Сочинение по картине Левитана "Сумерки. Луна" в 3 классе.
презентация к уроку по русскому языку по теме

Ефименко Лариса Сергеевна

 

Задачи урока:

1.   Познакомить с жизнью и творчеством художника И. И. Левитана.

2.   Учить читать «картину», развивать умение составлять текст, соблюдать структуру текста.

3.   Развивать письменную речь учащихся, учить устанавливать связь между предложениями и частями текста, подбирать синонимы к словам.

4.   Воспитывать любовь к природе, умение видеть и понимать её красоту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к уроку1.68 МБ
Файл конспект урока31.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине И.И. Левитана « Сумерки. Луна» Урок русского языка в 3 классе Учитель: Ефименко Лариса Сергеевна, МБОУ «СОШ №10» Тбилисский район Краснодарский край

Слайд 2

Левитан Исаак Ильич 1860 - 1900 русский живописец. Создатель «пейзажа настроения», мастер прозрачного вечернего воздуха, отблесков солнечных лучей на водной глади, дыхания весеннего ветра и безмятежного покоя.

Слайд 3

К.Г. Паустовский «Любите Левитана! Вглядывайтесь в его картины, и тогда перед вами предстанет вся наша страна во всей её привольной красоте. И вы полюбите её ещё больше, чем любили до сих пор, пока ещё не показал вам этот волшебный художник».

Слайд 4

Антон Павлович Чехов: - « Превосходные этюды и страстная жажда жизни ". - «Был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор ". А через несколько лет, сочиняя повесть "Три года", он включил в нее описание этой картины. - «Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка ". Это было точное наблюдение. Чехов вообще хорошо понимал творчество Левитана. Между писателем и художником было много общего: талант, сходное видение мира, ощущение природы, замечательный юмор.

Слайд 5

«Лесные фиалки и незабудки» 1889 г. «Осенний день. Сокольники» 1879 г.

Слайд 6

«Над вечным покоем.» 1894 г. «Большая вода.» 1897 г. «Март.» 1895 г.

Слайд 7

«Берёзовая роща.» 1895 г.

Слайд 8

«Золотая осень.»

Слайд 9

«Луна»

Слайд 10

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всмотреться в природу и старается передать другим людям свою способность любить родную страну. Его пейзажи выражают силу человеческой души. Глубокие заволжские дали исчезают в лиловых полосах вечернего неба. Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах. Все в картинах — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что эти полотна писал умирающий художник. «Хмурый день.» 1895 г. «Золотая осень. Слободка.»1898 г.

Слайд 11

«Озеро. Русь.»

Слайд 12

Большая и самая лучшая часть работ великого мастера хранится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве. Основатель галереи Павел Третьяков начал приобретать произведения Левитана, когда тому было всего восемнадцать лет. Сейчас Третьяковка обладает самой большой коллекцией картин.

Слайд 13

Внимательно прочитайте высказывания, найдите в них художественные приёмы, которые помогают авторам создать яркие образы. «Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась». Д. Кедрин Олицетворение «Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках». К. Паустовский Сравнение « На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой». С. Есенин эпитеты

Слайд 14

вода тёмная светлая мутная прозрачная чистая Светлое серое тёмное небо мутно-серое лазоревое мрачные тёмные застывшие настороженные сонные деревья

Слайд 15

Пасмурный холодный серый радостный Тихий день настроение грустное Печальное Радостное Весёлое Восторженное Приподнятое Краски Тёплые тона Холодные тона Яркие Сочные Прозрачные Тёмные Цветовые сочетания Насыщенные

Слайд 16

Картина – пейзаж, работа, произведение… Художник – автор, мастер, живописец… Нарисовал – написал, передал, изобразил, показал…

Слайд 17

Все ребята дружно встали и на месте зашагали На носочках потянулись- И друг к другу повернулись. Вот мы руки развели - словно удивились! И друг другу до земли в пояс поклонились! Ниже дети поклонитесь, не ленитесь, улыбнитесь! Как пружинки мы присели, а потом тихонько сели. Физминутка:

Слайд 18

«Сумерки. Луна.»

Слайд 19

Шуман «Сновидение» Т.И. Потылицына Презентация «Пейзаж – жанр живописи» w.w.w.intergu.ru Вахтурова М.Н. презентация «И.И. Левитан» w.w.w.intergu.ru Тютчев «Осенний вечер» vestnik.com и журнал "Художественная галерея".



Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Тбилисский район

Ст. Нововладимировская

МОУ СОШ №10

Урок русского языка

в 3 классе на тему:

Сочинение по картине И. И. Левитана «Сумерки. Луна».

Учитель: Ефименко Л. С.

2008 год

Сочинение по картине И. И. Левитана «Сумерки. Луна».

Задачи урока:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством художника И. И. Левитана.
  2. Учить читать «картину», развивать умение составлять текст, соблюдать структуру текста.
  3. Развивать письменную речь учащихся, учить устанавливать связь между предложениями и частями текста, подбирать синонимы к словам.
  4. Воспитывать любовь к природе, умение видеть и понимать её красоту.

Ход урока. Организационный момент: (Звучит запись соловья на диске)

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: мы в школе на уроке. Внимание моё растёт. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу  учиться! Я, как разведчик, всё замечу. Я готов к работе. Я работаю! Улыбнитесь друг  другу,  пожелайте хорошего настроения. Снова пришел долгожданный миг – пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, таинственный мир природы.

Запись числа в тетради, названия сочинения. (слайд №1) 5

Рассказ  учителя о художнике: Левитан Исаак Ильич
(1860 – 1900): (слайд №2)

И. Левитан родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 13 лет он  поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.Саврасов; окончил училище в 1885 году. Жил преимущественно в Москве. Работал в Останкине, в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму, на Волге. «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Остались позади годы учебы в училище. Нужда и безденежье не оставляли Левитана. Он снимал дешевые меблированные комнаты, часто менял их и за неимением денег расплачивался с хозяевами своими этюдами. Писал декорации к оперным спектаклям. Многие часы проводил Левитан в окрестностях Москвы, наблюдая природу ясным утром, в дождливую непогоду, при вечерних зорях. И неустанно работал, писал этюд за этюдом, десятки этюдов, которые потом становились картинами. Он был исключительно требователен к себе и по-настоящему страдал, когда чувствовал, что его чувства не удается передать на полотне. Тогда он становился мрачным и раздражительным и думал о том, что никогда не сможет выразить чувства, которые переполняют его душу. Но тяжелые минуты уходили, и он неизменно возвращался к своей работе, которая была для него лучшим лекарством. (слайд № 3) К. Г. Паустовский писал: «Любите Левитана! Вглядывайтесь в его картины, и тогда перед вами предстанет вся наша страна во всей её привольной красоте. И вы полюбите её ещё больше, чем любили до сих пор, пока ещё не показал вам этот волшебный художник». (слайд № 4)  А. П.Чехов, увидев волжские пейзажи Левитана, сказал: "Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка". Это было точное наблюдение. Чехов вообще хорошо понимал творчество Левитана. Между писателем и художником было много общего: талант, сходное видение мира и ощущение природы, замечательный юмор. Обоим был отпущен короткий жизненный срок. На очередной передвижной выставке 1891 года была показана картина "Тихая обитель». Она широко обсуждалась в прессе и получила всеобщее признание. Так же как другие волжские работы, она дышит тишиной и покоем уходящего летнего дня, поражает прозрачностью и вечерним сиянием воздуха. Но самое главное, она располагает зрителя к обстоятельному и неспешному восприятию, как бы приглашая его пройти по деревянному мостику и протоптанной тропинке вглубь, к монастырским стенам, и подумать о самом важном - о вечной красоте и гармонии природы, быстротечности жизни и месте человека в этом мире. А.П. Чехов писал из Петербурга своей сестре: "Был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор". А через несколько лет, сочиняя повесть "Три года", он включил в нее описание этой картины.

(слайд №5) Левитану было всего 32 года, но уже давало знать о себе больное сердце. Только творчество и неустанная работа способны были отвлечь от обид и восстановить душевное равновесие. Он признался, что когда приступает к работе, нервы становятся покойнее и мир не кажется так ужасен. Современники Левитана поражались его невероятной работоспособности. За свою короткую жизнь он написал около тысячи картин, этюдов, эскизов, рисунков. И это при том, что подолгу работал над картинами, много раз возвращался к написанному, изменял, часто переписывал заново. (слайд №6) В 1893 году была написана самая глубокая по содержанию и самая личная по настроению картина  - "Над вечным покоем". Левитан начал работать над ней в деревне под Вышним Волочком, на берегу озера. Он считал, что в этой картине ему удалось выразить себя, свои мысли и настроение. Изображенную здесь церковь и сегодня можно видеть на том самом месте. Ее сразу же узнаешь - так похожа она на свое изображение на картине. Вокруг нее тишина и печаль, как на картине Левитана.  Для человека, воспитанного на русской культуре, весеннее пробуждение природы ассоциируется со стихотворениями Пушкина, Тютчева, Блока, музыкой Глинки и Чайковского, картинами известных художников, прежде всего, с картиной Левитана "Март". Тонкая гамма голубых, желтых, зеленых тонов, дыхание весеннего ветра, синие тени на рыхлом снегу - все создает настроение, о котором писал Пушкин. (слайд №8) Понятие "золотая осень" связано в нашей памяти с картиной Левитана "Золотая осень». Художник предложил людям свой взгляд на мир, свое представление о красоте. И мы, покоренные его талантом, оценили и приняли его умение в образах природы раскрыть душу человека. Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию.  (слайд №9) В конце декабря 1899 года он нашел в себе силы, чтобы навестить больного Чехова в Ялте. Встретились два совсем не старых, но очень больных человека. Чтобы доставить удовольствие другу, Левитан за полчаса на листе картона написал северный пейзаж с полем, стогами сена, полоской леса и луной в ночном небе. (слайд №10) Все в картинах — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что эти полотна писал умирающий художник. В 1900 году весна была необычно поздней. В комнату к больному художнику смотрели ветви цветущей сирени. Прощались с ним... Лето в Москве выдалось жарким и душным. Последнее лето в его жизни. Он скончался 22 июля 1900 года. Через месяц ему исполнилось бы 40 лет. На мольберте в его мастерской осталась незаконченной большая картина, которую он хотел назвать "Озеро. Русь". (Слайд №11) Когда думаешь о судьбе И.И.Левитана, вспоминаются стихи А.Фета:

Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
 

(слайд №12) Большая и самая лучшая часть работ великого мастера  хранится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве. Основатель галереи Павел Третьяков начал приобретать произведения Левитана, когда тому было всего восемнадцать лет. Сейчас Третьяковка обладает самой большой коллекцией картин мастера.

Что означает слово «Пейзаж»? Пейзаж – это жанр живописи, изображающий  вид местности, красоту окружающей человека природы.

Толковый словарик: 10

Мысли, чувства, ощущения, настроение – то, что испытывает человек в своей душе по отношению к чему – либо или кому – либо.

Живописец – художник, человек, занимающийся живописью (рисованием)

Картина – произведение живописи в красках. 

Сумерки – часть суток, когда начинает темнеть на улице.

(Слайд №13) Чем рисуют картины художники? Красками, мелками, углём, акварелью. А чем ещё можно рисовать, если у вас ничего этого нет? Как передают свои мысли и чувства поэты и писатели? С помощью чего? Правильно, они рисуют словами. Внимательно прочитайте высказывания, найдите в них художественные приёмы, которые помогают авторам создать яркие образы.

  1.  «Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась».          Д. Кедрин (Олицетворение)
  1. «Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках».    К. Паустовский  (Сравнение)
  2. «На пушистых ветках

     Снежною каймой

     Распустились кисти

     Белой бахромой». С. Есенин  (эпитеты)

А мы с вами можем рисовать словами? (Слайд №14, 15) Подберите образные слова к: небо - …, деревья - …,  вода - …, день - …, настроение - …, краски - …

Словарная работа: (подбор синонимов) (Слайд №16) 

  1. Картина – пейзаж, работа, произведение…
  2. Художник – автор, мастер, живописец…
  3. Нарисовал – написал, передал, изобразил, показал…

(Слайд №17) Физминутка.

  1. Все ребята дружно встали
  2. и на месте зашагали
  3. На носочках потянулись-
  4. И друг к другу повернулись.
  5. Вот мы руки развели - словно удивились!
  6. И друг другу до земли в пояс поклонились!
  7. Ниже дети поклонитесь, не ленитесь, улыбнитесь!
  8. Как пружинки мы присели, а потом тихонько сели.

Первичное знакомство с картиной: 10

Посмотрите на пейзаж. Почему картина называется «Сумерки. Луна.»? Что вы видите на переднем плане? Опишите словами эту реку. Что растёт вдоль речки? Какой вы видите воду? Что в ней отражается? Какие цвета и оттенки использовал художник? Что изображено на заднем плане? Как вы отличаете одно дерево от другого?  Какие деревья вы узнали? В какое время года это происходит? Какое время дня? А как мы узнали, что вечер? Какие предметы на картине освещает луна? Много ли места на картине занимает небо? Какое оно? Какую сказку или стихотворение напоминает картина? Гармоничен ли пейзаж? Нравится ли он вам?

Написание сочинения по методу неоконченных предложений: 5

Пейзаж «Сумерки. Луна.» написал … Картина изображает …  Луна освещает … Около реки растут … На переднем плане видна … На заднем плане пейзажа виден … Художник использует … оттенки, … краски. Вся картина дышит покоем, … Так (красиво, свежо, гармонично, ярко)  вокруг, что хочется … Пейзаж напоминает сказку … («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»…), стихотворение … (Н. Рубцова «Тихая моя Родина…») Почему тебе понравилась картина?

После написания можно прочитать 1-2 наиболее удавшиеся работы, обсудить удачные моменты. 8+2

Литература:

  1. В. И. Воробьёва, С. К. Тивикова «Сочинения по картинам в начальной школе», Тула «Родничок», Москва «Астрель», издательство АСТ, 2001год.
  2. Л. Л. Страхова «Сочинение по картине для младших школьников», Санкт – Петербург, издат. «Литера», 2008год.
  3. Тютчев «Осенний вечер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Методика обучения сочинению по картине в 5 классе

П. Кончаловский "Сирень в корзине"УМК под ред Ладыженской Т. А....

Сочинение по картине (русский 6 класс)

Сочинение по картине "Интересная встреча"...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...

Урок "Подготовка к сочинению по картине" в 7 классе

Технологическая карта урока подготовки обучающихся к написанию сочинения  по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» по учебнику "Русский язык" М.М. Разумоская, С.И. Львова,...