План урока на тему: "Придаточные предложения условные, причины и цели".
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме

Зарипова Фильсина Рафисовна

 

Тип урока : Урок-исследование.

Тема: Придаточные предложения условные, причины и цели (на материале произведений А.C. Пушкина).

Цели: Повторить и обобщить изученное о сложных предложениях;

познакомить учащихся 9 класса со сложноподчинёнными предложениями с придаточными условными, причины и цели;

формировать умение определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными, причины и цели;

отличать указанные виды придаточных от других видов; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы; определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными;

способствовать эстетическому воспитанию, прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_otkrytogo_uroka.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Арская гимназия № 5 Арского муниципального района

Республики Татарстан

План открытого урока русского языка

в 9 классе по теме

«Придаточные предложения условные,

причины и цели

(на материале произведений А.C. Пушкина)».

                                                                                                                           

Учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

МБОУ - Арской гимназии № 5                                                                                           Арского муниципального района                                                                                       Республики Татарстан

Зарипова Фильсина Рафисовна

План открытого урока русского языка в 9 классе по теме «Придаточные предложения условные, причины и цели

(на материале произведений А.C. Пушкина)».

Тип урока : Урок-исследование.

Тема: Придаточные предложения условные, причины и цели (на материале произведений                     А.C. Пушкина).

Цели: Повторить и обобщить изученное о сложных предложениях;

познакомить учащихся со сложноподчинёнными предложениями с придаточными условными, причины и цели;

формировать умение определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными, причины и цели;

отличать указанные виды придаточных от других видов; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы; определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными;

способствовать эстетическому воспитанию, прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование: презентация, аудиозапись, листочки с индивидуальными и коллективными заданиями.

I.1. Приветствие. Запись числа, темы урока.

Ребята, сегодня на нашем уроке, как вы уже поняли, будут звучать предложения из произведений А.C. Пушкина.

Чтение эпиграфа:

 …У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца.

                                                                                                        А.Т.Твардовский.  

  Действительно, мы знакомимся с творчеством А.С.Пушкина в детстве и обращаемся к его произведениям, став взрослыми.

2. Выполнение тестовой работы из сборника тестов на повторение сложных предложений.

Перед выполнением - словарная работа.

Бастион - крепостное или полевое военное укрепление пятиугольной формы.

Вал – (здесь) длинная земляная насыпь.

Сносный удовлетворительный, достаточный, терпимый.

(Параллельно идет индивидуальная работа по карточкам.)

После выполнения теста – синтаксический разбор предложения.

Молодость и природа ускорили мое выздоровление.

II. Изучение нового материала.

1. Работа по таблице (на экране и у каждого на листочке).

Выясним, на какие вопросы отвечают придаточные условные, причины и цели, к чему они присоединяются, какие средства связи и указательные слова используются в предложениях.

2. Закрепление.

Работа с предложениями, записанными на листочках.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить виды придаточных, составить схемы.

Словарная работа.

Верста – русская мера длины, равная 1,06 км.

Поворотить (просторечное слово) – повернуть.

Присмиреть – стать смирным, успокоиться.

Анализ предложений.

Ямщику вздумалось ехать рекою, чтобы сократить нам путь тремя верстами.

Если б Григорий Иванович мог предвидеть эту встречу, то поворотил бы в сторону.

Оттого я присмирел, что я слышу топот дальний, трубный звук и пенье стрел.

3. Проверка домашнего задания. 

Ребята, сегодня мы часто обращались к творчеству А.С Пушкина. Теперь посмотрим, какие сложные предложения нашли вы сами в произведениях А.С.Пушкина. Попытайтесь определить, к какой группе сложных предложений они относятся. С помощью каких средств связи соединяются простые предложения в составе сложного?

  (Ответы учащихся.)

4. Устная работа.

 Перед вами предложения (на экране и на листочках). Попробуем определить группы придаточных обстоятельственных, стилистическую роль союзов.

В бурю, в мороз уходит он в сени, чтоб только отдохнуть от крика.

Лиза призналась, что поступок её казался ей легкомысленным.

Прошу имени моего не упоминать, ибо я весьма уважаю и люблю сочинителей.

Если только жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу.

Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его.

Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна.

5. Составление предложений по схемам.

Определение групп придаточных. Можно ли поменять местами главное и придаточное в предложениях?

6. На фоне музыки – просмотр слайдов, связанных с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. (См. на экран.)

На уроках литературы мы ещё будем изучать творчество А.С.Пушкина (его стихи, поэмы, повести, роман «Евгений Онегин») и поговорим обо всём подробнее.

III. Итоги урока. Обобщение. Оценки.

С какими придаточными мы сегодня познакомились?

На какие вопросы они отвечают?

К чему присоединяются?

Какие средства связи используются в придаточных предложениях условия, цели, причины? Союзы или союзные слова?

IV. Домашнее задание.

Дома вы напишете сочинение – миниатюру об А.С.Пушкине, озаглавите его. Постарайтесь использовать сложноподчиненные предложения, определите группы придаточных, укажите средства связи.

Список использованной литературы

1. А.С.Пушкин. Стихи и сказки. – М.: «Детская литература», 1978

2. А.С.Пушкин. Золотые сказки. – М.: «Азбука», 2011

3. А.С.Пушкин. Повести. Драматические произведения. – М.: «Эксмо», 2009

4. А.С.Пушкин. Проза («Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка»). – М.: «Ардис-Консалт», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план урока по теме: "Сложноподчиненные предложения"

Тема урока: Сложноподчинённые предложения. Цели:- углубить знания о сложноподчинённом предложении, повторить и закрепить в сознании учащихся главные признаки, по которым выделяется придаточ...

Урок в 8 классе по теме "Придаточные определительные предложения"

Конспект урока в 8 классе по УМК Кауфман ставит целью обеспечить отработку придаточных определительных предложений и формировать навыки изучающего чтения....

Грамматический тест по немецкому языку по теме "Придаточные дополнительные предложения", 7 класс

Данный тест можно проводить при прохождении темы "Придаточные предложения", тем самым понять уровень ЗУН по этой теме. Учащимся дается задание на понимание построения придаточных предложений в немецко...

Комплекс упражнений по теме "Придаточные дополнительные предложения"

Разработка комплекса упражнений по немецкому языку по теме " Придаточные дополнительные предложения" для учащихся 11 классов....

План урока по теме "Сложные предложения" и рефлексивный отчет

План урока по теме "Сложные предложения" и рефлексивный отчет...

Презентация к уроку по теме: "Придаточные дополнительные"

Презентация к уроку "Придаточные дополнительные"...

Конспект урока на тему "Придаточное времени"

Тема урока: СПП с придаточным времени Цели урока: 1) Познакомить с особенностями  структуры СПП с придаточными времени; 2)научить распознавать придаточные времени, отличать их от других видо...