Языковые приёмы и средства изобразительности и выразительности, тропы, фигуры речи.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Зилова Марина Юрьевна

В презентации даны определения, примеры приёмов и средств изобразительности и выразительности, тропов, фигур речи, необходимых учащимся при анализе поэтических и прозаических текстов, а также для выполнения задания В-8  в КИМах ЕГЭ и ГИА по русскому языку. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексические , морфологические, синтаксические средства речевой выразительности. Фигуры речи. Тропы.

Слайд 2

Перечень понятий, которые необходимо знать Гипербола Гротеск Метафора Олицетворение Эпитет Сравнение Литота Антитеза Лексический повтор Анафора Эпифора Подхват (анадиплосис) Рефрен Градация Ирония Сарказм Парцелляция Сравнительный оборот Метонимия Синекдоха Инверсия Композиционный стык Риторическое восклицание Риторический вопрос Риторическое обращение Перифраз Лексика разговорного стиля Однокоренные слова Оксюморон Фразеологизмы Контекстные антонимы Контекстные синонимы Синтаксический параллелизм Параллелизм Асиндетон (бессоюзие) Полисиндетон (многосоюзие) Эллипсис Перенос ( анжанбеман )

Слайд 3

Метафора Скрытое сравнение, слово или выражение в переносном значении. Чаще всего выражается глаголами, существительными. Развёрнутая метафора – метафора , последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Например : Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

Слайд 4

Олицетворение (персонификация) Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами живых существ. Например : Ветер всхлипывал , словно дитя. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. Отговорила роща золотая .

Слайд 5

Эпитет Художественное, образное определение предмета или действия. Чаще всего выражается прилагательными и наречиями. Например : Ночевала тучка золотая на груди утёса- великана . НО : не являются эпитетами прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики. Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

Слайд 6

Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота , присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки , И берёзы стоят, как большие свечки . б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Слайд 7

Гипербола Художественное преувеличение размера, сил какого-либо явления. Например: Редкая птица долетит до середины Днепра. Я видывал, как она косит, что взмах, то готова копна . Я тебе миллион раз говорил .

Слайд 8

Гротеск Художественное преувеличение до невероятного, причудливого, фантастического. Например: Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Образ одичавшего помещика: «Сначала оброс волосами... ногти у него сделались, как железные... ходил все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... Но хвоста еще не приобрел. Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест. На днях чуть капитана-исправника не задрал.»

Слайд 9

Литота Художественное преуменьшение, непомерное преуменьшение силы, размеры, значения какого-либо явления, предмета Например: «Мы со своими амбициями – меньше муравьёв лесных». (Астафьев В.П.) « В больших сапогах…а сам с ноготок .»

Слайд 10

Антитеза Противопоставление понятий, характеров, образов, создающее эффект резкого контраста. Например: Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви . Они сошлись. Волна и камень , Стихи и проза , лёд и пламень .

Слайд 11

Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение предложений. Повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие… Коль любить, так без рассудку. Коль грозить, так не на шутку. Коль ругнуть, так сгоряча. Коль рубить, так уж сплеча.

Слайд 12

Градация Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Например: Сейте разумное, доброе, вечное … Не жалею, не зову, не плачу… Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь.

Слайд 13

Инверсия Необычный, обратный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола. Например: Белеет парус одинокий . Вот нахмурил царь брови чёрные . ( Обычный порядок слов: Одинокий парус белеет. Вот царь нахмурил чёрные брови ).

Слайд 14

Риторический вопрос Стилистическая фигура. Это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения, и на него не требуется ответа. Например: Где мне взять силы, чтобы вернуть утраченный покой? Знаете ли вы украинскую ночь? На кого не действует новизна?

Слайд 15

Риторическое восклицание Выражение утверждения в восклицательной форме. Например: « Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас!» (В. Солоухин)

Слайд 16

Риторическое обращение Стилистическая фигура. Подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь с целью усиления выразительности речи. Например: Родная земля! Прими и прости нас, твоих блудных сыновей! О Русь моя! Жена моя!

Слайд 17

Контекстуальные антонимы Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. Например: Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Слайд 18

Контекстуальные синонимы Слова, которые в языке не имеют близкого лексического значения и являются синонимами только в исходном тексте. Например : Передо мной появились два ангела…два гения. Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая .

Слайд 19

Перифраз (перифраза) Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания. Например: ночное светило = луна или Люблю тебя, Петра творенье ! = Люблю тебя, Санкт-Петербург!"

Слайд 20

Метонимия Перенос названия с одного предмета на другой, перенаименование на основе смежности явлений. Образное обозначение предмета по одному из его признаков. Смежность может быть проявлением связи: 1. Между содержанием и содержащим; « Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!» 2. М ежду автором и произведением; «Ругал Гомера, Феокрита , //Зато читал Адама Смита ». 3. Между действием и орудием этого действия; «Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам .» 4. Между предметом и материалом, из которого предмет сделан; « Янтарь на трубах Цареграда , // Фарфор и бронза на столе…» 5. Между местом и людьми; «Не до сна! Вся столица молилась, // Чтоб Нева в берега воротилась.»

Слайд 21

Лексика разговорного стиля Слова, используемые в повседневно- бытовой сфере общения. Например: реветь, дочурка, продажный

Слайд 22

Повтор Одна из самых распространённых стилистических фигур. Существуют разнообразные виды повтора: Анафора; Эпифора; Подхват (анадиплосис); Лексический повтор; Рефрен;

Слайд 23

Анафора Единоначалие. Повтор звуков, слов или оборотов в начале строк, отрывков, из которых состоит Высказывание, в начале предложений. Например: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

Слайд 24

Эпифора Повторение выражения, слова в конце строки. Например: Не станет нас!- А миру хоть бы что! Исчезнет след!- А миру хоть бы что! Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы,- а миру хоть бы что!

Слайд 25

Подхват (анадиплосис) Повтор последнего слова, группы слов предыдущего предложения в начале следующего предложения. Например: «Тогда он тихонько запел песню. Песню , которой его научила мать»

Слайд 26

Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одних и тех же выражений, слов, звуков, которые автор считает наиболее значимыми . Например: - Эти люди – ваши родственники? - Да,- сказал он. - Все эти люди – родственники? - Безусловно,- сказал он. - Люди всего мира? Всех национальностей ? Люди всех эпох? (С. Довлатов)

Слайд 27

Рефрен Повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста. Например: «Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.» ( А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»)

Слайд 28

Однокоренные слова Слова с одинаковым корнем, имеющим общее лексическое значение. Например: Добрый, доброта, добродетель, добреть.

Слайд 29

Оксюморон Сочетание несочетаемого, соединение в образе или явлении несовместимых понятий. Например: Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Живой труп, пленница свободы, светлая тьма .

Слайд 30

Ирония Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Например : « Сказал деспот: „Мои сыны, Законы будут вам даны, Я возвращу вам дни златые Благословенной тишины“. И обновленная Россия Надела с выпушкой штаны.» (Эпиграмма, приписываемая А.С. Пушкину)

Слайд 31

Фразеологизмы Устойчивые, неделимые, сочетания слов. Например: « за тридевять земель»; « скрепя сердце»; «засучив рукава»; « во весь дух»; «не разгибая спины».

Слайд 32

Асиндетон (бессоюзие) Построение предложений, при котором однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. Например: «Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари …» « Швед, русский — колет, рубит, режет . Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон , И смерть и ад со всех сторон.»

Слайд 33

Полисиндетон (многосоюзие) Повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство. Чаще всего используется в положении анафоры. Например: «Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр». «Перед глазами ходил океан, и колыхался , и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность».

Слайд 34

Эллипсис Состоит в пропуске подразумеваемого слова. В зависимости от контекста создаёт эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия. Например: «Не тут – то : море не горит». (И. А. Крылов). (Можно восстановить слово «было») «Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, И рысью по полю при первом свете дня». ( А. С. Пушкин). (Можно вставить слово «скачем»)

Слайд 35

Перенос ( анжанбеман ) Приём рассогласования ритмически обособленного и синтаксически законченного речевых отрезков в стихотворном тексте. Предложение не укладывается в стихотворную строку и занимает часть следующей. Например: О чём же думал он ? О том , Что был он беден , что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь <…> (А. С. Пушкин, «Медный всадник»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Фигуры речи как выразительные средства языка

Презентация поможет школьникам при подготовке к ЕГЭ. В сжатой форме дан материал по фигурам речи, их определение, примеры....

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Средства выразительности. Тропы. Технологический приём "Анимированная сорбонка"

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Средства выразительности. Тропы. Презентация создана при помощи приема "Анимированная сорбонка"....

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Средства выразительности. Фигуры речи. Технологический приём "Анимированная сорбонка".

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Средства выразительности. Фигуры речи. Презентация создана при помощи приема "Анимированная сорбонка"....