Главные вкладки

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (выполнение задания части 3 (С)).
    учебно-методическое пособие по русскому языку (11 класс) по теме

    Сотуленко Татьяна Ильинична

    В пособии рассказывается, как подготовиться к выполнению задания части 3 (С) ЕГЭ по русскому языку - написанию письменной работы (сочинения) по данному тексту. Пособие рассчитано на выпускников средних школ, а также поможет учителям подготовить своих учеников к ЕГЭ по русскому языку.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Подготовка к написанию сочинения(задание С) Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №599 Сотуленко Т.И. Санкт-Петербург 2012г.

    Слайд 2

    1 этап. Подготовительный. Внимательно прочитать текст. Понять, для какой сферы общения он предназначен. Определить стиль и тип речи. Составить тезисный или цитатный план. Для этого нужно: А) исходный текст разделить на микротемы; Б) выделить основную мысль каждой микротемы; В) сформулировать данную мысль; Г) записать ее в виде пункта плана;

    Слайд 3

    К1.Формулировка проблемы. Справка. Основная проблема-это та, которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчетливо заявлена авторская позиция; Проблема: Важная Философская Актуальная Нравственная Серьезная Экологическая и т.д.

    Слайд 4

    К1(Продолжение). Начало сочинения. 1 вариант. В прочитанном тексте( ФИО автора) рассматривает исследует поднимает анализирует затрагивает проблему(чего?)(род. падеж) Нравственного выбора Экологии Добра и зла и т.д.(повест. предлож.) Еще обязательно записать проблему в виде вопроса . Об этом вопросе и размышляет мастер слова(публицист, автор текста и т. д.) 2 вариант. Автор предложенного нашему вниманию текста(Ф.И.) поднимает очень важную (нравственную и т.д.) проблему: (какую?).

    Слайд 5

    К2.Комментарий к проблеме (действия автора). ВНИМАНИЕ! В комментарии НЕ должно быть: Пересказа исходного текста или любой его части; Рассуждений по поводу всех проблем текста; Общих рассуждений о тексте: ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем; Комментариев о действиях и поступках героев; Излишнего цитирования ; Не должно быть утверждения(автор утверждает, считает и т.д.);

    Слайд 6

    Начало комментария. Смотри К1. Проблему (чего?) автор раскрывает на… Рассматривая проблему (чего?) на примере…,мастер слова с (иронией, тревогой, возмущением, юмором и т.д.) рассказывает о том, что… Комментируя проблему (чего?) хочется отметить, что она… Рассматривая проблему (чего?), автор обращает внимание читателя на то, что…

    Слайд 7

    Используй конструкции: Смотри К1. Автор анализирует… Ссылается на выводы известных людей, цитирует… Исследует жизнь(поступки и т.д.) человека с разных сторон (вспоминает что-то, проводит параллель и т.д.) Эту проблему автор рассказывает, анализируя (опираясь на собственный опыт и т.д.) Стараясь быть с читателем объективным, искренним, он доказывает(что?) Автор эмоционально высказывается по поднимаемой проблеме, поэтому текст изобилует восклицательными, риторическими вопросами, многочисленными повторами и т.д.(обратить внимание на элементы композиции: эпиграфы , диалоги, пейзажи, эпизоды и т.д.; чаще -в худож. тексте) Писатель рассуждает о том, что…

    Слайд 8

    Вспомогательные вопросы к комментарию. Смотри К1. На каком материале автор раскрывает проблему На какие аспекты (стороны) проблему он обращает внимание читателя? Что подчеркивает в тексте?(автор) Что отмечает ?(«слова-маркеры») Как автор позволяет увидеть читателю эти аспекты?(худ. текст) Почему именно эта проблема его волнует?(или её аспекты)

    Слайд 9

    Синтаксические «маркеры». Помни! Комментарий должен опираться на прочитанный текст. Привлек внимание читателя к (чему? чем?) Интересны аргументы, используемые автором Обосновывая(доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы Писатель ведет повествование от лица…, что дает возможность нам…

    Слайд 10

    К3.Авторская позиция. Смотри К1. Авторская позиция должна быть сформулирована по той проблеме, которую вы определили в тексте в утвердительной форме(это ответ на проблемный вопрос).

    Слайд 11

    Используй конструкции: «…»-в этих словах, по-моему, отражена авторская позиция «…»-это высказывание точно определяет позицию автора Авторская позиция выражена четко, прямо, непосредственно: в названии текста; в отдельных предложениях; через ряд аргументов; В результате своих размышлений над проблемой автор приходит к выводу:… Автор считает… Автор убежден… Авторская позиция такова:… Авторская позиция по этой проблеме ясна и содержится в высказывании (предложении)… Авторская позиция звучит в диалоге с….Общаясь с ним, автор приходит к выводу, что… Авторская позиция по исследуемой проблеме…

    Слайд 12

    К4.Формулировка собственной позиции . Смотри К1,К3 Выразить свое мнение по сформулированной проблеме Аргументировать его(привести не менее 2ух аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы; другой-из жизненного опыта)

    Слайд 13

    Как выстроить аргументы? Тезис Аргумент 1 Поэтому это так? Аргумент 2 Иллюстрация (из лит-ры) Иллюстрация (из жизни) Потому что Вывод Потому что

    Слайд 14

    Используй конструкции: Смотри К1,К3. Нельзя не согласиться с авторской позицией: Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений: Автор убедительно доказывает, что… Убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю:

    Слайд 15

    Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью слов и словосочетаний: Обратимся к (факту, воспоминаем, научным данным и т.д.)… Достаточно привести такой пример… Это можно доказать следующем образом… Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент… Вспомним о… Стоит обратиться к… Данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом и т.д.)

    Слайд 16

    Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? 2. С помощью вводных слов и словосочетаний : Во-первых…, во-вторых…(в этом случае должен быть вывод! ) Например Допустим По свидетельствам кого-либо Предположим По утверждению кого-либо

    Слайд 17

    Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции? С помощью придаточной части сложноподчиненного предложения (придаточное причины), используя союзы: Так как Потому что Оттого что Ибо Благодаря тому что Поскольку В связи с тем что и т.д.

    Слайд 18

    Аргументами являются: Ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы, Интернет Имена исторических деятелей Ссылки на признанные авторитеты и их произведения Названия событий Свидетельства очевидцев Цитаты Даты Собственные наблюдения и выводы Положения официальных документов Различные законы Пословицы, поговорки Различные данные Примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы Примеры из жизни окружающих

    Слайд 19

    Заключение(вывод). Цель: подвести итог и оставить хорошее впечатление . Заключение должно быть связано с основной проблемой. Смотри К1,К3 Вопросы: Актуален ли текст? Почему? Что нового открыл для себя в тексте? Интересно ли тебе было вести диалог с автором текста? К каким выводам ты пришел, прочитав текст? Ответ на проблему, заявленную а К1. Каково влияние этого текста на общественную ситуацию, на литературный процесс?

    Слайд 20

    Краткий конспект-схема. К1.Проблема семьи (Какими должны быть Семейные отношения?) К2.Добрые письма- это не только необычный подарок, но и возможность выразить свои чувства. Внимание к старикам позволяет им почувствовать свою значимость, свой авторитет в семье. Любовь к близким, забота о них рождает в стариках глубокую признательность, нежность.

    Слайд 21

    Краткий конспект-схема(продолжение). К3.Тезис : Нежные, заботливые отношения в семья обогащают всех. Аргумент 1. Теплое общение создает Атмосферу взаимной Аргумент 1. В таких семьях вырастают счастливые, добрые, вниматель- ные дети, не мыслящие себя без заботы о родителях, окружающих. Иллюстрация1. (читательский опыт) Иллюстрация 2. (Жизненный опыт) Вывод

    Слайд 22

    Маленькие ,но очень важные советы: Не начинай своё сочинение:«Я заинтересовался…»; «Мне понравилась статья…»; «Передо мной статья(И.Ф. автора)»; «Эта статья меня привлекла…»; «Я внимательно прочитал статью…»; «Автор хорошо написал статью» и т.д. Отбери для доказательства своей точки зрения самые убедительные, бесспорные аргументы. Следи за логикой изложения мыслей. Следи за речью(Ошибки:«Прочитав этот текст, мне пришла…»; «Автор уделил серьезное внимание на проблему…»; «С.Довлатов в своем рассказе рассказывает…»).

    Слайд 23

    Маленькие ,но очень важные советы: Избегай в работе неумеренных восторгов: «Этот гениальный писатель потрясающих романов, всем известный Ф.Достоевский…». Не навязывай свою точку зрения, считая ее единственно правильной, а доказывай её, аргументируя фактами, соблюдай корректность в суждениях, вступай с автором в уважительный диалог. Не утверждай («Автор хотел этим сказать …»; «Именно это автор имел в виду»); лучше рассуждай, используя вводные слова, выражающие оттенок предположения, вероятности ( наверное, видимо, возможно, полагаю, думаю и т.д . ). Не забывай, что ты пишешь сочинение-рассуждение о достоинствах текста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

    Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

    КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

    КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

    Подготовка к сочинению -рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

    Урок русского языка, на котором отрабатывается алгоритм написания сочинения-рассуждения с речевыми клише по памятке....

    «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

    Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)

    Конспект урока по русскому языку "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)"...