Средства морфологии при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Трушина Лариса Владимировна

В таблице приводятся случаи использования средств морфологии в зависимости от их функций в речи при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr-va_morfologii_pri_argumentatsii.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование средств морфологии при аргументации собственного мнения в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему

Часть речи

Функции в речи

Средства аффиксации

Имя существительное

Номинативная, коммуникативная,

эмоционально- выразительная.

Существительные помогают точно выразить мысль, а умелое их использование придает речи выразительность и красоту.

С помощью  существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.

Суффиксы субъективной оценки с эмоциональными оттенками значений уменьшительности-ласкательности:

-ик, -чик (домик, моторчик);

 -к-а, -очк-а, -иц-а (ножка, корочка, сестрица);

-ц-е, -ц-о, -иц-е, -ец-о (болотце, платьице, ружьецо);

-ушк-о (-юшк-о), -ушк-а (-юшк-а), -ышк-о (хлебушко, полюшко, дедушка, хозяюшка, солнышко); 

-оньк-а (-еньк-а) (девонька, доченька);

пренебрежения:

 -ишк-о, -ишк-а, (возишко, землишка); -онк-а (-енк-а) (книжонка, избенка); увеличительности:

 -ищ-е, -ищ-а (волчище, ножища)

Имя прилагательное

Изобразительно-выразительная, выделительная, оценочная.

Имя прилагательное делает текст образным, живописным.
Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон  (по цвету,  форме,  размеру,  весу,  росту,  пространству); заключают в себе авторскую оценку.
Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.
 Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

Полные прилагательные могут выступать в роли: 

олицетворения («робкое падение снега»);

эпитетов яростный ветер…в облезших горах»);

метафоры или метафорического эпитета (со скрытым сравнением) («лимонный ломтик месяца») Краткие прилагательные, выступающие в роли сказуемого, выражают сообщение и превращают сочетание слов в предложение. (Характерно для  книжного стиля).

Суффиксы субъективной оценки с эмоционально-экспрессивной окраской.

уменьшительно-ласкательный оттенок:

-еньк-, -оньк- (синенький, мягонький); ласкательный оттенок:

-оватеньк-ий, -еватеньк-ий (беловатенький, синеватенький);

усилительно-ласкательный оттенок: ёхоньки-ий, -охонь-кий (скорёхонький, легохонький);

оттенок неполноты качества:

-оват-, -еват- (грубоватый, рыжеватый)

Глагол

Функции глаголов в русском языке разнообразны. Они могут называть:
• конкретное действие (рисовать, писать);
• движение и перемещение в пространстве (ходить, плавать);
• физическое и душевное состояние (спать, грустить);
• деятельность органов чувств (слышать, осязать);
• изменение состояния (краснеть, смущаться) и т.д.
 

     Глагол в русском языке выполняет не только свои прямые функции он также, по выражению Ю. Бондарева, обозначает «действенность характера», т.е. делает любое действие эмоционально окрашенным. Может быть, именно поэтому русская проза считается самой выразительной прозой в мире. А. Югов же считал глагол «самой огнепышущей, самой живой частью речи», в которой «струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка». И ведь не зря А. Пушкин призывал «жечь сердца людей» именно «глаголом», хотя слово и употреблено в несколько ином значении.

     Категория вида.

Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое завершилось достижением результата и является законченным.

Глаголы несовершенного вида не содержат указания на законченность действия.

     Категория наклонения.

Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальные, а в повелительном и условном – возможные, желательные, необходимые. С помощью различных форм наклонения автор противопоставляет окружающий мир внутреннему миру героя.

     Категория времени.

Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в настоящий  момент.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие предшествовало  моменту речи.

Глаголы в будущем времени выражают действие, которое совершится после   момента речи.

     Безличные глаголы.

Выражают действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (субъекта). Они могут выражать: явления природы (морозит, вечереет); физическое или психическое состояние человека (лихорадит, не хочется, знобит); действие неизвестной силы (носит, везёт, водит); действие стихийной силы (зпапорошило, замело, забило).

Причастие

В современном русском языке причастия широко используются в научном, публицистическом  и художественном стилях.

Изобразительная функция причастий наиболее наглядно проявляется при употреблении их в роли определений: Он [Левин] видел ее воспаленное, то недоумевающее и страдающее, то улыбающееся и успокаивающее его лицо (Л. Т.). Но и сказуемые, выраженные причастиями, тоже могут придавать особенную экспрессивность художественной речи: И ветер в круглое окно вливался влажною струею, – казалось, небо сожжено червонно-дымною зарею (Ахм.).

Причастные обороты очень часто выполняют экспрессивную функцию в художественной речи: Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской,…(Г.)

Деепричастие

Деепричастие обозначает дополнительное действие, связанное с действием основного глагола-сказуемого.

Деепричастия совершенного вида могут выражать динамику событий.

 Деепричастия несовершенного вида переносят нас во внутренний мир героя, в мысли, разворачивающиеся одновременно с происходящими событиями:

«Приехав домой, она спешила отослать заспанную девку, нехотя предлагавшую ей свою услугу, — сказала, что разденется сама, и с трепетом вошла к себе, надеясь найти там Германа и желая не найти его. [А. С. Пушкин. Пиковая дама]

      Препозитивные деепричастия совершенного вида являются одним из средств связности, соединяя ряд сюжетно связанных событий в линейной последовательности речи:

«Ворвавшись в подъезд, Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашел эту квартиру и позвонил нетерпеливо; Взяв щетку под мышку, Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара; … разломав молотком двери шкафа в этом же кабинете, бросилась в спальню. [4] Разбив зеркальный шкаф, она вытащила из него костюм критика и утопила его в ванне. [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита]

     Атрибутивно-характеризующую функцию выполняют деепричастия несовершенного вида, например, от глаголов, выражающих внешнее проявление внутреннего состояния героя (краснеть, бледнеть, улыбаться, хмуриться). Деепричастия типа краснея, улыбаясь, хмурясь, ухмыляясь часто употребляются с глаголами речи:

« …сказала она, почему-то краснея и опуская глазки [Л. Н. Толстой. Война и мир]

Наречие

По значению русские наречия делятся на несколько групп: наречия меры и степени (очень, чуть-чуть, совершенно), образа действия (потихоньку, вприпрыжку), места (вдали, рядом), времени (давно, вовремя), цели (нарочно, назло), причины (поневоле, сослепу).

Предикативные наречия употребляются в безличных предложениях в функции сказуемого; как правило, они передают значения эмоционального состояния: Ему было весело.

Наречия выполняют важную функция в речи: они уточняют грамматическую основу и делают сказанное или написанное более «объемным».

Наречия помогают точнее описывать действия, поведение, поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аргументация собственного мнения на ЕГЭ

Аргументы из художественных произведений...

Примеры аргументации собственного мнения в сочинении ЕГЭ

Здесь приведены примеры аргументации собственного мнения на сочинении ЕГЭ по наиболее распространенным темам...

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9 класс в рамках ГИА

Работа выполнена в программе POWER POINT со ссылкой на лингвистов, авторов высказываний. В работе использован материал 2012-2013 учебного года:1)•«Высокая культура речи заключается в умении найти не т...

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (часть 3. С). Аргументация собственного мнения по проблеме».

Тезисы доклада по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть 3.С), как аргументировать собственное мнение по проблеме....

Методическая разработка по написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (продолжение) : авторская позиция и аргументация собственного мнения

Данная презентация  рассмаривает вопросы по авторской позиции и аргументации собственной, являясь продолжением предыдущих уроков...

Презентация "Аргументация собственного мнения"

Эта презентация поможет учителю в подготовке учащихся к написанию сочинения -рассуждения по русскому языку...