Урок русского языка по теме Порядок слов в предолжении
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 8 классе
Тема урока: «Порядок слов в предложении»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями порядка слов в предложении, характерными для русского языка;
показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении;
воспитывать любовь к родному языку;
развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на поставленные вопросы.
Материалы и оборудование: таблицы и наглядные пособия, учебник, интерактивная доска.
Предварительная подготовка: повторить, что такое предложение, какие бывают типы предложений, что такое главные и второстепенные члены предложения.
Ход урока.
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Повторение.
Тема нашего урока «Порядок слов в предложении». Но прежде мы вспомним, что такое предложение.
-Какие типы предложений вы знаете? (ОТВЕТ: Предложение-это одно или несколько слов, в которых заключено какое-либо сообщение, побуждение к действию или вопрос. Различаются несколько типов предложений. В зависимости от отношения к предмету высказывания предложения бывают утвердительными и отрицательными. По цели высказывания различают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
В зависимости от наличия второстепенных членов различают распространенные и нераспространенные предложения.)
- Приведите примеры (Ученики отвечают)
- Что такое второстепенные члены предложения? (Второстепенные члены предложения – дополнение, определение и обстоятельство).
- Что такое главные члены предложения? (Подлежащее сказуемое)
-На какие вопросы отвечает подлежащее, какой частью речи выражается? (КТО?ЧТО? выражается им.существительным или местоимением в И.п. Кроме того, в роли подлежащего могут выступать некоторые другие части речи, а также имена собственные.)
- На какие вопросы отвечает сказуемое, какой частью речи выражается? (ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? КАКОВ? Оно выражается глаголом или глаголом- связкой с именной частью).
- Для чего нужны второстепенные члены предложения? (Они служат для пояснения главных или других членов предложения).
- Расскажите о дополнении. ( Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Оно выражается сущ-м, наречием, местоимением, числительным, прилагательным.)
- Расскажите об определении. ( Определение служит для описания свойств предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ?ЧЕЙ? Оно может выражаться прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением, сущ-м и некоторыми другими частями речи).
- Расскажите об обстоятельстве. (Оно указывает на признак действия, поясняет сказуемое и другие члены предложения КАК?КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? КОГДА? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? Может выражаться наречием, сущ-м, деепричастием или деепричастным оборотом.)
Также предложения бывают двусоставные и односоставные, простые и сложные, полные и неполные.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Спишите. В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены и подчеркните их соответствующими линиями.
Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Раскаты грома прозвучали совсем близко. За лугом расстилалось большое озеро. По дороге устало шли несколько грибников. Над цветком неторопливо кружил мохнатый шмель. Ручеек с приглушенным журчанием быстро бежал по гладким камешкам.
4.Изучение нового материала.
Мы вспомнили, что такое предложение и из чего оно состоит. А теперь нам нужно выяснить, каким образом в русском языке располагаются члены предложения. Вы уже знаете, что в немецком или английском языках порядок слов всегда строго фиксированный. В русском языке такого нет. Свободный порядок слов в предложении является одной из особенностей русского языка, придающих ему неповторимое своеобразие, пластичность и гибкость, позволяющих передавать тончайшие оттенки смыслов и настроений.
Однако следует помнить, что во многих случаях перестановка членов предложения в корне меняет смысловое значение высказывания. Например, в предложении Мать любит дочь подлежащим является слово мать, а дочь – дополнение. При перестановке этих слов слово дочь является подлежащим, а мать - дополнением. Таким образом, порядок слов нередко определяет смысл высказывания.
В других предложениях такой зависимости нет, например: Вчера было холодно, или Холодно было вчера, или Было холодно вчера. В предложениях , в которых имеются количественные числительные, изменение порядка слов придает дополнительный смысловой оттенок. Если числительное поместить после существительного, возникает так называемая категория приблизительности: На заседании было тридцать человек и На заседании было человек тридцать.
Перестановка слов в предложении усиливают или ослабляют смысловое значение членов предложения: Сегодня очень тепло и Очень тепло сегодня.
Несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов или инверсией.
Прямой порядок слов
Подлежащее – сказуемое: солнце светит
Сказуемое – дополнение: светит в небе
Согласованное определение – определяемое слово: летнее солнце
Определяемое слово – несогласованное определение: лучи солнца
Обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.
Упражнение 2
Сделайте перестановки в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается(т.е. на них падает логическое ударение). Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения и подчеркните их соответствующими линиями. ОБРАЗЕЦ: Приходи ко мне в гости завтра. – Завтра приходи ко мне в гости.
Дети украсили класс осенними листьями.
Ветер завывает в трубе.
По улице проехала новая машина.
Далеко за рекой пели птицы.
Среди травы скакали огромные кузнечики.
Маша хорошо подготовилась к уроку.
Исследователи работали на торфяных болотах.
От брошенного в воду камня по темной поверхности озера разбегались широкие круги.
5. Подведение итогов.
На уроке мы повторили, что такое предложение, вспомнили, какие бывают предложения и из каких членов они состоят. Узнали о значении порядка слов в предложении и закрепили полученные знания в ходе выполнения письменного задания.
6.Домашнее задание.
Параграфы 14, 15, повторить орфограмму « правописание ъ и ь»,
упражнения 79(устно), 83(письменно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)
Цель и задачи урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...
Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"
Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....
Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"
К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....
Разработка урока русского языка на тему: «Порядок слов в предложении»
Цели:1. закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении2. Развивать умение выразительно читать текст, совершенство...