Занятия проектно-исследовательской деятельностью с группой учащихся.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Супрун Марина Ивановна

Цель данной работы  - представить одну из методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов, основанную одновременно  на групповой работе и  индивидуальном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия проектно-исследовательской деятельностью с группой учащихся.

      Требование занятия проектной деятельностью является принципиально новым требованием  ФГОС. Интерес к проектной деятельности в настоящее время очень высок, и это объясняется прежде всего потребностью общества в неординарной творческой личности. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность. Такое включение имеет и немалое практическое значение: ребята приобщаются к миру науки, у них появляется возможность представить свои работы для участия в международных конкурсах, конференциях и семинарах, тем самым дети заранее готовятся выбрать свой профессиональный путь.

       Поэтому актуальность работы определяется  тем, что в настоящее время в России существует значительный потенциал для развития творческих способностей учащихся. Неоднократно доказывалось, сколь важна роль НОУ в развитии творческих способностей у учащихся, ведущих в дальнейшем к самораскрытию собственных возможностей, таланта и одарённости.

        Новизна идеи заключается в том, что создаётся возможность заниматься исследованием  не с одним ребёнком, а сразу с группой учеников  на одном материале, что позволит вовлечь в деятельность НОУ большее  число детей.

       Бытует мнение, что с учащимися 5-6 классов заниматься научно-исследовательской деятельностью нецелесообразно, так как  школьникам в этом возрасте доступна работа над рефератом, или, в лучшем случае – проектом.

Но такое мнение в корне неверно. Глубоко убеждена не только в необходимости, но и в успешности организации исследовательской деятельности на этом этапе обучения, ведь подростки в этом возрасте уже стремятся к самостоятельности, но еще не утратили детской непосредственности и любознательности.

Цель данной работы  - представить одну из методик организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов, основанную одновременно  на групповой работе и  индивидуальном подходе.

Как воплотить в жизнь любую научную идею?

Как известно, основными этапами работы, характерными для исследования в научной сфере являются:

- постановка проблемы (формулировка темы),

- изучение теории, связанной с выбранной темой,

- выдвижение гипотезы исследования,

- сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, оформление и представление выполненной работы.

Хочу подчеркнуть, что такая цепочка действий является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. 

На первом занятии по «Основам научно-исследовательской деятельности» объясняю ребятам, что представляет собой научное исследование, научно-исследовательский проект, чем они отличаются от реферата или доклада.

Важный этап - знакомство со структурой исследовательской работы. Ребята конспектируют основные элементы: что должно включать введение, из чего состоит основная часть, в чем суть заключения, как должен быть оформлен список литературы, что такое приложения, знакомятся с многообразием методов исследования.

Следующий шаг - необходимо доходчиво объяснить детям содержание основных понятий научно-исследовательской работы.

Объект исследования - это носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. Объектом исследования нашей группы можно считать русские  и зарубежные сказки о животных.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования и определяет тему работы. Предмет, интересующий нас, - это образ животного: медведя, зайца, лисы, кота, волка, для каждого юного исследователя свой предмет  и его воплощение в сказках разных народов

Прежде чем заниматься изучением материала, нужно выстроить гипотезу  - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. В нашем случае гипотеза такова: каждое животное в сказках воплощает те или иные черты характера, присущие человеку, причём  в сказках разных народов эти черты разные. Для доказательства выдвинутой гипотезы нам нужно решить конкретные задачи - шаги, ступеньки к достижению цели и подтверждению (опровержению) гипотезы.

Для закрепления полученных знаний поможет несложная методика – работа с карточками: после совместного обсуждения нескольких работ я раздаю карточки и предлагаю по командам заполнить пробелы. Например, в карточке обозначена тема работы, цель и задачи, а гипотезу нужно сформулировать самостоятельно. В другой карточке с той же темой обозначаются цель и гипотеза – нужно сформулировать задачи и т.д. Так мы получаем замечательную возможность обсудить несколько вариантов целей, задач и гипотез при одной и той же теме исследования.

После групповой работы над методологическим аппаратом исследования, изучением теоретического материала наступает этап индивидуальной работы над своей темой исследования, основанный на анализе сказок о животных. Причём, учащиеся могут работать на материале одних и тех же сказок, что-то обсуждать, делиться своими открытиями в процессе работы.

Таким образом, очевидно, что ученики 5-6 классов могут  получать основные навыки ведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Конечно, их работу нельзя еще назвать в полном смысле слова научным исследованием. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому процессу.

С другой стороны, получая навыки проведения научных исследований или создания проектов, ребята учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы, что позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тренингового занятия "Конфликтные слова - конфликтогены" для группы учащихся из 5 и 6 классов психолога НОУ школа «Ника» Лис Л.В.

В рамках работы по развитию и укреплению психологического здоровья школьников можно проводить тренинговое занятие "Конфликтные слова -  конфликтогены" для группы учеников из 5-х и 6 -х классов. В...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТЕМЕ «Формирование компетенции проектирования на основе информационно-коммуникационных технологий» ДЛЯ 10 класса

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно – ориентированного подхода  в методике преподавания английского  языка важную роль играет проек...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК РАЗРАБОТОК ЗАНЯТИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ

Сценарии занятий представлены 5 направлениями интеллектуального и технического творчества работы семейного клуба «Город мастеров». В занятиях большая роль отведена родителями учащихся, кот...