Выступление на кафедре.
статья по русскому языку на тему

Альбова Лидия Викторовна

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ТЕКСТ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_kafedre.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ТЕКСТ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

 Естественно, что информация о тексте в школьных учебниках и учебно-методической литературе минимизирована. Текст рассматривается в узком смысле на основе таких признаков, как связность, членимость и цельность. Как правило, в учебно-познавательной деятельности текст является предметом специального внимания школьников, только когда он предложен в качестве дидактического материала. Обычно им предлагаются фрагменты художественного текста, используемые как материал, на примере которого можно познакомиться с  лингвистическими понятиями, правилами и нормами, формировать грамматические, орфографические, пунктуационные умения и навыки. При этом объектом анализа оказываются лингвистические явления в тексте. Тексту как речевому феномену уделяется лишь незначительное внимание: в лучшем случае учащимся предлагается определить тему и основную мысль текста, выявить средства связи его частей или отдельных предложений.

Для того, чтобы можно было работе с текстом уделить больше внимания, лучше готовиться к сочинению в части С на ЕГЭ, в классах социально-экономического профиля ввели элективный курс «Анализ текста. Теория и практика».

С учащимися Б классов мы рассматриваем текст как основную единицу языка, наряду со словом, словосочетанием и предложением, выступающую как форма коммуникации, источник информации и средство обучения. Известны различные подходы к определению понятия «текст».

Языковед И.Р. Гальперин[1] рассматривает текст  как продукт речевой деятельности, функционально обусловленный, структурно оформленный, семантически завершенный: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (СФЕ), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку». Следует отметить, что приведенное определение представляет текст как в устной, так и в письменной форме. Соответственно. если наши ученики умеют составлять вторичные тексты на основе данных, то их можно называть объектом познавательной деятельности.


[1]

Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника.

Параграф школьного учебника как его структурная единица может включать разные по  способу предъявления, дидактическому назначению, объему, степени структурно-языковой сложности фрагменты текста. Причем каждый фрагмент, как правило, имеет определенное целевое назначение, относительно законченную структуру, тематически однороден, это дает возможность в учебных целях  интерпретировать текстовый фрагмент параграфа как текст.

По способу предъявления можно выделить вербальные и невербальные тексты. Вербальным называется текст, передающий информацию с помощью слов. Невербальным – текст, передающий информацию с помощью символов, представляющий ее в форме таблицы, схемы, графика, карты, рисунка и т. д.

По дидактическому назначению можно выделить информирующие и тренировочные тексты.

В общем виде типы учебно-научного текста можно представить в таблице.

Таблица

Типы учебно-научного текста в школьных учебниках  

Типы учебно-научного текста в школьных учебниках

По способу предъявления

По дидактическому назначению

вербальные  

невербальные

информирующие

тренировочные

словесный текст

таблица

схема

график

карта

рисунок

теоретические иллюстрирующие инструктирующие

обучающие контролирующие

 

Информирующие тексты выполняют разные функции – сообщения, передачи  информации, ее конкретизации, пояснения, а также установления порядка и способа выполнения определенного учебно-познавательного действия. Информирующие тексты рассматриваются не только как источник предметного знания, но и материал для формирования аналитических интеллектуально-речевых умений, источник развития познавательного опыта личности.  В зависимости от функции можно выделить теоретические, иллюстрирующие и  инструктирующие тексты.

Теоретические тексты содержат адаптированную в учебных целях научную информацию, объем и содержание которой определяются автором учебника в соответствии с программой конкретной учебной дисциплины. Теоретические тексты призваны сообщать новую теоретическую  информацию, обобщать уже известные сведения. К  этому типу текста следует отнести как вербальные тексты - определения понятий, правила, теоремы, характеристики или  описание процессов, явлений, фактов, так и невербальные - таблицы, схемы, графики, карты и др. Например:

Текст 1. Теорема.   В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

Доказательство. Рассмотрим равнобедренный треугольник АВС с основанием ВС и докажем, что <В=<С. Пусть АD — биссектриса треугольника AВС (рис. 64). Треугольники АВD и АСD равны по первому признаку равенства треугольников (АВ=АС по условию, АD — общая сторона, <1 = <2, так как АD — биссектриса). Из равенства этих треугольников следует, что <В=<С. Теорема доказана.

Иллюстрирующие тексты конкретизируют и разъясняют теоретические положения, представленные в теоретических текстах, способствуют их более полному и глубокому пониманию. Теоретические тексты призваны также активизировать познавательную деятельность школьников, привлекать их субъектный опыт, вызывать эмоциональный отклик. К этому типы текстов относятся описания конкретных фактов, явлений, опытов, сведения об ученых, выдержки из исторических документов, описания географических, физических реалий, рисунки, репродукции, фотографии, графики и др. Например:

Текст 1. Демонстрационный опыт. В сосуд с кислородом внесем ложечку с горящим фосфором. В процессе горения фосфора образуется белый туман — оксид фосфора (V). Извлечем ложечку, прильем в банку немного воды, плотно закроем ее и встряхнем. Чтобы убедиться в том, что произошла химическая реакция, воспользуемся индикатором. Но возьмем не фенолфталеин, как в случае с основаниями, а лакмус. Раствор лакмуса в воде имеет фиолетовый цвет. При приливании его в банку с раствором оксида фосфора (V) цвет индикатора изменяется на красный. Объяснить наблюдаемое явление поможет следующая запись:

4Р + 5О2 = 2Р2О5

Р2О5 + ЗН2О = 2Н3РО4

лакмус фиолетовый красный

Изменение окраски лакмуса в красный цвет свидетельствует об образовании кислоты.

Текст 2. Из каких основных частей состоят тексты?

Текст-повествование   обычно   состоит   из трёх частей:

1. Начало (или вводная часть).

2. Основная часть.  

3. Концовка.

Тень на дороге.

Стоял яркий солнечный день. Мы с братом шли через поле.

Вдруг на  дорогу  упала  тень.  Я  быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновенье хищник схватил ее  и взмыл в небо.

Этот случай мы запомнили надолго. (Т.Г. Рамзаева. Справочник. С.116-118).

Представленные тексты следует отнести к иллюстрирующим: текст 1 представляет собой описание химического опыта, который школьник может провести в лабораторных условиях; текст 2 иллюстрирует теоретическое положение конкретным примером.

Назначением          инструктирующих текстов  является организация познавательной деятельности учеников, указание последовательности выполнения действий при решении конкретной предметной задачи. К инструктирующим текстам относятся план анализа явлений, фактов, инструкция по применению правила, проведению опыта, алгоритм,  порядок разбора, задания к упражнениям  и т. д.

Например:

  1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
  2. Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
  3. В предложении деепричастие является обстоятельством.

Морфологический разбор деепричастия

План разбора

  1. Часть речи. Общее значение.

П. Морфологические признаки.

  1. Неизменяемость. 2. Вид.

          Ш. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Мересьев полз, задыхаясь, падая, теряя сознание. (Б. Полевой.)

Устный разбор

Задыхаясь – деепричастие.

Во-первых, обозначает добавочное действие: полз (как?), задыхаясь.

Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки:

неизменяемое, несовершенного вида.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Письменный разбор

Задыхаясь – деепричастие.

  1. Полз (как?), задыхаясь.

П. Морф. призн.: неизм. ф.,  несов. вид

Ш. Как полз? задыхаясь.

(Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык: Учебник для 7 класса.)

В приведенном примере определение понятия «деепричастие» является теоретическим текстом, так как в нем дана грамматическая характеристика  новой для школьников части речи. «Морфологический разбор деепричастия» представляет собой инструктирующий текст, поскольку в нем представлен порядок характеристики части речи. «Образец разбора» следует отнести к иллюстрирующим текстам, так как в нем на примере конкретного деепричастия даны речевые образцы устного и письменного разбора.

Тренировочные тексты школьных учебников призваны обеспечивать усвоение предметных знаний и формирование умений в объеме, предусмотренном программой конкретного учебного предмета, пробуждать познавательную активность школьника, развивать способность к рефлексии,  способствовать формированию осознанного отношения к своей познавательной деятельности. В зависимости от функции можно выделить обучающие и контролирующие тренировочные тексты.

Обучающие тренировочные тексты содержат специально организованный дидактический материал, обеспечивающий  формирование, закрепление и обобщение теоретических знаний и предметных умений и могут быть представлены как в вербальной, так и в невербальной форме. К обучающим текстам относятся тексты задач, упражнений, в том числе  изложений, математических и химических уравнений, тестовые задания, таблицы, схемы, контурные карты и др.

Например:

  1. Заполните таблицу приведенными ниже примерами, составьте схему каждого предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Запятая между однородными членами ставится:

Примеры

Схемы предложения

-если они соединены только интонацией

-перед противительными союзами

-перед второй частью составных союзов

-при повторяющихся союзах

Запятая между однородными членами не ставится:

-перед одиночным соединительным или разделительным союзом

-перед союзом, объединяющим однородные члены в пары

-если они соединены повторяющимся союзом И или НИ-НИ и образуют устойчивое сочетание

Из парка пахнуло грибной сыростью, еловой темнотой (В.В.Набоков).  2).  Матушка сидела в гостиной и разливала чай (Л.Н.Толстой). 3).  Карл Иванович никогда не снимал красной шапочки, но всякий раз спрашивал на это позволения (Л.Н.Толстой).  4). Всю ночь костер то разгорается, то гаснет (К.Г. Паустовский). 5). Мещерский край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами (К.Г.Паустовский). 6). По ночам можно услышать разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа (К.Г.Паустовский). 7). Щука могла не только задеть резиновую лодку пером, но и распороть ее, как бритвой (К.Г.Паустовский). 8). Сверчок не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек (К.Г.Паустовский). 9). Мал золотник, да дорог. 10). Ни днем ни ночью покоя нет! 11). Каждый раз  рыжие, черные, серые и былые с подпалинами коты берут дом в осаду (К.Г.Паустовский).

В приведенном примере сочетаются три типа текста: инструктирующий – задание к работе с таблицей,  обучающий – собственно таблица и дидактический материал для ее заполнения, теоретический – материал первого столбца таблицы. Инструктирующий текст указывает, какие действия необходимо выполнить школьнику. Причем предложена свернутая инструкция выполнения задания: не указано, что прежде чем заполнять таблицу, следует провести анализ приведенных в упражнении предложений. Обучающий – предлагает дидактический материал и ориентировочную основу действия – условия постановки знака препинания в предложениях с однородными членами. Интересно, что обучающий текст включает в себя информирующий – материал первого столбца таблицы.

Контролирующие тексты обеспечивают контроль усвоения предметных знаний и умений, готовности к осознанному выбору и применению наиболее эффективного способа действия, к рефлексии собственной познавательной деятельности. К контролирующим текстам относятся задания и вопросы для повторения и контроля, тестовые задания, тексты диктантов изложений, задач, контрольных  и лабораторных работ и др. Например, параграф 26 учебника «История Отечества» заканчивается следующими вопросами и заданиями:

1. В чем историческое значение образования единого Российского  государства? 2. Какова роль Ивана Ш в объединении страны и избавлении от иноземного ига? 3. Дайте оценку деятельности Русской православной церкви в преодолении феодальной раздробленности, в борьбе с игом.

В основе работы по формированию интеллектуально-речевых умений школьников лежит, как базовый, принцип межпредметной интеграции, который основан, в частности, на том,  что интеллектуально-речевая деятельность носит общеучебный характер, а поэтому в общем подходе не зависит от конкретного учебного предмета и должна быть направлена на достижение единой цели образования – формирование целостной картины мира. Успех обучения зависит от качества интеллектуально-речевой деятельности, от того, как ребенок владеет способами познания, в какой мере сформированы интеллектуально-речевые умения. Следовательно, в содержании    образования особая ответственность ложится на русский язык. Ведь  язык является не только универсальным средством познания, то есть формирования и существования знаний  о мире, но и средством овладения этими  знаниями. Кроме того, важно учитывать, что формирование языковой картины мира, как известно, предшествует формированию любой другой, математической, физической, биологической и т.д.

Реализация принципа межпредметной интеграции на деятельностном уровне проявляется  в следующем:

1. Язык и речь рассматриваются как способ и средство передачи и получения знаний, а учебно-научный текст – как важнейшая единица обучения и источник получения разнообразной информации.

2. Познавательная деятельность трактуется как деятельность текстовая, интеллектуально-речевая.  Средством освоения содержания  текста может выступать анализ, перекодирование предложенного текста, а также создание собственного высказывания. Таким образом, трактовка процесса познания связана с овладением текстовой деятельностью.

3. Важнейшую роль в этом играет система интеллектуально-речевых умений, формирование которых должно проходить от класса к классу во взаимосвязи и последовательно с целью определения содержания и организации аналитической, реконструктивной и продуктивной текстовой деятельности школьников.

4. Формирование  интеллектуально-речевых умений должно проходить не только на уроках  русского языка, но и на уроках  математики, физики, химии, истории, географии и т.д., а также на интегрированных уроках. Целенаправленное проведение таких уроков способствует усвоению как предметных, так и интеллектуально-речевых умений.

 

В основе работы по формированию интеллектуально-речевых умений школьников в условиях би-полилингвизма лежит, как базовый, принцип межпредметной интеграции, который основан, в частности, на том,  что интеллектуально-речевая деятельность носит общеучебный характер, а поэтому в общем подходе не зависит от конкретного учебного предмета и должна быть направлена на достижение единой цели образования – формирование целостной картины мира. Данный принцип обусловливает ориентацию программы формирования интеллектуально-речевых умений на обеспечение «структурного единства содержания школьного образования в целом» (3, с.27).

Успех обучения зависит  от качества интеллектуально-речевой деятельности, от того, как ребенок владеет способами познания, в какой мере сформированы интеллектуально-речевые умения. Следовательно, в содержании    образования особая ответственность ложится на русский  и казахский языки как учебные предметы. Ведь  язык является не только универсальным средством познания, то есть формирования и существования знаний  о мире, но и средством овладения этими  знаниями. Кроме того, важно учитывать, что формирование языковой картины мира, как известно, предшествует формированию любой другой, математической, физической, биологической и т.д. Это, с одной стороны,  определяет  ведущую роль языка в процессе обучения, а, с другой стороны, требует, чтобы изучение родного или вторичного языка обеспечивало не только овладение языковыми нормами, но и овладение приемами интеллектуально-речевой деятельности.

Реализация принципа межпредметной интеграции на деятельностном уровне проявляется  в следующем:

1. Язык и речь рассматриваются как способ и средство передачи и получения знаний, а учебно-научный текст – как важнейшая единица обучения и источник получения разнообразной информации как на родном, так и на вторичном языке.

2. Познавательная деятельность трактуется как деятельность текстовая, интеллектуально-речевая. Ее целью является понимание предметного содержания, изложенного в УНТ. Средством освоения этого содержания может выступать анализ, перекодирование предложенного текста, а также создание собственного высказывания. Таким образом, трактовка процесса познания связана с овладением текстовой деятельностью.

3. Важнейшую роль в ИРРШБП играет система интеллектуально-речевых умений, формирование которых должно проходить от класса к классу во взаимосвязи и последовательно с целью определения содержания и организации аналитической, реконструктивной и продуктивной текстовой деятельности школьников.

4. Формирование  интеллектуально-речевых умений должно проходить не только на уроках  русского языка, но и на уроках по математике, физике, химии, истории, географии и т.д., а также на интегрированных уроках.

Педагогическое сообщество постепенно готовится к изменениям в образовании ( с 1 сентября 2011 г. – нач. Кл., с 2015 г. – осн. школа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«России грозит графическая немота». Выступление куратора Кузьмина В.А. на методическом совете на кафедре «Технология обработки материалов потоками высоких энергий» на факультете №3 «МАТИ» - РГТУ имени К. Э. Циолковского.

Выступление куратора Кузьмина В.А. на методическом совете на кафедре «Технология обработки материалов потоками высоких энергий» на факультете №3 «МАТИ» - РГТУ имени К. Э. Циолковского....

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:Формирование социальной компетентности на уроках географии

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме"Формирование социальной компетентности на уроках географии"...

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме:"Организация предметной недели - на примере недели географии"

Выступление на кафедре естественно-математических наук по теме: "Организация предметной недели- на примере недели географии"...

Выступление на кафедре гуманитарного образования

Выступление на кафедре гуманитарного образования...

Выступления на кафедре гуманитарного образования

протоколы заседания кафедры гуманитарного образования...

Выступления на кафедре

Выступление на заседаниях кафедры учителей математики, информатики, физики....