Морфемика как раздел науки о языке
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

 

                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №19 г. Курганинска

 

 

 

 

 

                               Урок русского языка

              « Морфемика как раздел науки о языке»

                           ( для учащихся 5 класса)

                                                                                                                                                                          подготовила учитель русского языка

                                                                                                                                                                          и литературы Баженова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: « Морфемика как раздел науки о языке»

Цель:  сформировать представление о морфемике как разделе науки о языке

Задачи: -  научить школьников обоснованно выделять орфограммы,

              -  сформировать  умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня,

               - воспитать осознание неповторимости природы в любое время года.

                                                           Ход урока.

1 Организационный момент. Приветствие, определение целей, задач урока.

2 Проверка домашнего  задания.  Параллельно ученик работает  у доски с деформированным текстом.

               Со…нце  спряталось  (за)ситцевой  (за)навескою н…бес,

                Ч…рно-бурою л…сицею  (под)горой улегся лес.

Проверяет  выполненную у доски работу другой ученик. Отработка орфограммы безударной гласной, проверяемой в корне,  разграничение приставок и предлогов при самостоятельных частях речи.  Фронтальный опрос:

- ребята, перед вами простое или сложное предложение?

- назовите основы?

- какие языковые средства художественной выразительности использует в данном тексте?

- кто автор этих стихотворных строк?

3 Работа у доски. Найти четвертое «лишнее». Цель данного задания-повторить  материал, изученный в разделе «Лексика»

ДОБЫЙ,

ЗЛОЙ,

МИЛОСЕРДНЫЙ,

ЗАБОТЛИВЫЙ

Фронтальный опрос: -так какие слова мы называем антонимами, синонимами?

                                         - какой раздел их изучает?

                                        -  какие разделы мы изучили свами еще?

                                       - что является объектом их изучения?

4 Словарная работа  по определению лексического значения слов, предложенных в задании  на нахождение  четвертого «лишнего», и  определению  типов  орфограмм в словах милосердный  и заботливый.  Работа по развитию речи дифференцированная: сильные учащиеся с предложенными словами составляют два сложных предложения, доказывая это указанием основ, а слабоуспевающие составляют простые предложения с указанием известных случаев осложнения обращениями или однородными членами.

5 Объяснение нового материала на примере анализируемых слов.

Ребята, давайте слова милосердный и заботливый разберем  по составу. Из  каких частей могут состоять слова? Как эти части называются? Какая часть самая главная? Почему?  (учащихся необходимо привести к выводу, что в корне заключается лексическое значение однокоренных слов). Для чего служат приставка, суффикс,  окончание? ( учащихся надо привести к выводу о том, что приставка, суффикс позволяют образовывать новые лова, а окончание - формы слова,  в этом помогут выданные  заранее карточки .

КАРТОЧКА№1.

Формы  слова

Однокоренные лова

          ???

           ???

ЛЕС

ЛЕСОМ

ЛЕСАМИ

ЛЕСУ

ВОДА
ВОДИЧКА
ВОДЯНОЙ
ПОДВОДНЫЙ

ОКРУЖНОСТЬ

ЗАКРУЖИТЬСЯ

ОКРУЖНОЙ

КРУГЛЫЙ (Ж//Г)

ЗАДЕМАЕШЬ

ЗАДУМАЕМ

ЗАДУМА

ЗАДУМАЮТ

Итак, ребята, каждая часть слова важна, нужна, выполняет определенные функции. Приставка, корень, суффикс, окончание называются морфемами, поэтому  и раздел их изучающий называется «Мофемика». Сделаем соответствующие пометки в справочнике (это специальная тетрадь, в которой учащиеся фиксируют  схемы, определения, слова-исключения, порядок разборов и др.)

6 Работа по учебнику. Чтение теоретического материала в соответствующем параграфе и сопоставление прочитанного с  разобранным  на уроке.

7 Закрепление через объяснительный диктант ( учащиеся в каждом слове выделяют ту часть слова, в которой встречается ранее изученная орфограмма, что позволяет учащемуся  повторить правописание и отрабатывать навык обозначения соответствующих морфем в слове)

Закричать, объезд, внесешь,  пробежка, задуматься, тропинка,  соловьиная,  помощник, задержался,  подбирать.

8 Подведение итогов  урока самими учащимися через наводящие вопросы:

- что нового узнали?

- какие орфограммы повторили?...

9 Комментарий отметок.

10 Домашнее задание по учебнику с указанием изученного параграфа, номера упражнения для всех обязательного и дополнительного задания  проблемно-поискового характера ( например, подберите 15 однокоренных слов с корнем –друг-, указав возможные чередования)  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №19 г. Курганинска

                               Урок русского языка

              « Морфемика как раздел науки о языке»

                           ( для учащихся 5 класса)

                                                                                                 подготовила учитель русского языка

                                                                                                 и литературы Баженова Н.В.

Тема урока: « Морфемика как раздел науки о языке»

Цель:  сформировать представление о морфемике как разделе науки о языке

Задачи: -  научить школьников обоснованно выделять орфограммы,

              -  сформировать  умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня,

               - воспитать осознание неповторимости природы в любое время года.

                                                           Ход урока.

1 Организационный момент. Приветствие, определение целей, задач урока.

2 Проверка домашнего  задания.  Параллельно ученик работает  у доски с деформированным текстом.

               Со…нце  спряталось  (за)ситцевой  (за)навескою н…бес,

                Ч…рно-бурою л…сицею  (под)горой улегся лес.

Проверяет  выполненную у доски работу другой ученик. Отработка орфограммы безударной гласной, проверяемой в корне,  разграничение приставок и предлогов при самостоятельных частях речи.  Фронтальный опрос:

- ребята, перед вами простое или сложное предложение?

- назовите основы?

- какие языковые средства художественной выразительности использует в данном тексте?

- кто автор этих стихотворных строк?

3 Работа у доски. Найти четвертое «лишнее». Цель данного задания-повторить  материал, изученный в разделе «Лексика»

ДОБЫЙ,

ЗЛОЙ,

МИЛОСЕРДНЫЙ,

ЗАБОТЛИВЫЙ

Фронтальный опрос: -так какие слова мы называем антонимами, синонимами?

                                         - какой раздел их изучает?

                                        -  какие разделы мы изучили свами еще?

                                       - что является объектом их изучения?

4 Словарная работа  по определению лексического значения слов, предложенных в задании  на нахождение  четвертого «лишнего», и  определению  типов  орфограмм в словах милосердный  и заботливый.  Работа по развитию речи дифференцированная: сильные учащиеся с предложенными словами составляют два сложных предложения, доказывая это указанием основ, а слабоуспевающие составляют простые предложения с указанием известных случаев осложнения обращениями или однородными членами.

5 Объяснение нового материала на примере анализируемых слов.

Ребята, давайте слова милосердный и заботливый разберем  по составу. Из  каких частей могут состоять слова? Как эти части называются? Какая часть самая главная? Почему?  (учащихся необходимо привести к выводу, что в корне заключается лексическое значение однокоренных слов). Для чего служат приставка, суффикс,  окончание? ( учащихся надо привести к выводу о том, что приставка, суффикс позволяют образовывать новые лова, а окончание - формы слова,  в этом помогут выданные  заранее карточки .

КАРТОЧКА№1.

Формы  слова

Однокоренные лова

          ???

           ???

ЛЕС

ЛЕСОМ

ЛЕСАМИ

ЛЕСУ

ВОДА
ВОДИЧКА
ВОДЯНОЙ
ПОДВОДНЫЙ

ОКРУЖНОСТЬ

ЗАКРУЖИТЬСЯ

ОКРУЖНОЙ

КРУГЛЫЙ (Ж//Г)

ЗАДЕМАЕШЬ

ЗАДУМАЕМ

ЗАДУМА

ЗАДУМАЮТ

Итак, ребята, каждая часть слова важна, нужна, выполняет определенные функции. Приставка, корень, суффикс, окончание называются морфемами, поэтому  и раздел их изучающий называется «Мофемика». Сделаем соответствующие пометки в справочнике (это специальная тетрадь, в которой учащиеся фиксируют  схемы, определения, слова-исключения, порядок разборов и др.)

6 Работа по учебнику. Чтение теоретического материала в соответствующем параграфе и сопоставление прочитанного с  разобранным  на уроке.

7 Закрепление через объяснительный диктант ( учащиеся в каждом слове выделяют ту часть слова, в которой встречается ранее изученная орфограмма, что позволяет учащемуся  повторить правописание и отрабатывать навык обозначения соответствующих морфем в слове)

Закричать, объезд, внесешь,  пробежка, задуматься, тропинка,  соловьиная,  помощник, задержался,  подбирать.

8 Подведение итогов  урока самими учащимися через наводящие вопросы:

- что нового узнали?

- какие орфограммы повторили?...

9 Комментарий отметок.

10 Домашнее задание по учебнику с указанием изученного параграфа, номера упражнения для всех обязательного и дополнительного задания  проблемно-поискового характера ( например, подберите 15 однокоренных слов с корнем –друг-, указав возможные чередования)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска

Урок русского языка в 7 классе "Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация" Харченко О.Е. МОУСОШ №2 г.Буденновска...

Урок русского языка в 7 классе на тему "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"

Урок построен так, чтобы в игровой форме ученики могли вспомнить разделы языкознания, выполнить практические задания и осуществить самопроверку работы....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"

Данная презентация используется на уроке с целью организации самопроверки заданий, выполненных учениками....

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков.В письменной же речи русского языка...

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...