опорные схемы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку по теме

опорные схемы по русскому языку предназначены для уч-ся 5-9 классов. Сюда влючены схемы по орфографии, пунктуации и др. разделам языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буквы ч и щ в суффиксах существительных –чик- и –щик-

П                

О        Д – Т           

С        З - С        ЧИК

Л             Ж

Е

        4-6р  урок№76

        числит.                

                слова со значением

числа

числит.

=

прилагат.

        пять                  пятый         

        измен. по падежам

        

                он

милли        прост        три

        ард

пятьдесят пять         сост.          пятьдесят пятый

        числ. знач.         друг. ч. речи

двойник

                пятак        цифра

                утроить        


Уроки в шестом классе начнутся в девять часов

Семью семь сорок девять

                                    6-6р  Опорная схема по теме: «Имя числительное»

Правописание гласных в корне


Буквы о, е, ё после шипящих

Виды сказуемого в предложениях

Второстепенные члены предложения



8-6Р Ур№160(3)

количеств.

сколько?

порядков.

какой?

который?

Безударные гласные

Непроверяемые

Чередующиеся в корне

Проверяемые ударением

ож- - -лаг-

ос- - раст-    -ращ-

-ращ-

ос- - кас- (а)

ер- - мир- (а) и др

-бер- - бир- (а)

              -тер- -тир- (а)    и др.

ор-  -  - гар-

ор-   -    - зар-

Часть речи

 Если  глагол, причастие

Часть слова

Если существительное

Прилагательное наречие

Всегда е

суффикс окончание

Под  ударением  о

корень

Без ударения е

Е , ё (исключения шов, шорох, капюшон)

Сказуемое бывает

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Выражено

глаг. любого наклонен.

Выражено

вспомогат. Глаг. + н.ф. глаг

Выражено

глаг.-связка + имен. часть

Второстепенные члены

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Определение

Какой?

Какая?

Какие?

Обстоятельство

Где? Куда?

Откуда? Как?

Когда? Зачем?

Почему?

прямое

косвенное

согласованное

приложение

несогласованное

времени

причины

места

Виды предложений

Простые

сложные

С прямой  речью

двусоставные

односоставн.

распространен.

нераспространен.

Только со сказуемым

Только с подлежащим

определённо-личные

неопределённо-личные

безличные

сложносочинённые

сложноподчинённые

бессоюзные

определительные

изъяснительные

обстоятельственные



Предварительный просмотр:

Орфография в стихах

     1. Правописание разделительных -ь, -ъ.

        Перед е, ё, ю, я

        Я в корнях стою друзья.

        Воробьи, семья, жильё.

        Я пред и, я, е, ю, ё

        Воробьи, жильё, ручьи,

        Листья, крылья, стулья, чьи,

        Колья, перья, и семья,

        Вьюга, осенью, друзья.

        Было сели, стало съели.

        Догадаться вы сумели,

        Почему случилось так?

        Кто виновник?

        Твёрдый знак,

        Без него сказать не сможем:

        Съезд, съедобный, объясненье,

        И подъезд, и объявленье

     2. Правописание о, е после шипящих.

        Шоколад, шоссе, крыжовник,

        Шов, шоссе, обжора, шорник,

        Капюшон, жокей, чащоба,

        Шорох, чопорный, трущоба.

        Преступник ночью дом поджёг,

        Он лицо себе обжёг,

        Так, получив большой ожог,

        Он был наказан за поджог.

        Шорох, крыжовник, шов, капюшон -

        Слова нарушают привычный закон;

        Под удареньем вместо -ё

        Пиши в них только букву "о"

       Шоколад, шофёр, крыжовник,

        Шов, шоссе, обжора, шорник,

        Капюшон, жокей, чащоба,

        Шорох, чопорный, трущоба.

        Она так сходна с калачом,

        По нашим наблюдениям,

        В окончаньи пишем -о

        Всегда под ударением.

     3. Правописание -чн, -чк.

       Корочка, горочка,

        Тридцать три пригорочка.

        Ой! Чн! Чк!

        Кочка, пачка, звёздочка,

        Елочка и белочка,

        Тучка, щучка, стрелочка

        Почка, ночка, спичка,

        Речка, ручки, птичка.

        Срочный, уличный, ночной,

        Точный, штучный, и речной.

        Знаем мы наверняка,

        Как писать чн,чк.

     4. Правописание сочетаний -ча, -ша, -ща, -чу, -шу, -щу.

        В сочетаньях жы, щи, ши

        Только "и" всегда пиши!

        Hапиши ты букву "а",

        В сочетаньях ча, ща, ша

        В сочетаньях чу, шу, щу

        Пишут только букву "у"

     5. Правописание -ы, -и после ц.

        Цыплёнок в цирке выступал,

        Играл он на цимбалах,

        Hа мотоцикле разъезжал

        И цифр он знал немало.

        Он из цилиндра заставлял

        Морковь и огурцы

        И только одного не знал,

        Где "и", а где же "ы"

     6. Правописание гласных в корне.

Если в гласной есть сомненье,

Измени ты слово так:

Ставь её под ударенье,

И не попадёшь впросак.

(стена – стены)

        Hа берегу стоит сосна,

        А рядом с нею сосны,

        Горит прекрасная звезда,

        А рядом с нею звёзды.

                            (Ковалёва В.И.)

7. Непроизносимые согласные

Властный, яростный и праздный…

Здесь, мой друг, барьер опасный:

Ну невыносимая – непроизносима!

Надо слово изменить

И она – как зазвенит:

Праздный – празден, властный – власть

Наработался я всласть!

8. Глухие и звонкие согласные.

Лук, бук, пуд, дуб –

Поломаешь точно зуб.

Тоже слово измени

И согласный проясни:

Зуб – зубы, луг – луга

Ой, кажись, растут рога!

9. Корни с чередованием.

Если есть за корнем а,

В корне и пиши всегда.

        В корнях с чередованием

        С особенным вниманием

        Hа суффикс посмотри.

        Если в суффиксе есть "а"

        В корне "и" пиши всегда.

        Если после корня -а,

        В корне будет "и" всегда!

        Вот пример, запоминай:

        "Hоги вытер?" "Вытирай!"

        Hавстречу вышел корень -кас-,

        И суффикс -а- за ним тотчас

        Всё потому, что корень -кас-

        Без -а- ни шагу на показ.

        Коль суффикс -а- пропал куда-то,

        То корень будет -кос-, ребята!

        -Лаг- и -лож- сказали ясно:

        "С этим правилом согласны!"

        Если суффикс -а- за корнем,

        Пишем букву "а" спокойно.

                           

        Чтобы нам не ошибаться,

        Когда -кас- должен писаться,

        А когда напишем -кос-,

        Мы ответим на вопрос:

        Есть за корнем суффикс -а-?

        -Кас- напишем мы всегда,

        -Кос- не пишем мы тогда,

        Когда нет за корнем -а-.

     5. Правописание приставки пре-.

        Предлинный достанет до крыши рукой,

        Прежадный не даст вам конфету,

        Кто очень такой или очень сякой,

        Пре- мы напиши об этом.

     6. Правописание окончаний глаголов.

        Ко второму спряжению

        Мы отнесём без сомнения

        Все глаголы что на -ить,

        Исключая "брить", "стелить".

        Гнать, держать, смотреть и видеть,

        Дышать, слышать, ненавидеть,

        И зависеть, и вертеть.

        И обидеть, и терпеть.

        В окончаниях, друзья,

        Букву "е" писать нельзя.

Если слышишь парный звук

Будь внимателен мой друг

Звук согласный проверяй

Рядом гласный подставляй

В каждом слове, без сомнения, нужно ставить ударение

Чтобы не попасть впросак

10. О приставках пре- и при-

У приставок пре- и при-

Много хитростей внутри,

Чтоб их правильно писать,

Надо вот что будет знать:

Пре всегда в значенье «очень»,

Иль близка к приставке ПЕРЕ-

(преткновенье, прехороший),

Только где мне взять терпенья?

При – в значенье приближенья

Или присоединенья,

Действия неполнота-

Эта грамота проста.

Я присел, придвинул книжку

И увлёкся чтеньем слишком!

11. О приставках на з,с

Приставки на з- и на с-

Питают большой интерес

К согласной иль гласной,

Стоящей за ней,

И ты посмотри на слова поскорей:

Перед звонкой иль гласной – всегда буква з

А с перед глухою согласной:

Чрезмерно, раздвинуть, расклеить – уже,

По-моему, всё теперь ясно.

(исключ)

Здесь, здание, здоровье,зги –

Забыть слова ты эти «не моги»

Здесь нет приставок, только корни,

В начале слова З – запомни!

Живут на свете, людям помогая,

        Приставки через-, из-, воз-, раз-, и без-,

        Хоть звук глухой согласный их встречает,

        Hо мы их пишем только с буквой "эс"

        "З" приставкой не бывает,

        Пусть никто не забывает.

Не забудь, дружок, приставки

Раз-, из-, низ-, через-, без-

Перед согласными глухими

Изменяют З на С.

12. Личные окончания глаголов.

- ЕШЬ,-ЕТ, -ЕМ,-ЕТЕ, -УТ,-ЮТ-

Они меня,конечно, с толку не собьют:

Я помню без большого напряжения –

Они в глаголах I спряжения.

 ИШЬ,-ИТ, -ИМ,-ИТЕ, -АТ,-ЯТ-

К спряжению II относят, говорят.

13. О союзах

Причём, притом, причём, притом –

Не оставляй их на «потом»

В любом запомни месте

Всегда пиши их вместе!

14. О дефисе в словах

Посидел – посидел, посмотрел – посмотрел,

Еле-еле чуть – чуть ободрился.

Походил – походил, поскрипел – поскрипел,

Сам догадке своей удивился:

Если где невзначай повторились слова –

Смело чёрточку ставь, ошибёшься едва ль.

15.ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль ь писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Ь в вопросе есть,

То – хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе,

Так всегда учили в школе!

16. Гласные после шипящих

ЖИ ШИ пишу я с буквой  И,

ЧА, ЩА – всегда лищь с А,

Без этих старых истин

Грамматика мертва!

Я ведь серьёзно, не шучу,

Сижу и накрепко учу:

«ЧУ, ЩУ всегда мы пишем с У…»

Совсем не к месту будут тут

«Жюри», «брошюра», «парашют».

17. О частицах. 

В кое-, либо-, -то, -нибудь

        Чёрточку не забудь!

        В кое-, либо-, -то, -нибудь

        Про чёрточку не позабудь,

        Hо частицы бы, же, ли

        Ты раздельно напиши.

Бишь, вишь, лишь – слышь?

Что задумался сидишь?

Присмотрися: как-никак

Здесь опять есть Ь!

Правописание "не" с разными частями речи.

        Позабыл я однажды в стране,

        Где исчезла частица не.

        Посмотрел я вокруг с до уменьем:

        Что за левое положение?

        И погода стояла настная,

        И гуляла собака счатная,

        И, виляя хвостом, уклюжа,

        Пробегали пролазные лужи.

        Мне навстречу без всякого страха

        Шёл умытый, причёсанный ряха,

        А за ряхой по травке святой

        Шёл суразный дотёпа и вежа.

        А из школы, взявшись за ручки,

        Чинным шагом вышли доучки.

        И навстречу всем утром рано

        Улыбалась царевна Смеяна.

        Очень жаль, что только во сне

        Есть страна без частицы не.

18. О частицах не со сказумым

Если две частицы НЕ

Рядом со сказуемым

Отрицание вполне

Снято – и разумно!

Я НЕ мог вам НЕ сказать –

Значит, всё сказа

И часиту правильно

Взял и написал.

19. Гласные после Ц (об исключениях)

Цыган цыкнул, встал на цыпки.

«Цыц, - цыплёнку говорит, -

Букву ы здесь в корне пишем,

Так нам правило велит».

Ясно без сомнения –

Это исключения.

Смирнова Н.Э. Орфография в стихах.



Предварительный просмотр:

Алфавит

Что такое алфавит?

Вам, ребята, он известен.

Буква в нём всегда стоит

На своём особом месте.

Учим, учим назубок

Алфавит мы дружно

Чтобы он найти помог

В словарях, что нужно.

Фонетический разбор

И не сложен он и скор

Надо нам сперва толково

Разделить на слоги слово.

И – труда в том нет почти –

Ударение найти.

А потом на том же листике

Звукам дать характеристику.

Сколько и сколько звуков

Посчитать  - и вся наука.

        Слог Ударение.

На листья делится листва,

На слоги делятся слова.

Мы в слове слог ударный

Найдём элементарно.

Тот слог ударным мы зовём,,

Который мы произнесём

Сильнее всех и громче.

Что делать? Что сделать?

Учащимся школ?

На эти вопросы ответит глагол.

Не выучил – не делай

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

Частицу не пиши.

Прошедшее время сказало о том,

Как листья желтели над чистым прудом.

Смотрите, друзья, в настоящем со мною

Как ярко цветы полыхают весною.

А в будущем времени сможем узнать

Как будут ребята расти и мужать.

У полных прилагательных отчаяние:

Куда-то убежало окончание

Умчалось, разрешенья не спросив

Стал смелый – смел

Красивый стал красив.



Предварительный просмотр:

Падежи

имён существительных

и.п. кто?    что?

р.п. кого?   чего?

д.п. кому?  чему?

в.п. кого?  что?

т.п. кем?    чем?

 п.п. о ком? о чём?



Предварительный просмотр:

Части речи

        

        

Какой? летящий,летевший

Что делать? писать

Что сделать? написать

Что сделав? подумав

Что делая ? думая

Служебные

Как? Куда? Где? Откуда? Зачем? Почему? Когда?

Сколько?  пять 

Какой? Пятый

Я, ты, он, она, они, мы, вы     

Какой? белый 

Чей? мамин

Кто? мама Что? мир

Самостоятельные

Союз

Частица

Междометие

Предлог



Предварительный просмотр:



Алейский район

Уржумская основная школа











Таблицы и схемы по русскому языку


(по методике Меженко)




        




Учитель Смирнова Надежда Эксановна





        


Качественные прилагательные

очень

        > кач.<             

цвет вкус запах размер качество

КР.Ф. каков?      Ь

а'

о

ы

Красив

равн

        красивее

теп.

        красивейший

        превосх.

Относительные прилагательные

книжная

деревянная

стенная

        С

З            В

Ю

Кр.ф                 Ст.ср.


Притяжательные прилагательные

               Л.      

Принадлеж.        

                               Ж.    

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

заячий  

голубиный

-ин- (-ын-)  -ов-

отцов    лисицын

кр.ф.    ст.ср.

О,Е,Ё

ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ


', -Е

        СУЩ.

у

        ПРИЛАГ.

Ё, Е, (ИСКЛ.  –О)

        СУЩ.

у              О, Е

            ПРИЛАГ.

Ь В СЕРЕДИНЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

50 – 80 ,   500 - 900

и.,в.         Ь

        



Предварительный просмотр:

 КАК   РАБОТАТЬ   НАД   СОЧИНЕНИЕМ

1.  Прежде всего, обдумайте тему сочинения. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чём следует писать в сочинении.

2.   Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы раскрыть её. Составьте план.

3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыта ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить на данную тему(лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыта недостаточно.

4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли? Внесите исправления.



Предварительный просмотр:

                        5 класс.

  1. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

1)звонить, 2)земля,3) ветви, 4)рушишь, 5)сено.

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1)поздно, 2) веешь, 3) пять, 4) юла, 5) сеют.

  1. В каком слове ударение падает на первый слог?
  1. каучук, 2) маляр, 3) силос, 4) партер, 5)звонит.
  1. Какой из приведённых примеров не является словосочетанием?
  1. прочитал книгу, 2) в зелёной роще, 3)ночь тёмная, 4)красный от мороза, 5)серая шинель.
  1. Какое из данных слов является родственным слову водить?

1)наводнение, 2) водяной, 3) подводник, 4) перевод,5)водолаз.

  1. В каком предложении неверно определена грамматическая основа предложения?

1) Отвели они девицу вверх во светлую светлицу. 2) Иван-царевич отправился вслед за клубочком. 3)Днём и ночью бьются о скалы морские волны. 4) Замечательный подарок мне прислал по почте брат. 5) На берегу моря растут пальмы.

  1. Какая пара слов не имеет совпадения по значению?
  1. слой – пласт; 2)случай – беда; 3) неясный – смутный;         4) сувенир – подарок; 5) ломать – громить.
  1. Произношение какого слова не совпадает с написанием ?
  1. день, 2) заря, 3) восемь, 4) мягкий, 5) клён.
  1. В каком примере неправильно названа буква?
  1. книга – кэ, эн, и, гэ, а;
  2. палец –пэ, а, эль, е, цэ;
  3. марка – эм, а, эр, ка, а.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

2

3

3

4

4

2

4

1

                6 класс.

1. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?

  1. варит,2) скажешь,3) багрец, 4) смена, 5) картина.

2. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

        1)лью, 2) боюсь, 3) осенью, 4)каюта, 5) зима.

3.В каком слове ударение падает на первый слог?

  1. добыча, 2) выбор, 3) дремота, 4) среда, 5) зима.

4.Назовите существительное мужского рода.

  1. авеню, 2) депо, 3) пальто, 4) маэстро, 5) спираль.

5. В каком слове нет  приставки?

1)подогнуть, 2) подозрение, 3) подоконник, 4) подолбить, 5)подушка.

6. Какое существительное в именительном падеже множественного числа имеет окончание –ы ?

        1)профессор, 2) директор, 3) торт, 4) доктор, 5) мастер.

7.Найдите слово, образованное с помощью приставки при-.

  1. пр..пятствие, 2) пр..сутствовать, 3) пр..образовать, 4)пр..вращаться, 5)пр..огромный.

8. Среди данных слов найдите заимствованное.

  1. лето, 2) полотёр, 3) праздник, 4) акварель, 5)земля.

9. Назовите глагол, который в единственном числе имеет окончание 1 спряжения, а во множественном числе – 2 спряжения.

1)строить, 2) хотеть, 3) читать, 4) нести, 5) прыгнуть.

10.Найдите предложение, в котором допущена пунктационная ошибка.

        1)Женя положила на край стола телеграмму и вышла из комнаты. 2)Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей. 3) Я вспоминаю  то утро когда отец вернулся из экспедиции. 4) Ветер гнал к веранде кучу листьев, и теперь  они лежалималенькой горкой.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

4        

2

5

3

4

2

4

2

       3

  1. класс.

1. В каком слове ударение падает на последний слог?

  1. желчь, 2) кодекс, 3)досыта, 4) мышление, 5)сервиз.

2. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

        1)зуб, 2) белый, 3) яблоко, 4) кашне, 5) водник.

3. Найдите слово с приставкой не-.

        1) (Не)место красит человека, человек - место. 2) Вася – (не)ряха. 3) (Не)решительность шахматиста. 4) (Не)настье задержало нас в пути. 5) (Не)надо печалиться.

4. Найдите слово, образованное с помощью приставки.

1) пригорок, 2)стальной, 3) сопротивление, 4) иссушить, 5)сговорчивый.

5. Найдите слово, образованное с помощью приставки и суффикса одновременно.

1) презабавный, 2) подножный, 3) посмотреть,  4)распределение, 5) мастерская.

6. Укажите словосочетание, в котором главное слово причастие.

  1. болезненный ребёнок, 2) громоздкий багаж,3) попавший в ловушку, 4)полы подкрашены, 5) колючий кустарник.

7. Укажите словосочетание, в котором главное слово деепричастие.

  1. не встретив никого, 2)бежал и смеялся, 3) не чувствовал усталости, 4) ударил сгоряча, 5) работающий кран.

8. Укажите словосочетание, в котором зависимое слово наречие.

        1)бежит по летнему полю, 2) бежал и смеялся, 3) не чувствовал усталости, 4) ударил сгоряча, 5) уехал в начале осени.

9.С какой частью речи не употребляется предлог?

  1. имя числительное, 2)глагол, 3) причастие, 4)местоимение, 5)имя существительное.

10.В каком слове пишется буква а?

        1)р..сток, 2)пор..сль, 3)р..стовщик, 4)зар..сли, 5)отр..сль.

1

2        

3

4

5

6

7

8

9

10

5

2

3

4

2

3

4

4

2

5

                        8 класс.        

1. Какое слово образовано с помощью суффикса?

  1. приближение; 2)известие; 3) косточка; 4) ласточка; 5) уехали.

2. Найти слово, образованное с помощью приставки.

1)пригорок, 2) стальной, 3) иссушить, 4) сопртивление, 5)сговорчивый.

3. Найти слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

1)помолодеть, 2) премиленький, 3) белоручка, 4) столовая,  5)подоконник.

4. Указать существительное женского рода.

  1. профессор, 2) шампунь, 3) вермишель, 4) шимпанзе, 5) тополь.

5. Найти существительное, которое не имеет множественного числа.

  1. пузырь, 2) родня, 3) степь, 4) инженер, 5)дочь.

6. Указать глагол, который имеет форму только несовершенного вида.

  1. бедствовать ,2) владеть, 3) лить, 4) читать,5) поспеть.

7.Найти глагол, от которого повелительное наклонение не образуется.

1)ответить, 2) пускать, 3) пойти, 4) зависеть, 5) бить.

8. В каком предложении выделенное слово является кратким прилагательным?

  1. Движение часовой стрелки незаметно.
  2. Часовая стрелка движется незаметно.

9. В каком из приведённых словосочетаний связь - примыкание?

  1. из один желающих, 2) большая книга, 3) седьмой в строю, 4)желание запеть, 5)налево от нас.

10.В каком из словосочетаний неправильно определено главное слово?

1) третий участник, 2) тонкий лёд, 3) весьма отчётливо,4)танцевать красиво, 5) выглянувший из- за туч.

        

1

2        

3

4

5

6

7

8

9

        

10        

                                9 класс.

1.В каком предложении сказуемое- составное глагольное.

  1. Мальчики решили ползти по одному.
  2. Вечером брат учил меня рисовать.
  3. Дворец казался островом печальным.

        2.Указать предложение, в котором есть прямое дополнение.

  1. Могучая река скована тяжёлым морозом.
  2. Край нехоженых троп и непуганых птиц был разбужен отважным охотником.
  3. Андрей не отрывал от берёзы очарованного взгляда.

3. Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

        1)Небольшие домики появились на окраине среди начинающих кудрявиться деревьев.

        2)Лошади фыркая плыли через реку.

        3)Не прекращавшийся несколько дней снегопад ограничил видимость.

4. Отметьте номер предложения с речевыми ошибками.

  1. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас.
  2. Его скоропостижный отъезд удивил всех.
  3. Мальчик обладал хорошими музыкальными способностями.

5.В каком из приведённых словосочетаний связь – примыкание?

  1. клетчатый шарф, 2) недалеко от дома, 3) работать давно,
  1. верить людям, 5) разбросанный по берегу.

6. От какого слова нельзя образовать грамматические формы?

  1. смешной, 2) написать, 3) книга, 4) слегка, 5) пятый.

7. Найти существительное, у которого род определён неправильно.

  1. туфля-ж.р., 2) тюлень – м.р., 3) домина – м.р., 4)заборишко- ср. р., 5) тюль – м.р. .

8. Какой глагол имеет форму только совершенного вида?

  1. зарыть, 2) побежать, 3) созреть, 4) укрыть, 5) читать.

9. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

  1. война, 2) прадед, 3) юла, 4) тени, 5) боюсь.

10.Отметь номер слова, где пишется буква  е.

1)играть на роял…, 2) о Васили…, 3) печать на бандерол… ,

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Предварительный просмотр:

Виктор Владимирович Виноградов

(1895- 1969)

Русский филолог, академик, ученик А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, грамматике, о языке художественной литературы, занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией.

Александр Матвеевич Пешковский

(1878—1933)

Русский языковед. Его основные интересы лежали в области грамматики, и прежде всего синтаксиса. В 20-е годы создал оригинальные учебные книги для школьников и учителей.

Алексей Александрович Шахматов 

(1864 — 1920)

Русский языковед, академик. Работал в области истории и диалектологии русского и других славянских языков, изучал летописи, современный русский язык, возглавлял работу по созданию академического многотомного словаря и комиссию по реформе орфографии.

Лев Владимирович Щерба

(1880 - 1944)

Русский языковед, академик. Работал в области фонетики, орфоэпии, лексикологии, лексикографии, грамматики, принимал участие в составлении свода правил орфографии и пунктуации. В течение многих лет под редакцией Л. В. Щербы выходил школьный учебник русского языка.

Дмитрий        Николаевич        Ушаков

(1873—1942)

Русский лингвист. Работал в области диалектологии, орфографии, орфоэпии, был главным редактором

«Толкового словаря русского языка». Является автором «Орфографического словаря», которым и сегодня пользуются школьники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы по русскому языку

В помощь учителям при подготовке к урокам русского языка....

Опорные схемы по русскому языку

Составление опорных схем способствует развитию логического мышления учащихся, повышает их интеллектуальный уровень, расширяет кругозор....

Опорные схемы по русскому языку 5-9 классы

Опорные схемы разработаны на основе орфографических правил по русскому языку за курс средней общеобразовательной школы. Могут быть использованы на уроках в виде презентаций для закрепления изученного ...

Тематические опорные схемы по немецкому языку

Ситуативные опорные схемы для развития речевых умений, отработки языкового (лексического)  материала.Цель использования опор: используя жизненный и речевой опыт ученика, помочь ему построит...

Таблицы, схемы по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

Таблицы и схемы, которые помогут для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Использованы материалы учебников по русскому языку 5 -11 классов, также алгоритмы действий и теоретический материал из книги Г....

Статья на тему: " Опорные схемы по русскому языку как средство повышения эффективности усвоения учебного материала"

Данная статья - это обобщение моего опыта по применению опорных схем, используемых на уроках русского языка в 5 - 7 классах основной школы.Представленный вид опорных схем является моей собственной раз...

Опорные схемы по русскому языку

Опорные схемы по темам: "Наречие", "Союз", "Частица", "Степени сравнения прилагательных", "Разряды имен прилагательных", "Правописание наречий&qu...