Урок русского языка по теме Порядок слов в предолжении
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Орлова Оксана Юрьевна

Представлен конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 8 классе

Тема урока: «Порядок слов в предложении»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями порядка слов в предложении, характерными для русского языка;

показать синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении;

воспитывать любовь к родному языку;

развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на поставленные вопросы.

Материалы и оборудование: таблицы и наглядные пособия, учебник, интерактивная доска.

Предварительная подготовка: повторить, что такое предложение, какие бывают типы предложений, что такое главные и второстепенные члены предложения.

        Ход урока.

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

3.Повторение.

Тема нашего урока «Порядок слов в предложении». Но прежде мы вспомним, что такое предложение.

-Какие типы предложений вы знаете? (ОТВЕТ: Предложение-это одно или несколько слов, в которых заключено какое-либо сообщение, побуждение к  действию или вопрос. Различаются несколько типов предложений. В зависимости от отношения к предмету высказывания предложения бывают утвердительными и отрицательными. По цели высказывания различают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

 В зависимости  от наличия второстепенных членов различают распространенные и нераспространенные предложения.)

- Приведите примеры (Ученики отвечают)

- Что такое второстепенные члены предложения? (Второстепенные члены предложения – дополнение, определение и обстоятельство).

- Что такое главные члены предложения? (Подлежащее  сказуемое)

-На какие вопросы отвечает подлежащее, какой частью речи выражается? (КТО?ЧТО? выражается им.существительным или местоимением в И.п. Кроме того, в роли подлежащего могут выступать некоторые другие части речи, а также имена собственные.)

- На какие вопросы отвечает сказуемое, какой частью речи выражается? (ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ПРОИСХОДИТ? КАКОВ? Оно выражается глаголом или глаголом- связкой с именной частью).

- Для чего нужны второстепенные члены предложения?  (Они служат для пояснения главных или других членов предложения).

- Расскажите о дополнении.  ( Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Оно выражается сущ-м, наречием, местоимением, числительным, прилагательным.)

- Расскажите об определении. ( Определение служит для описания свойств предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ?ЧЕЙ? Оно может выражаться прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением, сущ-м и некоторыми другими частями речи).

- Расскажите об обстоятельстве. (Оно указывает на признак действия, поясняет сказуемое и другие члены предложения КАК?КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? КОГДА? ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? Может выражаться наречием, сущ-м, деепричастием или деепричастным оборотом.)

Также предложения бывают двусоставные и односоставные, простые и сложные, полные и неполные.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Спишите. В каждом предложении найдите главные и второстепенные члены и подчеркните их соответствующими линиями.

Высоко в небе стремительно пролетели стрижи. Ветер срывал с деревьев пожелтевшие листья. Раскаты грома прозвучали совсем близко. За лугом расстилалось большое озеро. По дороге устало шли несколько грибников. Над цветком неторопливо кружил мохнатый шмель. Ручеек с приглушенным журчанием быстро бежал по гладким камешкам.

4.Изучение нового материала.

Мы вспомнили, что такое предложение и из чего оно состоит. А теперь нам нужно выяснить, каким образом в русском языке располагаются члены предложения. Вы уже знаете, что в немецком или английском языках порядок слов всегда строго  фиксированный. В русском языке такого нет. Свободный порядок слов в предложении является одной из особенностей русского языка, придающих ему неповторимое своеобразие, пластичность и гибкость, позволяющих передавать тончайшие оттенки смыслов и настроений.

Однако следует помнить, что во многих случаях перестановка членов предложения в корне меняет смысловое значение высказывания. Например, в предложении Мать любит дочь подлежащим является слово мать, а дочь – дополнение. При перестановке этих слов слово дочь является подлежащим, а мать -  дополнением. Таким образом, порядок слов нередко определяет смысл высказывания.

В других предложениях такой зависимости нет, например: Вчера было холодно, или Холодно было вчера, или Было холодно вчера. В предложениях , в которых имеются количественные числительные, изменение порядка слов придает дополнительный смысловой оттенок. Если числительное поместить после существительного, возникает так называемая категория приблизительности: На заседании было тридцать человек и На заседании было человек тридцать.

Перестановка слов в предложении усиливают  или ослабляют смысловое значение членов предложения: Сегодня очень тепло и Очень тепло сегодня.

Несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов или инверсией.

Прямой порядок слов

Подлежащее – сказуемое: солнце светит

Сказуемое – дополнение: светит в небе

Согласованное определение – определяемое слово: летнее солнце

Определяемое слово – несогласованное определение: лучи солнца

Обстоятельства могут занимать в предложении разное положение.

Упражнение 2

Сделайте перестановки в предложениях. Укажите слова, смысл которых при этом усиливается(т.е. на них падает логическое ударение). Найдите подлежащее, сказуемое и другие члены предложения и подчеркните их соответствующими линиями. ОБРАЗЕЦ: Приходи ко мне в гости завтра. – Завтра приходи ко мне в гости.

Дети украсили класс осенними листьями.

Ветер завывает в трубе.

По улице проехала новая машина.

Далеко за рекой пели птицы.

Среди травы скакали  огромные кузнечики.

Маша хорошо подготовилась к уроку.

Исследователи работали на торфяных болотах.

От брошенного в воду камня по темной  поверхности озера разбегались широкие круги.

5. Подведение итогов.

На уроке мы повторили, что такое предложение, вспомнили, какие бывают предложения и из каких членов они состоят. Узнали о значении порядка  слов в предложении и закрепили полученные знания в ходе выполнения письменного задания.

6.Домашнее задание.

Параграфы 14, 15, повторить орфограмму « правописание ъ и ь»,
упражнения 79(устно), 83(письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Презентация к уроку русского языка на тему "Вводные слова"

Данная презентация поможет учителю доступно и интересно познакомить учеников 8 класса с новой темой, покажет особенности расстановки энаков препинания при вводных словах....

Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"

К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по  своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....

Разработка урока русского языка на тему: «Порядок слов в предложении»

Цели:1. закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, прямом и обратном порядке слов в предложении, логическом ударении2. Развивать  умение выразительно читать текст, совершенство...