Зачем нужны краткие прилагательные
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_nuzhny_kratkie_prilagatelnye.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Прилагательные полные и краткие»

Цель: создать условия для осознания учащимися понятия о полных и кратких прилагательных;

содействовать развитию умений различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении; правильно произносить наиболее употребительные прилагательные;

повторить сведения по фонетике, орфоэпии, морфемике, морфологии, орфографии;

воспитание у учащихся усидчивости и трудолюбия

Оборудование: карточки

  1. Организационный момент (2 мин.)

Звенит звонок веселый

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись

Тихо сели за свой стол

Начинаем разговор.

Психологический настрой на работу

- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

- Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться.»

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?

- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.

- Итак, не будем терять время и перейдем к работе.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ В УРОК.

  1. Фонетическая разминка.

1-й ряд. В каком слове произносится гласный [э]?

Бежать, шестой, жёлтый, целый. 

2-й ряд. В каком слове произносится гласный [ы]?

Тихий, жизнь, чисто, щи.

  1. Орфоэпическая разминка.

В каком слове ударение падает на первый слог?

Щекотно, досуг, торты, лыжня.

  1. Состав слова

Назвать слово, соответствующее схеме: приставка, корень,суффикс, окончание.

Местность, исписала, безбрежный, разговор.

  1. Работа в парах.
  1. Буквы е-и в корнях слов:

бл…стать                                                                      раст…реть                            

зам…реть                                                                      сд…раю

прот…рать                                                                    приб…ру

зап…рать                                                                      расст…лить

соб…ру                                                                         бл…стит

выт…рать                                                                     сд…рёт                                    

уд…рать                                                                        подж…гать

  1. Выделить грамматическую основу, начертить схему предложения, указать части речи.

Полил сильный дождь и земля быстро намокла.

(Самопроверка по ключу, выставление оценки)

  1. Словарный диктант.  

 Грамматическое задание – поставить вопрос к прилагательному и выделить окончание прилагательного. (Два человека у доски.  Работа по вариантам.)

Образец: братца   (какого?)  хорошего

I вариант                                                                          II вариант

весной ранней                                                                 на глади синей

растений весенних                                                          в лесу дремучем

звездочки ярко-синие                                                      в тень лиловую

в воде стоячей                                                                 душистую липу

у дуба могучего                                                                в настроении весеннем

с целью ближайшей                                                        лошадь горячую

тишиной поразительной                                                  розу очаровательную

о дороге дальней, трудной                                              плачем горьким

  1. ИТРИГА.

Подходы к новой теме. Оттолкнемся от словарного диктанта: « Мы трудились, но кому-то из нас работа показалась однообразной:  действительно, в ней не было новизны. Однако за новым материалом дело не станет».

     Запишем пословицу: Корень учения горек, а плод сладок.

Докажите, что это пословица. ( Краткость, афористичность, ее смысл имеет отношение ко всем людям, эта мудрость справедлива для любого времени, любого народа).

     Эта пословица строится на примере антонимии. Назовите две пары антонимов.     ( Корень – плод, горек – сладок.)

Учитель. Какой частью речи, по-вашему, являются слова горек  и сладок? Прилагательные? Но где же у них падежные окончания?  И на вопрос какой?  (какая? какое?) они не отвечают. У кого есть соображения по поводу того, что это не прилагательное? ( Говорят дети.)

      Объявление темы урока.

  1. Грамматические задачи с объяснением нового материала.

а) Сравните предложения по составу  и способу выражения сказуемых. Запись:

Стойкий народ одолеет бойкого врага.

Враг боек, да наш народ стоек.

Какие прилагательные, по-вашему, полные и в чем их «полнота»?

Какие прилагательные краткие и в чем их «краткость»? На какие вопросы  отвечают?

Одинакова ли у полных и кратких прилагательных синтаксическая роль?

Чтение и пересказ лингвистического текста на стр. 226.

После беседы и наблюдения сделаем краткую обобщающую запись

Прилагательные

полные

краткие

Изменяются по падежам, родам, числам, т.е. склоняются

Изменяются только по родам и числам

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Являются определениями

Являются сказуемыми

Почему в пословице, записанной в правом столбике, использованы краткие формы прилагательных?

( Для краткости, лаконичности, выразительности – на них падает логическое ударение!)

б) Что произошло при образовании кратких прилагательных? Запись наблюдения.

Праздный – праздЕн, праздна, праздно.

Послушный – послушЕн, послушна, послушно.

В мужском роде появился беглый звук, окончание стало нулевым, в женском и среднем роде появились родовые окончания: -а, -о.

в) Образуйте простые нераспространенные предложения с краткой формой прилагательных  от добрый, близкий  и подлежащими брат, сестра, друзья, друг, цель, лица (их учитель выписывает на доску).

      Прочитаем полученное. Как изменилось ударение в прилагательных в форме женского рода и множественного числа?

Брат ( ДОБР). Сестра ( ДОБРА).Друзья (ДОБРЫ).

Друг ( БЛИЗОК). Цель ( БЛИЗКА). Лица (БЛИЗКИ).

А теперь вопрос трудный, но интересный (на «5»): почему краткие прилагательные не имеют падежных форм?

Если дети затрудняются в ответе, то можно предложить ступенчатую работу:

С каким членом предложения в первую очередь связано краткое прилагательное? (С подлежащим.)

А в каком падеже стоит подлежащее? (В именительном – и только.)

Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме – одном из трех родов, и сказуемому не нужны падежи.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
  1. Образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм. Сделать вывод, все ли прилагательные могут иметь две формы – полную и краткую. Поставить ударение в краткой форме, проверить себя по словарю.

Длинный, каменный, бессердечный, удивительный, вкусный, стеклянный.

  1. Самостоятельная работа.

Упражнение №684

  1. Устная работа. Учитель читает.

                                    …Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен…

Если позволит время, запишем три последние строки.

Учитель.  Перед нами портрет Петра I – полководца во время Полтавского боя русских со шведами. Найдем и подчеркнем краткие прилагательные, задав к ним вопросы.  А вот что критик В.Г. Белинский написал по поводу портрета  Петра у А.С. Пушкина: «… изображенное огненными красками… появление Петра поражает читателя».

А что добавите вы к этой рецензии с точки зрения грамматики? ( Главную роль играют здесь краткие прилагательные, передающие сильный характер, собранность, волю к победе Петра.)  

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

П. 88, упр. 683, стр. 226-227

  1. ИТОГ УРОКА

- Что вы узнали сегодня на уроке?

  1. РЕФЛЕКСИЯ

Наш  сегодняшний  урок  мне  бы  хотелось  закончить  следующими  словами:

В жизни  по-разному  можно  жить,

В  горе  можно  и  в  радости.

Вовремя  есть.  Вовремя  пить.

Вовремя  делать гадости.

А  можно  и  так: на  рассвете  встать

И, помышляя  о  чуде,

Рукой  обожжённою  солнце  достать

И  подарить  его  людям.

- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Презентация "Зачем нужно тире?"

подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах и дается объективня информация о специалистах-психологах....

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах-профессионалах....

Презентация "Зачем нужна экономика"

Презентация к уроку  экономики 7 класс по учебнику Липсиц "История и современная организация хозяйственной деятельности"...

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния....

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...