гиа13
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

гиа13 - сжатое изложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gia13.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная итоговая аттестация в 9 классе.

(Сжатое изложение)

       Новая форма аттестации  по русскому языку в 9-м классе, думаю,  волнует всех учителей русского языка без исключения. Поскольку в классах в большинстве своем  находятся дети с разными способностями и возможностями, то в процессе преподавания приходится обязательно учитывать этот момент. В данной работе речь пойдет  о подготовке к сжатому изложению в рамках ГИА в 9-м классе .

     Эта работа, несомненно, заинтересует  учителей, работающих в 9-х классах. Все приводимые ниже рекомендации опробованы мною в процессе преподавания и дали 100-процентный результат по успеваемости и качество знаний около 70 процентов непосредственно при выполнении экзаменационной работы.

      Прежде всего учащиеся должны четко представлять себе структуру экзаменационной работы. Поэтому самое первое занятие по подготовке к итоговой аттестации следует начинать со знакомства с инструкцией к  данной работе. Мы, например, делали таким образом: читали инструкцию к первой части - (С1), где предлагается написать сжатое изложение, и детально разбирали, что предстоит сделать в этой части работы. Вместе с этим заданием мы знакомились также с критериями оценки  С1, так как дети обязательно должны знать,  за что и какой именно  балл они могут получить. Далее я предложила ребятам написать рекомендацию самому себе, как строить работу над  изложением. Получилось примерно следующее:

        Я буду писать сжатое изложение.

       В нем я должен (а) передать основное содержание прослушанного текста без искажений. Мне нужно использовать в работе несколько приемов сжатия текста: исключение подробностей, упрощение или обобщение.

     Моя работа должна отличаться смысловой цельностью, в ней не должно быть логических ошибок. Я обязан (а) соблюдать последовательность изложения, не нарушать абзацное членение текста.

   В случае соблюдения мною всех вышеперечисленных требований я получу за изложение максимально высокий балл.

     На уроках мы неоднократно обращались к этой инструкции, дети признавались, что им значительно легче работать над изложением по собственной рекомендации.

    Следует учитывать еще и такой момент, что текст на экзамене читается с электронного носителя и всего два раза. Поэтому при первом чтении нужно текст внимательно прослушать, а затем в отведенное после прослушивания время сделать необходимые записи (таковы общие рекомендации). При втором прочтении надо дописывать, вставлять пропущенное. Однако есть такие учащиеся, которые могут одновременно слушать и записывать. Надо сказать, что в моем классе таких учеников было больше половины и они достаточно успешно справлялись  с записями ключевых слов, словосочетаний, отдельных фрагментов текста во время чтения. Поэтому считаю, что каждый ребенок вправе выбрать способ прослушивания  и записи исходного текста, учителю не стоит навязывать свое мнение, можно только порекомендовать попробовать оба способа и выбрать оптимальный для себя.

       Работа по подготовке к сжатому изложению на примере текста Е. Пермитина

(текст публикуется в одном из приложений к газете «Первое сентября» за 2009 год). Все последующие варианты работы с текстом, его анализом, коррекцией деятельности учащихся приводятся также по этому тексту.

  Мать родилась в сибирской деревне. С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них.

  Сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей! И все же глаза ее оставались не замутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

  Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она все время бессознательно пыталась привить нам, детям. Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником.

 – Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью, – говорила она. – Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые, а душа больная. Слепцы они, а со слепого какой же спрос?

  А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. И видела источник радости и исцеляющей силы в окружающей ее природе. Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.

                                                                                             214 слов

       Задания к тексту (текст у каждого ученика на парте). Варианты вопросов даны во многих печатных изданиях, но в общем и целом они существенно не отличаются друг от друга. Здесь я выбрала вопросы, наиболее приемлемые для моего класса.

  1. Выделите в тексте существенные (необходимые, важные) мысли.
  2. Найдите среди них главную мысль.
  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
  4. Озаглавьте каждую часть и составьте ее план.
  5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
  6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
  7. Обдумайте средства связи между частями (замена имен местоимениями, по возможности, исключите повторы).
  8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.
  9. Запишите этот сокращенный сжатый текст на черновике, затем доработайте черновик и перепишите на чистовик.
  10. Помните, что в изложении не должно быть никаких мыслей, которые отсутствуют  в исходном тексте.

    Работа по первому вопросу.  Используется метод подчеркивания (в тексте подчеркиваются наиболее важные, существенные моменты – см. исходный текст Пермитина).

    Работа над первым абзацем идет  совместно  с учителем, далее задание выполняется самостоятельно. После того как большинство учащихся справились с заданием, проверяем выполненное,  исправляем неточности. Формируется умение работать с ключевыми словами, фрагментами, со средствами связи между предложениями.

    Работа по второму вопросу. Учащиеся предлагают свои варианты, объясняют, какова главная мысль текста и почему они так считают. Таким образом, вырабатывается умение не только выделять главную мысль, но и умение аргументировать свой выбор, развивается монологическая речь.

      Главная мысль текста заключена в последнем абзаце, ее можно сформулировать примерно так: Мать не знала, как сделать, чтобы всем жилось радостно. Она не понимала, почему люди не замечают того, что природа способна «окрылять человеческую душу». Здесь вырабатывается умение вычленять главное, трансформировать предложения, переводить информацию на «свой» язык; снова идет работа по развитию речи учащихся. (Одновременно проводится работа по вопросу №8)

   Работа по четвертому вопросу (так как в этом тексте не требуется дробить его на части и объединять и обобщать факты, то задания к 3-му и 6-му вопросу не выполняются)                                                                                      

                                                                           План.

                                            1. Радость жизни или «Все живое»

                                                2. Дарованная способность

                                                3. Талант доброты.

                                                4. Больная душа.

        5. Чудодейственная сила природы

Варианты названия пунктов плана выбираются также в процессе обсуждения (учащиеся предлагают несколько вариантов названия, они записываются на доске, далее из предложенных выбираются наиболее удачные).  Здесь формируется умение максимально  сжимать материал, сохраняя указания на основную мысль каждого абзаца, грамотно оформлять план.

        С вопросами 5-10 учащиеся работают самостоятельно, учитель выступает в роли индивидуального консультанта.

       Хорошо зарекомендовал себя такой способ подготовки к сжатому изложению, как работа с микротемами по таблице. В левой стороне таблицы  даны микротемы (абзацы), в правой учащиеся должны написать свой текст. Вариант подобной работы  также рекомендован в  приложении к газете «Первое сентября» за 2009 год.

1 микротема

Леса, поя и все живое в них – большая радость для матери.

2 микротема

Несмотря на нужду и горе, выпавшие на долю матери, она до старости не потеряла способности радоваться. А такая способность дана не каждому.

3 микротема

Мать обладала особым талантом доброты и обостренным чувством природы и прививала их своим детям.

4 микротема

О людях, живущих завистью и злобой, мать отзывалась, как о слепцах, с которых ничего не спросишь.

5 микротема

Мать видела источник радости в окружающей природе и поражалась, как другие не понимают этого.

Для работы с каждым конкретным текстом дается своя таблица ( в последних вариантах текстов для изложения  3 абзаца). Учащиеся заполняют вторую графу таблицы, передавая только главную мысль микротемы. Тем самым они одновременно учатся выделять основную мысль каждого абзаца и работают над способами  сжатия текста. После того как большинство учащихся заполняют все графы таблицы, мы обсуждаем, что получилось, исправляем неточности, и уже на основе исправленного дети пишут сжатое изложение.

      Перед началом работы над сжатым изложением  я познакомила учащихся с правилами построения абзацев. Считаю такую работу обязательной, так как  часто дети  не могут самостоятельно справиться с членением текста на микротемы ( в данном случае - абзацы)

                                   Правила построения абзацев  (даны  в одном из приложений за 2009 год.)

  1. В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема.
  2. Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка.
  3. Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или конце абзаца.
  4. Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих способов: детализация, приведение примеров,  сопоставление и противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса и т.п.)

Для примера приведена работа над последним абзацем текста Пермитина:

- микротема – источник радости и исцеляющей силы в природе

- зачин (первое предложение), развитие мысли (второе и третье предложение), концовка, или вывод (последнее предложение)

- главное предложение – последнее (четвертое)

- способ развития мысли – детализация: 1-е предложение (всем жилось радостно; 2-е предложение- источник радости – природа; 3-е предложение – любовь к природе, радостное любование ею; 4-е предложение – сила, способная чудодейственно окрылять).  Таким образом каждое последующее предложение абзаца уточняет мысль первого предложения: добавляется более детальная характеристика к фразе «всем жилось радостно».

    Работая с абзацами при подготовке к сжатому изложению, мы подробно анализировали построение каждого конкретного абзаца. После этого значительно лучше справлялись с написанием изложения (именно с абзацным делением) слабоуспевающие. Для детей,  занимающихся на «4» и «5»,  такая работа является дополнительным повторением.

      Весьма полезной оказывается работа по устранению ошибок, допущенных учащимися при написании изложения или сочинения (работу можно выполнять как индивидуально, в парах, группах, так и коллективно).

      После подробного анализа текста Пермитина, учащиеся написали сжатое изложение. Ниже приводится вариант ученической работы. Текст дан без изменений. Автор изложения – Мария Шурапова.

    Мать родилась в сибирской деревне. С раннего детства ее радовало все живое.

   На долю матери выпало не мало испытаний, но она до конца жизни не утратила способности радоваться красоте родной земли, хотя такая способность дана не каждому.

  Лицо матери  было обращено к радости. Она обладала  талантом доброты, особым ощущением природы, которое старалась привить  своим детям. Ее слова западали глубоко в душу, были чем-то вроде живительного родника.

  Мать говорила, что многие живут завистью и злобой, что у таких людей больная душа.

  Не знала мать, как сделать так, чтобы всем жилось радостно. Она не могла понять, почему другие не замечали, что только природа способна быть источником радости.     

   На протяжении всего текста ученица применила один из способов сжатия – исключение подробностей; в последнем абзаце применен еще один способ сжатия – упрощение.

       Ниже даны предложения, в которых при работе над текстом  Пермитина учащимися  допущены ошибки и варианты  исправления этих ошибок.

      1. Природа и человек неразлучимы (должно быть неразлучны).

2. Когда мать внушала кому-то это (чувство красоты), у него трогало струны. – (Слова матери словно трогали какие-то струны в душе).

 3. Недавно на нее (мать) выпало горе, она потеряла семерых взрослых детей. – (На долю матери выпало большое горе: она потеряла семерых взрослых детей)

4. Человек и природа сильно взаимодействуют между собой. – (Человек и природа находятся в постоянном взаимодействии).

5. Тоскливая зима в переполненной людьми и животными избе зародила в матери любовь к весне.- (Подобной мысли в тексте нет, поэтому данное предложение исправлять не нужно, следует только указать, что оно не соответствует содержанию).

6. Они не радовались весне, а душа больная. – ( У людей, не радующихся весне, тусклые глаза и больная душа).

7. Она говорила детям, что немало людей, которые живут корыстью, злобой, завистью. – (Она говорила детям, что есть немало людей, которые живут завистью и злобой).

8. Но ее старческие, глубокие, не замутненные старостью глаза, свидетельствовали о ее душевной ясности.  – (Ее не замутненные до старости глаза свидетельствовали  о душевной ясности).

9. Любовь к природе заложена от рождения у любого человека, но с возрастом она теряется. – (Способность радоваться красоте родной земли есть далеко не у всех людей).

   Подобная работа, я уверена, поможет любому учителю подготовить учащихся к написанию сжатого изложения,  сформировать необходимые умения для переработки текста, его письменного  пересказа. Каждый учитель, конечно, вправе выбрать способы подготовки к изложению с учетом способностей детей, их знаний по русскому языку, желания выполнять ту или иную работу и  других факторов, которые смогут обеспечить качественную подготовку к итоговой аттестации в 9-м классе.  Надеюсь, что мои рекомендации будут необходимым подспорьем для учителей-словесников.

                                          Желаю удачи!