занятие кружка по русскому языку "Все растет из корня"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Петрова Ираида Валентиновна

Разработка занятия кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyo_rastet_iz_kornya.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

“Всё растет из корня”

Первый этап. Во вступительной беседе учитель рассказывает учащимся о том, как важно уметь находить корень в слове, чтобы правильно и разобрать слово по составу, и написать его. Как ствол и ветви растут  из корня, так и родственные слова образовались из одного корня. В русском языке много мы найдем основных слов (коренных) , как, например: вода, ходить, лес, раз, дело и др., из которых образовались целые семьи “родственников”.
        В некоторых семьях насчитывается по несколько десятков слов. От слова
дело произошли делать, наделать, разделять, подделать, раздел, придел, предел, безделие, деляга, делец, деловитый, дельный, по-деловому и многие другие.
        Родство слов иногда обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни “запрятаны”, как глубоко бывают скрыты под землёй и корни дерева. Поэтому приходится другой раз основательно “покопаться”, чтобы обнаружить такой притаившийся корень.
        “Копаясь” среди корней, можно узнать много интересного. Мы откроем, например, что
подушка – это то, что кладут под ушко, что слово это родственно словам наушники и ушанка. Мы узнаем также, почему такие близкие по назначению вещи, как перчатка и рукавица, имеют разные названия. Оказывается, перчатка произошла от древнерусского слова  перст (палец), по-современному было бы удобнее перчатку назвать пальчаткой  (то, что надевают на пальцы). Рукавица же надевается на всю руку.
        Учитель читает медленно и чётко стихотворение С. Погореловского “Снежная сказка”, учащиеся находят и называют “снежные” (однокоренные) слова.

Проплясали по снегам
Снежные
метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У
заснеженной реки
В
снежном переулке
Звонко носятся
снежки,
Режут лёд с
негурки.

       Далее учитель говорит детям, что не всегда слова, имеющие одинаковый, схожий по внешнему виду корень, являются родственными. Для примера анализируется слова с омонимичными корнями в следующем отрывке, который написан заранее на плакате или доске:

Летят перелётные птицы
Ушедшее
лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу
улетать.

( М. Исаковский.)

       Учащиеся убеждаются, что слова  летят, перелетные, улетать не тождественны по смыслу и значению слову л е т о, значит, и корни в них разные.
      Одна из учениц читает потом наизусть стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова “Я друзей нарисовала.”

У меня друзей немало,
Но я их всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Варя варит,
Валя валит,
Света светит,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь.

        Выясняется вопрос, будут ли однокоренными слова  Коля и колет, Варя и варит и др. Ученица повторно читает стихотворение, а ребята находят действительно родственные слова (их можно записать на доске и разобрать) :  друзей – подружку, нарисовала – подрисую, тонет – утонуть.
       
Второй этап.  Почему мы так говорим?
         Учащиеся выступают и рассказывают о происхождении выражений:
за пояс заткнуть, не солоно хлебавший, спустя рукава ( по книге “Занимательная грамматика”).
       
Третий этап. Задачи и игры.
         1. Найдите корни и укажите различие в смысле слов:
сад – роща, плетень – частокол.
         
2. Как зовут детёнышей галки, утки, совы, курицы, лисы, волчицы, коровы, свиньи, тигра?
              Какие из слов родственные?
         3. Будут ли одинаковыми слова:
переносица  и переноска, ножницы  и треножник? Проверьте себя, подобрав к ним родственные слова.

Два – третье лишнее
( И г р а)

На доске записаны группы слов:
а) вода, водитель, наводнение;
б) горец, горе, гористый;
в) гора, гореть, загорелый;
г) рисунок, рисовый, зарисовка;
д) носилки, носатый, поднос.
Учащиеся должны вычеркнуть слова, неродственные двум другим, и обосновать свое решение.

Кто больше?
( И г р а)

На доске записано слово  ход. По сигналу ведущего участники игры придумывают родственные слова с корнем ход. Через пять минут запись прекращается. Выигрывает тот, у кого будет записано больше слов с этим корнем.

Кто быстрее?
( Э с т а ф е т а  о д н о к о р е н н ы х  с л о в)

Для игры заготавливаются две картонные полосы типа напорного полотна с 8-10 кармашками, идущими в один ряд по вертикали. На карточках (размер 5Х20 см), которые во время игры вставляются в кармашки, написаны слова с омонимичными корнями, например: вода, водяной,наводнение, водоём, подводный, водянистый, водянка, заводь, безводный  и  водить, завод, водитель, наводчик, провод, заводить, водящий, заводной, подводил.
Играющие делятся на две команды. Картонные полосы укрепляются слева и справа на доске. Учитель вставляет каждую из полос по карточке с корнями  вода  и  водить. Остальные карточки в произвольном порядке лежат на столе. Одна команда подбирает однокоренные слова к слову вода, другая – к слову – водить.
По сигналу учителя к столу выходит игрок из каждой команды, отыскивает нужное слово и, вставив в полосу под коренным, садится на место. Только после этого другой участник этой же команды имеет право выходить к столу и искать следующее слово. За правильно найденное слово команде начисляется одно очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков и быстрее выполнившая задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие кружка по русскому языку "Кладовая" слов русского языка"

Данное занятие проводилось на районном семинаре и было посвящено рассмотрению вопроса, поиогают ли пословицы формировать нравственные ценности человека....

занимательный материал для занятий кружка по русскому языку

Занимательные упражнения на занятиях кружка по русскому языку...

Возникновение письменности. Занятие кружка "Занимательный русский язык" в 6 классе.

Учащиеся знакомятся с пиктографией,  иероглифами,  клинописью....

Архаизмы и историзмы. Занятие кружка "Занимательный русский язык" в 6 классе

Внеклассное занятие об архаизации слов и тематических группах историзмов....

Конспект занятия кружка "Создание русского флота"

Конспект занятия «Создание русского флота» (по программе дополнительного образования «Морская слава России» педагога дополнительного образования Мельничук Е.М.)...