Внеклассная работа с обучающимися по предметам гуманитарного цикла
материал по русскому языку по теме

Коротченкова Татьяна Николаевна

 

Содержание и формы внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplen._po_prepod._rus._yaz.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 4»

города Железногорска Курской области

Внеклассная работа с обучающимися по предметам гуманитарного цикла

                   

                                          Подготовила учитель русского языка и литературы                            

                                           Коротченкова Т. Н.

                                                 Железногорск

                                                           2011

Содержание и формы внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла.

      В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка, литературы, истории содержание внеклассной работы по этим предметам соотносится с содержанием материала, изучаемого по программе. Также наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программой, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического, художественного и исторического  кругозора.

      Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса предметов гуманитарного цикла. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках, но в целях пробуждения у учащихся интереса к ним формулируются они несколько иначе, например: «В мире слов», «В музее слов» (беседы о происхождении слов), «Как рождаются новые слова?», «Кладовые слов» (беседы о словарях), «Звуковые законы» (беседа об орфоэпических нормах русского языка), «Пульс слова» (беседа о словесном ударении), «Молчаливые буквы» (беседа о функциях букв ъ и ь),  «Как делаются слова?» (беседа о способах словообразования в русском языке), «Все растет из корня» (беседа об однокоренных, или родственных, словах) и др. Беседы на перечисленные и подобные темы сопровождаются выполнением упражнений и заданий, способствующих привитию практических навыков употребления рассматриваемого языкового материала в речи.

      Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов. Они бывают традиционными и эпизодическими. Традиционными считаются олимпиады, предметные недели, литературные гостиные, кружковая работа. Эпизодическими – конкурсные чтения, посвященные юбилярам, праздники, обсуждение просмотренного кинофильма или спектакля, экскурсии,  проектные мастерские, обусловленные индивидуальной заинтересованностью определенными темами и проблемами, обсуждаемыми на уроке.

Кружок как один из видов групповой внеклассной работы

      Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку кружок в моей работе  по праву занимает ведущее положение.  В состав драматического кружка «Аврора» входят школьники различных возрастов. В основном на занятиях кружка мы занимаемся подготовкой литературно-исторических вечеров, школьных праздников.

      Кружок дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах значимость родной литературы в ее связи с русской историей.

      Кроме участия в занятиях кружка, где проводятся наблюдения над фактами языка, истории и литературы,  решаются задачи и выполняются другие различные упражнения, ученики выполняют небольшую самостоятельную работу по какой-то индивидуально выбранной теме. О своих наблюдениях ученики сообщают на занятиях, а наиболее интересные доклады читают и в более широкой аудитории.

      При всем разнообразии структуры тематического кружка сохраняются единые требования: систематичность и системность работы, занимательность формы при строго научном содержании, положительный эмоциональный фон, тематическое единство материалов, способствующих познавательной активности и самостоятельности учащихся.

     Занятия строятся как на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий), так и независимо от программного материала и времени его изучения. Например, после изучения темы «Былина» детям предложено было создание собственной былины на любую тему, в том числе и героическую, а в рамках празднования юбилея школы - создать былину, посвященную этой дате. Затем эта работа предложена была уже индивидуально  для участия в городском конкурсе «Россия и Беларусь: общность и единство», где ученица заняла II место. Выходом за рамки школьной программы была школьная читательская конференция по рассказу В. Белова «Мальчики». Активное участие в обсуждении  поведения подростков в тяжелый исторический период приняли ученики 8 – 11 классов. Во время подготовки литературной гостиной, посвященной Международному женскому дню 8 Марта, у детей возник интерес к теме подвига жен-декабристов, и они охотно работали над проектом «Подвиг любви и долга». К празднованию 65 годовщины Великой победы над фашизмом во второй мировой войне ученики также охотно проявили интерес  и активную самостоятельность во время подготовки и показа  литературно-музыкальной композиции «Они были молодыми». Успешная реализация творческих проектов подобного типа трогает сердца сначала участников, а затем и зрителей, воспитывает чувство любви к Родине, гордости за бессмертный подвиг соотечественников, сопричастности к историческому прошлому, а также личной ответственности за общее дело, умение работать в разновозрастной группе, с учителями-предметниками, работать над самообразованием, развитием творческих способностей.

     В кружке учащиеся работают с большим увлечением. Интерес поддерживается демократичностью общения и внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, интересных задач, подготовкой декораций, элементов одежды, интерпретации роли). Учитель здесь – старший товарищ и режиссер-постановщик.

      Ученики имеют возможность участвовать в групповой и индивидуальной  работе над микроисследованиями, где изучаются особенности языка того или иного автора или отдельного произведения, героя в связи с эпохой, в которой ему довелось жить. Например, дети размышляют о нравах купеческой Москвы после изучения пьес А. Н. Островского, о тяжелых временах опричнины Ивана Грозного, пишут письма от имени Родиона Раскольникова и др.

      Как правило, речь кружковцев более правильна и литературна по сравнению с речью остальных ребят. Однако  все равно приходится много работать над тем, чтобы каждое слово, произнесенное со сцены, было правильным и выразительным. Особое внимание обращается на фонетическую сторону речи. Ребята прислушиваются к тем, кто владеет орфоэпической нормой, отмечают недостатки в своей речи и в речи окружающих; критически относятся к речи, звучащей на экранах телевидения. Ученики встречаются часто с устаревшей лексикой, историзмами, диалектами (родной Курской местности в том числе); на практическом уровне знакомятся с нормами речи и правилами создания художественных произведений различных жанров, овладевают умениями анализа авторского текста и создания собственного в разных жанрах (поэтических зарисовок, литературно-исторических эссе, эпистолярного жанра, прозаических этюдов).

Другие формы внеклассной работы  по предметам гуманитарного цикла.

      Немаловажным моментом при проведении итоговых викторин является то, что такая форма проведения занятий изначально не является тем страшным уроком, на котором ставятся «плохие» и «хорошие» отметки. Игровая форма раскрепощает школьников, освобождает их мышление от формализма, дает возможность ошибаться и не быть наказанными, и в то же время, ненавязчиво «заставляет» школьников всерьез анализировать, вспоминать, обсуждать, вычленять главное, для того, чтобы команда стала победителем викторины.

Олимпиады по русскому языку

      Интерес к русскому языку воспитывается всей классной и внеклассной работой по предмету. Немаловажное значение при этом имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием, проводимым в целях популяризации языковой культуры, и могут стать олимпиады. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы.

      Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся.

       Такая проба сил, как олимпиада, несомненно развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. В отличие от описанных выше форм внеклассной работы, олимпиада требует огромных сил от школьников, здесь каждый активизирует свои собственные знания и умения.

      Учебная олимпиада понимается большинством методистов как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства»[9,53].

5 класс

1тур

1. Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

2. Придумайте по 3 примера слов-синонимов, слов-омонимов, слов-антонимов.

3. Расставьте ударения в следующих словах: клеить, углубить, звонить, цемент, фарфор, щавель, простыня, арест, верба, диалог, случай.

4. Укажите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки:

1) «Что волки жадны, всякий знает: волк евши, никогда костей не разбирает». 2) «Поди ж, приятель, убирайся, да берегись: вперед ты мне не попадайся».

3) «Отколь такой берется голосок: ичист, и нежен и высок».

Напишите названия этих басен.

5. Составьте словосочетания типа «прилагательное + существительное» , включив в них такие слова: рояль, мышь, мозоль, тюль, шоссе, путь, впечатление, толь.

6. У потребите правильно предлоги в следующих словосочетаниях: выехать (с,из) города; достать (с, из) мешка; возвратиться (с, из) Крыма; выехать (с, из) Украины; прилететь (с, из) Дальнего Востока; выйти (с, из) автобуса.

7. Составьте перечень признаков, характеризующих члены предложения: главные и второстепенные (общее и различное в них). См.: учебник «Русский язык. 5 класс» (часть «Синтаксис и пунктуация»).

8. Какие два значения имеет каждое из предложений? 1) Мой товарищ встретил брата с сестрой. 2) Я встречаю его чаще всех.

II тур

1. Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного звука? Запишите как можно больше таких слов.

2. Подберите 2 группы слов так, чтобы и у тех, и у других был корень -вод-, но с разным значением.

3. Сколько звуков в словах ел и ель, дал и даль, ямка и лямка? Почему?

4. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад.

5. В какой сказке А.С.Пушкина слово лебедь женского рода? Из чего это можно заключить?

6. Подберите пословицы, построенные на основе противопоставления антонимов.

7. Составьте несколько предложений с таким расчетом, чтобы в них слово язык употреблялось в разных значениях.

8. Определите члены предложения (подчеркните условными знаками) и укажите, в каких падежах употреблены имена существительные.

1) Красные осенние листья усеяли косогор. 2) Солнце закрыло облако. 3) На горизонте туристы увидели большой город. 4) Айсберг - плавучая ледяная гора.

Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную работу. Важнейшей задачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы.

      Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.).

      Н.Н. Ушаков, приводя пример, описывает попытку связать несколько эпизодических форм внеклассной работы одной общей идеей и предлагает   провести целую неделю как путешествие в страну Русского Языка.

      Началось путешествие с объявления о том, что школа начинает с такого-то числа путешествие по стране русского языка, а в это время учащиеся могут побывать в городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье знаков препинания, на архипелаге междометий и других интересных местах. А пока каждый класс самостоятельно выбирает средство передвижения, устанавливает маршрут путешествия, во время путешествия ведет бортжурнал, выпускает газету-бюллетень, участвует в конкурсе любителей русского языка и заключительном вечере.

      В конце объявления указывались “путеводители” по стране русского языка: “Слово о словах” Л. Успенского, “В мире слов” Б. Казанского, “Как рождаются и живут слова” М. Феллера и др.

      Через неделю дети познакомились с картой страны. Школьников волновало множество вопросов.

      До начала недели каждый класс выработал маршрут путешествия, в который входило обязательное посещение 2-3 пунктов всем классом, день самостоятельных путешествий и отчет о нем, веселый привал и заключительный вечер русского языка. Разработанная педагогами школы программа путешествия для всех классов произвела большое впечатление на учащихся.

     Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ нацеливает школу на неуклонное повышение эффективности и качества воспитательной работы, на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний, на тесную связь изучения основ наук с жизнью.

      Неделя русского языка – общешкольное мероприятие. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, соученикам, младшим ребятам.

      Несомненно, главная организующая роль принадлежит учителю. Его энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем.

      День русского языка - это особая форма внеклассной работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по лингвистическим дисциплинам. В этом случае День русского языка может стать праздником, итогом внеклассной работы, проведенной в школе за год. День русского языка плодотворно проходит в небольших школах, где имеется 1-2 параллельных класса и школа работает в одну смену. Недостатком этой формы является то, что все мероприятия проводятся в одно время и ученики лишены возможности участвовать в нескольких из них, как во время Недели русского языка.

      Чтобы День русского языка прошел успешно, необходимо долго и тщательно его готовить. Начинается подготовительная работа с составления плана, определения круга участников, форм работы. Такие мероприятия, как конкурс лингвистических газет, олимпиада, конкурс сочинений на лингвистическую тему, проводятся заранее, чтобы в День русского языка можно было подвести итоги и наградить победителей.

      Внеклассная работа дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Она имеет также большое воспитательное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Интеграция   помогает повысить интерес учащихся, в том числе и познавательный, способствует формированию научного представления о целостной картине мира.Формы интеграции могут самыми разными...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной работе

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности.  Речь идет об искусстве организации исследовательской работы обучающихся с ...

Анализ работы МО учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год

        Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой: «Повышение профессиональной компетенции ...

Программа конференции "Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла"

Программа конференции "Развитие творческих способностей обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла"...

Программа работы школьного методического объединения предметов гуманитарного цикла

Программа работы школьного методического объединения предметов гуманитарного цикла...