Игровые технологии на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Эти методические рекомендации, может быть, помогут учителям-словесникам сделать процесс обучения более интересным, создать у детей хорошее рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.rar2.54 МБ

Предварительный просмотр:

О.М.Малышева,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №3, г.Бийск, Алтайский край  

Игровые технологии на уроках русского языка

как средство развития познавательной и творческой активности учащихся

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителей есть возможность выбрать те методы и технологии обучения, которые, по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.

 Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения». Задача - сделать  процесс обучения интересным, создать у детей хорошее рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает мне в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Практика показывает, игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Большинству игр присущи такие  черты, как:

  1. свободная развивающая деятельность, предпринимаемая  лишь по желанию ребенка, ради  удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  2. творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;
  3. эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
  4. наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
  3. в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. как технологии внеклассной работы.

 Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

 Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Основой дидактической игры является инновационное содержание, оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность их использования  на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их целесообразно применять при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока.

 Требования к подбору игр:

  1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
  2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
  3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

 Выделяют следующие виды дидактических игр:

Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой. Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К.Д.Ушинский. Как же развить и совершенствовать детские способности на уроках такого непростого школьного предмета, как русский язык?

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, -аукционы, -диспуты, -путешествия, -КВНы, -зкзамен и т. д.).

 Меня же как учителя, прежде всего интересует такая проблема: как повысить грамотность учащихся? Каждый учитель  знает, что приходится иногда много раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и все же он остается неусвоенным. Что же делать?

 Прежде всего, нужны знания фонологической системы русского языка, понятие фонемы и умение различать ее сильные и слабые позиции в слове. Необходимо использовать различные приемы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ.  В своей работе я стала чаще использовать орфографически насыщенные рифмованные упражнения, алгоритмы и тестовые задания.  Элементы занимательности применяю неожиданной для учащихся  постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации и, конечно же,  игры: «Кто больше?», «Слово рассыпалось», «Подберите пару», «Аукцион», «Слоговое лото».

К нестандартным заданиям можно отнести и диктанты на засыпку,  предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический), кроссворды, чайнворды, ребусы.

Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе. Главное в уроке, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать, почему так, а не иначе говорят или пишут, тогда придет и желание «изловить» законы языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи.

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: тренируют память, помогают учащимся выработать речевые умения и навыки, стимулируют умственную деятельность учащихся, развивают внимание и познавательный интерес к предмету, помогают преодолеть пассивность, вырабатывают заинтересованность в лучшем результате своей работы.

 Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой?  Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у учащихся вполне здоровый аппетит. Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.   Известный российский педагог С.Шацкий  считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей  (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом»-писал О.Газман. Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах. Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. Но как же всегда хочется видеть сверкающие глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.

Cписок литературы

  1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П.Беспалько – М.: Институт ПО Министерства образования России, 1995.
  2. Дмитриева Т.В. Игра как средство повышения интереса учащихся к урокам русского языка и литературы [Текст] / Т.В. Дмитриева - Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу, 2001. 32 с.
  3. Мордас. Е.М. Русский язык. Литература. 5–11-е классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины [Текст] /авт.-сост. Е.М. Мордас - Волгоград: Учитель, 2009. 83 с.
  4. Соловьева Н.Н. Игры на уроках русского языка 5-9 классы [Текст] / Н.Н.Соловьева -  Москва: Материк-Альфа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".

Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. На современном этапе моделирования образовательного процесса уроков русского языка и литературы данные технологии занимают одно из в...

Статья:"Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной и творческой активности у школьников"

Статья выдвигает проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Игровые технологии на уроках русского языка предлагаются как действенный метод для развития и совершенствования познават...

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных...

Игровые технологии на уроках русского языка

Материал представляет обзор игр, применяемых мной на уроках русского языка в 5, 6, 7 классах...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...