Главные вкладки

    Урок «Подготовка к написанию сжатого изложения «Географические названия» по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс
    план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

    Шаньгина Наталья Николаевна

    Урок подготовки учащихся к написанию сжатого изложения текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_7_klass.docx26.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Нягань

    «Средняя общеобразовательная школа №14»

    Тема урока

    «Подготовка к написанию сжатого изложения «Географические названия»

    по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.

    Тростенцова Л.А.  и др.

    Русский язык. 7 класс

    Тип урока: объяснение нового материала.

    Цель: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения текста.

    Задачи:

    1)Обучающая: подготовка учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с выделением главного и второстепенного); особенности композиции, языка и стиля.

    2)Развивающая: развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста.

    3)Воспитательная: воспитание личностных качеств учащихся на примере художественного текста.

    Оборудование урока: текст изложения 1 экземпляр для каждого учащегося, тексты памяток написания изложений.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Объявление темы и постановка целей урока.
    3. Объяснение нового материала.

    Определение понятия сжатое изложение текста:

    По способу передачи содержания текста различают три вида изложений: подробное или близкое к тексту, выборочное и сжатое.

    – Что значит: пересказать текст подробно, сжато?
    Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (подробности) или обобщим отдельные факты, действия. 

    Например, рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо моментов уточнения. В каких ситуациях может это потребоваться? Это, например, сообщение учителя в момент анализа ваших контрольных работ на уроке, или обзор новых книг, вышедших из печати и т. д. На уроках вы учитесь выделять самое главное в текстах.

    Эти умения помогут в написании сжатого изложения.
    Сжатое изложение текста – это  краткое  изложение, с выделением  самого главного, без подробностей и каких-либо моментов уточнения. Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни.

    Формирование умений по написанию сжатого изложения.

    1. Ознакомление учащихся с памятками написания изложений.
    Памятка «Как работать над сжатым изложением»:
    1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства.
    2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
    3. Выделить в тексте все части.
    4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
    5. Составить план сжатого изложения.
    6. В каждой части текста отметить главное.
    7. Отметить то, что можно объединить.
    8. Подобрать обобщающие слова и предложения.
    9. Изложить сжато каждую часть.
    10. Подумать, как связать части между собой.
    11. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано.
    2.Чтение текста учителем.

    1. Имена        рек - старейшины в мире географических названий; я имею при этом в виду имена больших, самых прославленных рек Земли.
    2. Древние        люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места. (З) Бывало по-разному. (4)То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко: воды озера сливались с могучим потоком, растворялись в нем без следа. (5)То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населением, (6)Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.

    (7)Мы не знаем в точности, почему они так поступали. (8)Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием. (9)Может быть, просто реку труднее перекрестить по-новому: ее имя так же длинно, как она сама; оно течет вместе с нею через области и страны; поди замени его на всем протяжении его пути!

    (10)Так или иначе — великие водные дороги всюду и везде постоянно носят и сегодня имена, созданные в глубочайшей древности. (11)0ни переходят от народа к народу, от эпохи к эпохе. (12)Первоначальный их смысл забывается тысячекратно, а они все живут.

     (По Л. Успенскому)

    3.Анализ текста (проводится в форме беседы, включает в себя составление плана, подбор рабочих материалов).

    Беседа.

    1. О чем говорится в этом тексте? (о названии рек).
    2. Чем отличаются имена крупных рек от названий других географических объектов? (они почти никогда не менялись).
    3. Какой тип текста используется в этом тексте? (повествование).
    4. Почему автор называет СТАРЕЙШИНАМИ имена рек в этом тексте (предложение № 1)? (названия рек занимают особое, почетное место в ряду других географических названий).

    Автор сочетает информативную насыщенность с эмоциональной выразительностью, использует слова высокого стиля («благоговейно» из предложения № 6), сравнение («как шумная река»). Слово разговорного стиля («поди» из предложения № 9) придает тексту интонацию доверительно-непринужденной беседы.

    4.Сжатие текста и составление плана.

    - Из каких смысловых частей состоит этот текст?

    - Перед вами стоит задача: написать сжатое изложение. Следовательно, вы должны сократить каждую часть текста. Оставить самое главное и отбросить второстепенное. Остановимся на первой части.

    - Найдите ключевые слова, в которых выражена главная мысль первой части.

    Для составления плана озаглавьте первую часть, опираясь на ключевые слова.

    - Найдите слова, в которых выражена главная мысль второй  части.

    - Озаглавьте вторую часть, опираясь на ключевые слова 

    - Что является главным в третьей части?

    - Озаглавьте третью часть.

    - Найдите слова, в которых выражена главная мысль четвёртой части.

    5.План сжатого изложения:

    1. Имена рек - старейшины в мире географических названий.
    2. Древние люди боролись за удобные для жизни места, переносили свои названия, но сохраняли названия больших потоков.
    3. Пришельцы почему-то никогда не меняли названия  больших рек.
    4. Великие водные дороги носят свои имена с древности.

    6.Пересказ по плану.

    Каждый абзац плана учащиеся пересказывают с учетом сжатия текста, сохраняя его микротему, лексику этого отрывка, стилевую значимость.

    7.Орфографическая и пунктуационная подготовка.

    1. Словарная работа.
    Прославленных, свирепостью, перебирались, современники, по-разному, по-новому, ворвавшаяся (река), растворялись, песчаной, пустошь, благоговейно, предшественники, (имя) длинно, на протяжении, тысячекратно.

    2.  Синтаксический разбор предложений, объяснение постановки знаков препинания.

    - Имена рек - старейшины в мире географических названий.

    - Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места.

    - То племя натекало на племя, как шумная река, ворвавшаяся в малое озерко.

    - То пришельцы растекались по новому месту, как по болоту или песчаной пустыне, теряясь в ее песках, смешиваясь со старым населением.

    - Мы не знаем в точности, почему они так поступали.

    - Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием.

    8.Повторное чтение текста учителем.
    Ученики переходят к выполнению работы: по составленному плану учащиеся пишут сжатое изложение.

    Пример сжатого текста. 

            Имена больших рек - старейшины в мире географических названий.

    Древние люди, пытаясь найти  самое удобное  место для  жизни, перебирались с места на место.

            Пришельцы, захватывая новые места, меняли названия почти всех географических названий, но всегда сохраняли  названия больших рек.

            Мы не знаем, почему они так поступали. Может быть, они боялись обидеть богов чужих рек. Может быть, реку трудно переименовывать, потому что она протекает через многие области и страны.

            Так или иначе названия рек сохраняются на всём протяжении их пути, переходя от народа к народу.

    IV.Подведение итогов урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

    Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

    Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

    Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

    Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

    Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...

    Планы-конспекты уроков подготовки к написанию сжатого изложения в 9 классе

    Предлагаемый материал можно использовать на этапе подготовки к написаниюсжатого изложения в 9 классе. Уровень сложности для детей - средний.Способствует развитию познавательных интересов и формир...