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а коммуникативные умения. Как показывает практика, наиболее сложным видом работы по развитию речи является именно этот вид  изложения.

Сжатое изложение требует специальной логической работы,  так как нужно не только без искажения передать содержание исходного текста, но и удачно применить  приемы сжатия (компрессии) информации. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Чтобы справиться с данной работой на экзамене и успешно написать сжатое изложение, нужно научиться выполнять сложные умственные операции, связанные со смысловой переработкой исходного текста и применением специальных приемов его сжатия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5u.rar15.99 КБ
Файл 5u.rar15.99 КБ
Microsoft Office document icon razrabotka.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка №1

Тренировочные упражнения по текстоведению при подготовке к сжатому изложению

1. Прослушайте текст, сформулируйте и запишите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.

2. Прослушайте текст и установите его соответствие предыдущему тексту.

3. Определите, какая мысль объединяет эти тексты.

4. Прослушайте текст и определите, какая информация для вас является новой.

5. Установите, какое утверждение противоречит точке зрения автора текста.

6. Укажите, в каком предложении текста автор дает ответ на вопрос…

7. Прослушайте и объясните, как нужно понимать слова автора…

8. Прослушайте текст и определите основные микротемы текста.

9. Прослушайте текст и выпишите ключевые слова.

10. Прослушайте текст и выберите основную, существенную информацию.

Памятка №2

Тренировочные упражнения при подготовке к сжатому изложению

1. Сократите текст в два раза.

2. Уберите в тексте лишнее  с вашей точки зрения.

3. Выделите опорные слова в предложении, абзаце.

4. Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл. 5. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

6. Изложить данный текст в тезисной форме.

7. Изложите сжато содержание предложения, абзаца.

8. Выделите в тексте смысловые части (абзацы). В каждой части определите основную мысль. Составьте тезисный план.

9. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

10. Замените текст его аннотацией.

11. Составьте вопросный план к тексту.

12. Передайте содержание развернутого абзаца   5-2 предложениями.

Памятка № 3

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
  2. Четко сформулируйте цель аудирования и старайтесь подчинить ей всю работу с аудиотекстом.
  3. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения или составляя логико - смысловую схему текста, на основе которой запишите его план. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста, так как именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям, мыслям.
  4. Пользуйтесь толковым словарем для уточнения лексического значения непонятных слов и выражений. Помните также и о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего аудиотекста.




Памятка №4

Памятка «Как работать над сжатым изложением»


При первом чтении:
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план. 
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения 
- Разделите текст на смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его. Используйте словари.



Предварительный просмотр:

Памятка №1

Тренировочные упражнения по текстоведению при подготовке к сжатому изложению

1. Прослушайте текст, сформулируйте и запишите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.

2. Прослушайте текст и установите его соответствие предыдущему тексту.

3. Определите, какая мысль объединяет эти тексты.

4. Прослушайте текст и определите, какая информация для вас является новой.

5. Установите, какое утверждение противоречит точке зрения автора текста.

6. Укажите, в каком предложении текста автор дает ответ на вопрос…

7. Прослушайте и объясните, как нужно понимать слова автора…

8. Прослушайте текст и определите основные микротемы текста.

9. Прослушайте текст и выпишите ключевые слова.

10. Прослушайте текст и выберите основную, существенную информацию.

Памятка №2

Тренировочные упражнения при подготовке к сжатому изложению

1. Сократите текст в два раза.

2. Уберите в тексте лишнее  с вашей точки зрения.

3. Выделите опорные слова в предложении, абзаце.

4. Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл. 5. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

6. Изложить данный текст в тезисной форме.

7. Изложите сжато содержание предложения, абзаца.

8. Выделите в тексте смысловые части (абзацы). В каждой части определите основную мысль. Составьте тезисный план.

9. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

10. Замените текст его аннотацией.

11. Составьте вопросный план к тексту.

12. Передайте содержание развернутого абзаца   5-2 предложениями.

Памятка № 3

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
  2. Четко сформулируйте цель аудирования и старайтесь подчинить ей всю работу с аудиотекстом.
  3. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения или составляя логико - смысловую схему текста, на основе которой запишите его план. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста, так как именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям, мыслям.
  4. Пользуйтесь толковым словарем для уточнения лексического значения непонятных слов и выражений. Помните также и о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего аудиотекста.




Памятка №4

Памятка «Как работать над сжатым изложением»


При первом чтении:
- Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
- Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
- Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
- Запомните последовательность событий, рассуждений.
- Определите количество абзацев, ключевые слова.
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план. 
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения 
- Разделите текст на смысловые части.
Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
- Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.
- Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его. Используйте словари.



Предварительный просмотр:

Введение

Достижение качества  результатов обучения русскому языку рассматривается сегодня через требования Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Перед общеобразовательными учреждениями стоит важная задача подготовки к ФГОС на ступени основного общего образования. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-ых классов в новой форме рассматривается как одна из составляющих нового подхода к системе оценивания достижений по предмету и направлена на проверку  предметных,  надпредметных и личностных результатов обучающихся.

           Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе составлена в соответствии с требованиями компетентностного подхода в образовании. Она состоит из трех частей, в ходе выполнения которых девятиклассники должны продемонстрировать умение выполнять три вида речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо. Главное, что сегодня требуется от выпускников школы,  - умение перерабатывать любую информацию, использовать её при выполнении тестовых заданий, а также при создании собственного текста. Целенаправленная система упражнений  по развитию связной речи  учащихся является залогом успешной сдачи   экзамена, так как обеспечивает  формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме,  способствует обогащению словарного запаса  и  грамматического строя речи обучающихся.

Первая часть работы экзаменационной работы  – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а коммуникативные умения. Как показывает практика, наиболее сложным видом работы по развитию речи является именно этот вид  изложения. По мнению психологов, краткий пересказ - приём,  неорганичный для  детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить сжатому пересказу, то для многих задача кратко пересказать текст останется абсолютно невыполнимой. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 44 % учащихся 8-9 классов могут кратко пересказать текст. Данные областного  мониторинга  оценки качества предметных достижений обучающихся 8-ых  классов  по русскому языку   на территории  Кемеровской области, проведенного в ноябре 2012 года,  также  показали недостаточный уровень сформированности  коммуникативных навыков при работе с текстом: 35% восьмиклассников допустили ошибки при выполнении заданий по разделу «Текстоведение».  Из этого следует,  что подготовка к написанию   сжатого изложение предполагает последовательную работу (предтекстовый этап), направленную на  проверку умений понимать текст, извлекать из него  нужную информацию. (Памятка №1)

Сжатое изложение требует специальной логической работы,  так как нужно не только без искажения передать содержание исходного текста, но и удачно применить  приемы сжатия (компрессии) информации. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Чтобы справиться с данной работой на экзамене и успешно написать сжатое изложение, нужно научиться выполнять сложные умственные операции, связанные со смысловой переработкой исходного текста и применением специальных приемов его сжатия.

(Памятка №2)

Какие же коммуникативно-речевые умения формируются при обучении сжатому изложению? Прежде всего,  это:

  1. умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);
  2. умение сокращать текст разными способами;
  3. умение правильно и логично излагать свои мысли,
  4. умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

 Методика работы над сжатым изложением предполагает следующие этапы:

  1. Прослушивание текста первый раз
  2. Определение темы, идеи
  3. Составление плана
  4. Прослушивание текста 2 раз
  5. Использование приемов сжатия текста
  6. Создание собственного текста

  1 этап- прослушивание текста. Это этап непосредственного восприятия и

понимания текста, извлечения нужной информации, получаемой в процессе аудирования или чтения. При написании изложения аудиотекст прослушивают два раза, его восприятие должно быть подчинено главной задаче – письменно сжато передать его содержание.   При первом прослушивании исходного текста нужно следить за его содержанием, определить тему; если дан заголовок, то найти соответствие между ним и темой текста. Необходимо проникнуть в суть текста, понять его основную мысль; определить ведущий тип речи и стиль, чтобы при пересказе сохранить их. И, наконец, необходимо следить за логической связью отдельных микротем (тем каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста)  и запомнить их последовательность. Уже при первом прослушивании  текста нужно обратить внимание на его  структуру и языковое оформление: как начинается текст (каков его зачин), как завершается (какова его концовка); какие языковые средства (лексические, грамматические) используются автором для выражения своего отношения к изображаемому, как осуществляется связь между предложениями, абзацами; какие слова в тексте можно считать ключевыми; как используются в тексте выразительные средства. Результатом первичного прослушивания должен стать  рабочий материал, подготовленный учащимся: составленный  список ключевых слов и план текста – лучше тезисный, с использованием лексики исходного текста.(Памятка №3)

 Слушая текст второй раз, ученики уточняют, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей, обращают особое внимание на фактическую сторону: даты, фамилии, имена, время действия  и др. Таким образом, применяются элементы выборочного аудирования.  На этом этапе  ученик, помимо основной установки на детальное прослушивание и осмысление текста, ставит вполне определенную цель: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной  информации. Однако,  выпускник должен помнить,

что сохранить при сжатом изложении?

-       связанность текста, его содержание, тему, идею высказывания;        

-        последовательность изложения, логический переход от одной микротемы  к другой,

-   ключевые слова и обороты речи, наиболее характерные изобразительно-  выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит  текста. Следующий этап – создание собственного текста (компрессия исходного). Для этого  нужно знать разные способы сжатия исходного текста – как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

Существуют следующие  способы смыслового сжатия исходного текста.
1. Исключение. Как правило, при сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т.п. Для того  чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную.
2. Обобщение. При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщенной передачи.
       Сжать можно не только саму информацию (путём исключения или\и обобщения), но и форму её изложения. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. Такой способ компрессии текста обычно называют способом языкового сжатия текста. В основе этого способа лежит идея упрощения: сложные, развернутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи. Дело в том, что в естественной речи используется гораздо больше слов, чем необходимо для выражения определенной мысли, поэтому существуют «резервы» для её упрощения.

Основные приемы языкового сжатия исходного текста:

1)замена:

    - сложного предложения простым;
- двух и более простых предложений одним сложным;
- однородных членов предложения обобщающим наименованием;
- объемного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;
- предложения или его части указательным местоимением (
это, то…) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (всё, ничего…);
- прямой речи косвенной;

 2) сокращение или полное исключение:
- повторов;
- одного или нескольких синонимов;
- некоторых второстепенных членов предложения;
- конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);
- фрагмента предложения (например, части сложного предложения);
- диалога (передача его сути в одном предложении);
3) слияние

  - нескольких предложений в одно;

 -образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

 Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения при помощи пропуска сказуемых, неполноты, бессоюзия, пропуска логических звеньев высказывания. Сокращая текст, необходимо помнить, что предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически. (Памятка №4)

              Важно научить учащихся разным приемам сжатия, так  как в критериях оценивания сжатого изложения учитывается количество приемов сжатия и их использование на протяжении всего текста.
 Необходимо напомнить учащимся, что написанную на черновике работу следует внимательно прочитать, обратить внимание как на содержательную сторону полученного текста, так и на его языковое оформление. При редактировании текста рекомендуйте обращаться  к лингвистическим словарям.



Литература

1. Вертилецкая И.Г. Методические рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений  по русскому языку. – Кемерово, 2011.

2.Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. Русский язык. ГИА-9. Сборник заданий. Методическое пособие для подготовки.- М: Экзамен, 2013.

 Львов В.В., Львов С.И. Русский язык. Учебники для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.- М: Мнемозина, 2012.

3.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013.- Ростов-на-Дону, 2012.

4.Цыбулько И.П., Степанова Л.С. ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Русский язык. Тренировочные упражнения.- М: Астрель, 2012



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.

Цели урока:1.    Обучающая:обучение приемам сжатия  (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.2.    Развивающие:развитие монологической речи уч...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...