диалектные слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

материал предназначен для уроков русского языка в 5-6 классах, с использованием регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialektnye_slova.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Диалектная лексика. Кубан. Употребление диалектной лексики.

          Цель: повторить изученное учащимися о диалектной лексике как особом  пласте русского  языка,  показать разнообразие и богатство диалектной лексики родного края,   развивать интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа над темой урока.

Звучит народная мелодия.

Учитель: эта музыка звучит сегодня не случайно. Тема нашего урока – «Диалектная лексика». Мы с вами будем путешествовать по тем населенным пунктам, где разговаривают по особенному

А) Разыгрывается сценка:

-     Где Люба?

  1. По батожья пошла.
  2. По что?
  3. Ну, по столбцы!
  4. По что?
  5. Ну, по петушки!
  6. По что? По что?
  7. По стебени.
  8. Не понимаю вас.
  9. Ах, батюшка, какой ты бестолковый. По щавель.

-Какие слова обозначают одно и то же? (батожьи, столбцы, петушки, стебни, щавель.).

-Какое из этих слов общеупотребительное?

Остальные слова диалектные.  Их используют жители определенной местности. Записываем название в тетрадь. «Диалектизмы, диалекты (греч. Диалектос – местное наречие, областной язык)».

Б)  Слово учителя:

     Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия – южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному языку, свойственно акающее  произношение: а и о в безударном слоге звучат одинаково: /акно/, /карова/. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской и других областях, расположенных к югу от Москвы. Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской, Костромской областях произносят: /окно/, /корова/.

    Между северным и южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры) изучаетраздел языкознания, называемый диалектологией.

   Народные говоры – свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи, орудий труда. Слова, употребляемые  только в определенной местности, могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями произношения (святы –цветы, хвартух -фартук), словообразования (волчиха – волчица, спервака - сперва), морфологическими особенностями (например, отсутствием категории среднего рода): (высокий) крылец – крыльцо, (свежая) масла - масло ).

   Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в несвойственном для литературного языка значении (барсук – детеныш дикого кабана). Наконец, говорам известна лексика, не имеющая родственных слов в литературном языке.

    Наша кубанская диалектная лексика богата и разнообразна по содержанию. Многие предметы и явления, которые существуют или существовали в жизни кубанского населения, не могут быть названы словами литературного языка, потому что соответствующих понятий в других территориях нет.

   Слова, обозначающие такие понятия, называются этнографическими диалектизмами. Они характеризуют быт, нравы, обычаи определенного этноса. Этнографические диалектизмы не просто неповторимы – их нельзя перевести буквально, дословно на литературный язык. Это своеобразный паспорт региона. К этой группе диалектных слов относятся названия различных земельных участков и угодий, трудовых процессов и традиционных для данной местности орудий труда, жилых и хозяйственных построек, предметов домашнего обихода, продуктов питания и кушаний; старинные названия одежды, обуви, названия явлений окружающей природы; слова, связанные с понятием семейных, родственных отношений, обрядов и обычаев. (буерак, гребля, лощина, падина, угодье, яруга).

В) Разыгрывается по ролям сказка «Кочеток и курочка».

«Жили курочка с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Вот кинул кочеток орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла – плачет. Едут мимо бояре и спрашивают:

  1. Курочка, курочка! Что ты плачешь?
  2. Мне кочеток вышиб глазок.
  3. Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок?
  4. Мне орешня портки разорвала.
  5. Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разорвала?
  6. Меня козы подглодали.
  7. Козы, козы! На что вы орешню подглодали?
  8. Нас пастухи не берегут.
  9. Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережете?
  10. Нас хозяйка блинами не кормит
  11. Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?
  12. А у меня свинья опару пролила.
  13. Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?
  14. У меня волк поросенка унес.
  15. Волк, волк! На что ты у свиньи поросенка унес?
  16. Я есть захотел».

Выясняется значение слова кочеток: кочет – петух.

4. Практическая работа.

  1. Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные слова?
  2. Найдите в «Толковом словаре» учебника три диалектных слова, запишите их в тетрадь, рядом напишите соответствующее общеупотребительное.
  3. Знакомство с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. И. Даля. Рассказ учителя или ученика о подвиге В. И. Даля по книге М. Булатова и          В. Порудоминского «Собирал человек слова».

1) Стилистическая работа: диалектные слова в литературных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

В хате.

Пахнет рыхлыми дроченами                   Мать с ухватами не сладится

У порога в дежке квас,                             Нагибается низко,

Над печурками точеными                        Старый кот к махотке крадется

Тараканы лезут в паз.                                На парное молоко.

                                                                                  ( С. Есенин.)

Дежка, или дежа, - деревянная кадка, в которой месят тесто.

Дрочены – кушанье из картофеля и муки, смешанных с молоком и яйцами.

Махотка – крыека, горшок.

Паз – узкая щель между кирпичами и досками.

Печурка – углубление в стене русской печки, куда кладут для просушки разные вещи.

 2)Распределить слова в два столбика: общеупотребительные и диалектные.

Волк, кочет, утиральник, поташки, бирюк, петух, полотенце, рушник, помидоры, щарба, пригрубок, могутный, печка, уха, непоседливый.

3)Найти слова, обозначающие особенности рельефа. Объяснить их значение. При затруднении обратиться к толковому словарю. 

Волки лунной полночью голосили, по яругам  (большой овраг) косточки разносили. Ветерок бы рад повеять – дюже яр глубокий. Конь казачий, подбившись, ушел в мочаги (заболоченное топкое место), в камышовые плавни. Сперва он нашел кубанку Хозяина, а за увалом (вытянутая в длину возвышенность с пологими склонами) и его самого. На краю травянистых бочажин (яма на дне водоема, омут) и ям камышовые хаты вокруг возводили.

 4)Какие из этих диалектных слов употребляются в нашей местности?

Тропинка: прямушка, рубеж, обходница, межа, межинка, топничок, вытопок, стежка, стега, стеговина, пешеходка, ступень, ступенок, ступник, ступничок, путек, запутник, путник.

Снегопад: завируха, путень, гиба, пурган, бурган, сипуча, засипух, завьюга, непогодь, кутиха, кутель, закутиха кутелица, кутерьга, пыль, пылюга, мятелуга.

 

5. Итог урока.

Необходимо изучать народные говоры, с вниманием и уважением относится к ним, ведь это «живое русское слово».

6. Домашнее задание.

Придумать и записать 5 предложений с диалектными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Общеупотребительные слова. Диалектные слова».

ЦЕЛЬ УРОКА: повторить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика», полученные в 5 классе. Формирование знаний об общеупотребительных и диалектных словах, привитие навыков находить данные слова  в...

Диалектные слова родного края

Продукт проекта- словарь "Диалектизмы родного края". Выполнили учащиеся 6 класса...

ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА В КУБАНСКОМ ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ

воспитание любви к родному краю, станице;развитие познавательного интереса, расширение кругозора;развитие речи;знакомство с песенным фольклором жителей Кавказского района;повторение понятия диалектные...

Урок "Диалектные слова"

Диалектные слова - это слова, употребляемые жителями той или иной местности.Речь жителей называют диалектом. Нужно ли изучать диалектизмы? Нужно ли сохранять то, что не входит в литературный язык?Сове...

Урок русского языка "Диалектные слова"

Данный урок построен в игровой форме,сопровождается презентацией,  помогает увидеть различия слов русского языка по сфере употребления, нормы употребления диалектных слов, определять уместно...

Презентация по русскому языку "Просторечные и диалектные слова".6класс.

Презентация может быть использована при изучении раздела "Лексика" в 5-классах....

Конспект урока "Диалектные слова в речи жителей Седельниковского района"

Урок - исследование. Учащиеся в течение месяца исследовали язык жителей Седельниковского района. На уроке ребята представляют собранный материал....