урок русского языка по теме "Имя числительное"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Надежда Владимировна Малышева

Уроки  русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное": числительное как часть речи, простые и составные числительные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_dlya_sayta.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Имя числительное как часть речи (урок 1).

Цели:

 - .познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.

 -  дать представление о разрядах числительных;

 -  сформировать умение находить числительное среди других частей речи со значением числа;

 - развивать умение обобщать, понимать и решать поставленные задачи;

 -  воспитывать творческие способности учащихся, развивать их речь.

1 Организационный момент.

2 Орфографическая разминка (у доски).

Песчаный пляж; совсем не аккуратный; ярко-серебряный небосвод; рассмотреть ожог; разрослась на грядке; предлагал помощь; белорусский трикотаж; камышовые заросли; прикоснулся к ветке.

3 Синтаксическая разминка (у доски).

1). Был ясный январский день, снег сверкал и переливался в ярких солнечных лучах серебряными блёстками.

2). У крыльца комендантского дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргизской породы.

3). На небольшом, но разросшемся  кусте крыжовника я рассмотрел уютное гнёздышко, в котором пищали шесть птенцов синицы.

4 Объяснение нового материала.

 - Определите все части речи в последнем предложении. Какие слова заставили вас задуматься? (разросшемся, шесть).

 - Слово ШЕСТЬ относится к той части речи, которую мы сегодня будем с вами изучать. Это – ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

 - Все цифры, которые мы встречаем в речи, относятся к именам числительным. Попробуете привести примеры? (примеры учащихся)

 - НО!!! Есть и ловушки. Есть слова, в состав которых входят числа, но слова, однако, не являются числительными (постановка проблемы).

5 Отличие числительных от других частей речи.

 - Поиграем? Я читаю слова разных частей речи, а вы разносите их по четырём колонкам.


существительные

прилагательные

глаголы

числительные

Двойня, двойка, пятерня, пятак, тройня.

Пятиэтажный, пятилетний, одинокий, двузначный, шестидневный.

Утроить, раздваиваться, спарить, удесятерить, сдвоить.

Трое, пять, седьмой, один, двадцать пятое.

 - Проверим, кто справился без ошибок?

 - Попробуйте устно составить предложения с числительными и определить их синтаксическую роль.

6 Вывод по теме.

 - Какой вывод можно сделать? (Числительное – это часть речи, которая помогает при счёте, обозначает количество чего-либо, порядок при счёте. Числительные могут отвечать на вопросы сколько? и какой? В предложении выполняют роль разных членов). Молодцы!

 - Проверим себя по учебнику, правы ли мы? Ничего не упустили?

 - Из правила в учебнике вы узнали, что имена числительные делятся на КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ и ПОРЯДКОВЫЕ.

 - Как отличить количественные числительные от порядковых? – Очень просто!  - Количество – сколько? Порядок – какой?

 - Приведите примеры количественных и порядковых числительных (устно).

7 Работа на закрепление.

Упражнение № 346.

8 Итоги.

9 Д / З. – записать 5 – 7 предложений – названий сказок, в которых встречаются имена числительные, определить разряд числительного. Например: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «12 месяцев», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Д”Артаньян и три мушкетёра», «Три пальмы».


 Урок русского языка в 6 классе.

Имя числительное как часть речи (урок 2).

Цели:

 - вспомнить, что такое имя числительное, какие разряды числительных узнали;

 -  дать представление о разрядах числительных.

- развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы.

 -  воспитывать творческие способности учащихся.

1 Организационный момент.

2 Проверка домашнего задания.

3 Работа по развитию мышления, речи.

 - Вспомните и запишите 5 – 7 пословиц и поговорок, в которых встречаются имена числительные. Не забудьте объяснить значение пословиц (устно, при проверке).

Например:

1) Один в поле – не воин.

2) Семеро одного не ждут.

3) Ум – хорошо, а два – лучше.

4) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

5) Два сапога – пара.

6) Семь раз отмерь – один отрежь.

7) Двумя ложками кашу не едят.

8) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4 Работа с загадками. Найдите в загадке числительные, определите разряд (устная работа).

1) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)
2) Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет (дождь, земля, трава)
3) Четыре брата бегут, бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
4) Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол)
5) Семь ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка. (Ноты).

6) Хоть имеет он три глаза, но не смотрит всеми сразу, а глядит всегда одним, ну а мы следим за ним.

7) Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись мальчики в темные чуланчики. Каждый мальчик в свой чуланчик. (Пальцы и перчатки).

8) Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, словно каменная! (Коньки, лед)

9) Тридцать два братца молотят, а один поворачивает. (Зубы и язык)

10) Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом. Коротышка - только раз, та, что выше, - каждый час. (Стрелки часов)

5 Работа с текстом. Запишите текст, найдите числительные, определите их разряд.

Мы часто слышим и говорим «волчий аппетит». Волк, если он голоден, может съесть за один раз 10-11 килограммов мяса. Но самый прожорливый хищник – это тигр. Он может съесть сразу 50 кг мяса.

Гораздо больше аппетит у травоядных. Слон каждый день съедает 360 кг корма и выпивает 85 литров воды.

Мировой рекорд принадлежит китам. Кит за сутки съедает 5-10 тонн планктона. А детёныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока.

6 Итоги. Д / З. (выписать из энциклопедии 5-7 предложений с числительными о животном или растительном мире).


Урок русского языка в 6 классе.

Имя числительное. Простые и составные числительные.

Цели:

 - вспомнить, что такое имя числительное, какие разряды числительных изучили;

 -  дать представление о простых и составных числительных;

- развивать речь учащихся, мышление;

 -  воспитывать творческие способности учащихся.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3 Синтаксическая разминка.

1). Около трёхсот миллионов лет назад наша Земля была не такой, как теперь: некоторые деревья достигали почти до сорока метров.

2). В четыре часа утра в тайге просыпаются светлоголовые пеночки, а в пятом часу вдруг разносятся звонкие трели дрозда.

3). Разные виды птиц живут на Земле, из них семьсот семьдесят обитают в России.

4). Всех птиц, конечно, никто не считал, но предполагается, что их примерно сто миллиардов.

5). Мелкие птички живут от четырёх до десяти лет, а вороны, ястребы и соколы доживают до тридцати лет.

4 Объяснение нового материала.

 - Назовите числительные, которые встретились в предложениях. Запишите их цифрами. Мы видим, что некоторые цифры  - простые, а некоторые – составные. Так же и имена числительные.

 - Попробуйте сформулировать правило: ПРОСТЫЕ числительные – это…, СОСТАВНЫЕ числительные – это…   Проверим себя по учебнику (§ 60, стр. 141).

 - Приведите примеры составных числительных (устно).

«Ловушка учителя»:

 - числительные 11, 12, 13, 14, 15… - простые или составные? (сложные - это числительные, основа которых производна и состоит из простого числительного и суффикса или двух простых основ (тринадцать, тридцать, триста и т.п.);

5 Работа по развитию речи.

 - Составьте три предложения на тему «Зимние каникулы», используя только составные числительные. (Сначала устно, а лучший вариант – письменно).

 - Проверим, что получилось. Например: Тридцать первого декабря наша семья готовилась к встрече Нового 2013 года. Двадцать первый век – век развития электроники, техники и, конечно же, пиротехники. В Новогоднюю ночь мы с семьёй и друзьями зажгли двадцать пять бенгальских огней, взорвали тридцать восемь хлопушек, а из нескольких петард вылетела двадцать одна сияющая звёздочка.

6 Игра «Найди числительное». На доске записаны слова, в которых «спрятались» цифры. Определить часть речи и найти число.

Подвал, внутри, смотришь, одинокий, одиночество, опять, триумф, сотри,

семья, сорока, стол, крестоносец, трибуна, сороконожка, стоматолог, ласточка, интрига, витрина, восток, достопримечательность, место, стоянка, постовой, мостовая, частокол, сторож, постоялец, простор, патриот, электрик, родинка, трикотаж, миллионер.

7 Из истории числительного миллион.

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 в Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состоит из итальянского мили, означающего «тысяча», и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу  - ИЩ -  (домище, ручища). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

8 Работа с текстом. Записать текст, выделить орфограммы, определить разряд числительных.

Растительный и животный мир необычайно богат в районе экватора, где выпадает много дождей. Здесь располагаются влажные экваториальные леса. Деревья в них растут с поразительной быстротой и за 10 – 15 лет достигают тридцати – сорока пяти метров. Таких размеров деревья наших лесов достигают только к ста пятидесяти – двумстам годам.

9 Итоги.

10 Д / З. Упржнение № 351.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Урок русского языка "Склонение порядковых числительных"

Использован краеведческий материал как дидактический материал урока....

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

Конспект урока русского языка "Разряды количественных числительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе  "Разряды количественных числительных"....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...