ЕГЭ. Русский язык. Задание В 1 - 7.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Немного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_v_1.doc237 КБ

Предварительный просмотр:

Задание В 1

Основные способы словообразования

  1. Приставочный: мазать – замазать, кое-куда.
  2. Суффиксный: зреть – зрелище, пила – пилить.
  3. Бессуффиксный: синий – синь, клевать – клев. Этим способом образованы только существительные от прилагательных и глаголов; от исходного слова убираем окончание или окончание и суффикс одновременно. В наречении нет окончания!!!! При решении этого задания: определить сначала часть речи, затем подобрать самое близкое родственное слово и указать морфему.

Практикум.

Определите способ образования слов:

- побежали

- выглянула

- расслышать

- неожиданная

- отдохнувшая

- материнство

- возбужденно

- исполненная

- криком

- зелень

- океаном

Задание В 2

Морфологический анализ слова

Это задание повторяет задание А 10.

Задание В 3

Словосочетание

Согласование – прилагательное +существительное (можно изменить оба слова в СС): нежными руками, убегающая даль, мой наряд, этот плащ, первый ученик.

Управление – можно изменить второе слово в СС: летать на самолете, портрет на стене, посмотреть на него. Чаще зависимое слово – существительное или местоимение.

Примыкание

Главное слово глагол, наречие, прилагательное, причастие, деепричастие. Зависимое слово – только наречие, деепричастие или инфинитив: ( СС выделены главные слова): постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по-осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.

Задание В 4

Грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

  1. Определенно – личные предложения: главный член в форме глагола 1 или 2 лица, ед. и мн. числа настоящего и будущего времени (местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ), например: Бывало, гляжу и думаю, прощай. Надень пальто. Едем в горы. Приготовьте борщ.
  2. Неопределенно личные предложения: глагол 3 лица мн.числа настоящее, будущее и прошедшее время. Везут дрова. До первой звезды не ели. 
  3. Безличные предложения. Никогда нет подлежащего (лица, которое производит действия): Едва светает. Дышалось легко. У меня нет друга. Стыдно слышать эти речи.  Нельзя не верить близкому. На улице свежеет. В полдень пригревало. Всем не терпелось увидеть гостя. Грустно думать о твоем будущем. В уши много было ей нашептано. Мне хорошо. В доме тихо.

Задание В 5

Осложненное простое предложение

На обособление влияет:

1 Порядок слов в предложении: Дом, стоящий на берегу, был тих. Его жена, Настасья, толстая и грязная судомойка, громко говорила.

2. Наличие личного местоимения: Растерянный, изможденный, он стоял тихо. Он, охотник, знал многие тайны леса.

3. Наличие или отсутствие зависимых слов: Яблоки, сбиваемые ветром, падали на землю.

4. Наличие предлогов: несмотря на, благодаря: Немку, несмотря на ее полную безобидность, прислуга не любит.

5. Уточняющее значение какого-либо второстепенного члена по отношению к другому: Шагах в шести от  него, у тротуара, на мостовой, сидел парень.

6. Добавочное обстоятельственное значение во второстепенном члене. Движимый добрым чувством, Николка вынул одну конфетку из банки, подал ее мальчику.

Приложение.

Приложение может обозначать:

  1. профессию: летчик-испытатель
  2. национальность: проводник-индус
  3. должность: учитель Смирнов
  4. собственные имена предметов неодушевленных: река Амур, город Москва.
  5. качества предметов: весна-красавица
  6. возраст: возница-старик.

Роман  «Война и мир».

Приложения обособляем:

  1. Если распространенное приложение выражено нарицательными именами существительными с зависимыми словами: Барыня, помещица того самого села, узнала о правде.
  2. Нарицательные существительные: Это был Мопс, сторожевой пес сторожа, лаявший на всех.
  3. Собственное имя: Отец говорил с матерью Нади, Ниной Ивановной.
  4.  Если относятся к личному местоимению:  Первый номер достался ему, вечному любимцу счастья.
  5.  Со словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ:  У меня был друг, хороший друг, Егор по имени.
  6. Если есть оттенок причинности и союз КАК: Прекрасный рассказчик, Чехов увлекал слушателей мгновенно. Как истинный француз, в кармане он носил куплеты песни.  

Вместо тире может стоять и  ТИРЕ при обособленных членах.

  1. Если перед приложением можно вставить слова А ИМЕННО, ТО ЕСТЬ: Наемный двор – громадное место.
  2.  Приложения с пояснительным характером: Старая шуба – большой полушубок – крепко выручила меня.
  3. Внести ясность: В полку собрались  казахи, русские, уйгуры  – выходцы из Китая.

Самое главное – смотри тире и кавычки!!!!

Задание В 6

Сложное предложение. Виды сложного предложения.

  1. Последовательное подчинение
  2. Параллельное подчинение
  3. Однородное подчинение

Последовательное: Это была книга (какая?), о которой я мечтал, (когда?) когда был совсем ребенком. Вопросы ставим от одного предложения к другому последовательно.

Параллельное: Когда погасли вспышки молнии, (когда?) мы увидели, (что?) как полыхает огромный дуб.

Однородное: Разведчики знали, что путь будет трудным, что они устанут. Мы живем, пока творим, пока радуемся жизни.

Итак, чтобы правильно выполнить задание:

  1. Найдем СП (оно большое по объему).
  2. Выделяем в нем главное предложение и задаем вопросы к придаточным:

- если к двум и более придаточным предложениям задаешь один и тот же вопрос от главного, то это однородное соподчинение.

- если разные вопросы от главного – параллельное.

- если вопросы от каждого предыдущего к последующему, то это последовательное.

Задание В 7

Средства связи предложений в тексте.

Запомни, что текст нужно читать внимательно. Выучи средства связи предложений в тексте (их мало!):

  1. указательное местоимение
  2. лексический повтор
  3. синоним или контекстные синонимы
  4. антоним или контекстные антонимы
  5. союз (подчинительный или сочинительный)
  6. местоименное наречие места
  7. личное местоимение
  8. частица + лексический повтор
  9. однокоренные слова
  10. синтаксический параллелизм
  11. вводные слова

Смотри задание А 11.

Задание В 8 

см. распечатку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ по русскому языку Задания А1-А6

Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ по русскому языку Задание А20 - А24 (А19 - А23)

Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология

Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...

В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)

quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...