Урок русского языка по теме "Отрицательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Шайтанова Елена Анатольевна

Урок русского языка в технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_attestatsiya.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Барлукская средняя  общеобразовательная школа

Методическая разработка

урока русского языка

по теме

«Отрицательные местоимения»

Составитель:

Шайтанова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Барлукская СО

С. Барлук -2013

Сопроводительная информация

Учитель: Шайтанова Елена Анатольевна

 Адрес:МКОУ Барлукская СОШ

С.Барлук, Куйтунского района

Иркутской области

Должность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы по специальности: 20 лет

УМК: Т.А. Ладыженская

e-mail :barluk71@yandex.ru

Пояснительная  записка

Урок по теме  « Отрицательные местоимения» разработан в соответствии с программой  по русскому языку  Т.А. Ладыженской для учащихся 6 класса.

Цели урока:

Образовательная: дать понятие об отрицательных местоимениях, , выделить их морфологические признаки, формировать умение распознавать приставки «не»и «ни.

Развивающая:  способствовать развитию мыслительных  способностей, внимания учащихся.

Воспитательная: способствовать патриотическому воспитанию, воспитанию интереса к русскому языку.

Тип урока: комбинированный.

Урок является 7 в разделе «Местоимение»

Используется технология критического мышления.

 Длительность урока 40 минут

Метод: частично – поисковый

Формы работы:

Фронтальная ,индивидуальная,  работа в парах.

Условия реализации:  Учебник Т.А. Ладыженская  Русский язык 6 класс

 Рабочие листы

Оценочные листы

Раздаточный материал.

Предполагаемый результат: учащиеся должны научиться отличать отрицательные местоимения от местоимений других разрядов, распознавать приставки не- и ни  - в отрицательных местоимениях.

Конспект  урока русского языка

по теме «Отрицательные  местоимения»

Учитель Шайтанова Е.А.

6 класс

Цели урока:

Образовательная: дать понятие об отрицательных местоимениях, , выделить их морфологические признаки, формировать умение распознавать приставки «не»и «ни.

Развивающая:  способствовать развитию мыслительных  способностей, внимания учащихся.

Воспитательная: способствовать патриотическому воспитанию, воспитанию интереса к русскому языку.

Тип урока: комбинированный

Технология критического  мышления

Оборудование: рабочие листы, оценочные листы, звездочки.

Ход урока.

Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке , психологический настрой на получение новых знаний.

-Добрый  день, ребята!

Я рада видеть каждого из  вас,

И пусть февраль прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно:

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 -Сегодня у нас необычный урок. Почему необычный? Необычный, потому что у нас сегодня гости, а гостям мы должны показать самое лучшее; необычный, потому что мы продолжаем путешествие по лингвистической стране «Местоимение», необычный, потому что, вчера мы отметили День Защитника Отечества.

- Ребята, а каких Защитников Отечества вы знаете?

- А можете ли вы себя назвать защитниками Отечества?

- Ребята, какими качествами характера должны обладать защитники родины?

Символом нашей армии является пятиконечная звезда, она лежит у каждого на парте,  во время путешествия будем использовать ее.

2 Стадия «Вызов»

Цель: актуализировать ранее полученные  знания по теме «Местоимение», мотивировать учеников на дальнейшую работу.

-Ребята, чтобы отправиться  в очередное путешествие, нам необходимы  оценочные листы, так как  в ходе урока вы самостоятельно будете оценивать свои знания и по завершении урока выставите себе оценку. Кроме этого  у вас на партах лежат рабочие листы и раздаточный материал, которые также будут использованы в ходе урока.

 И так вперед.

Ребята, чтобы отправиться на следующий остров, давайте повторим то, о чем мы узнали на предыдущих островах.

2.1. «Верное или неверное утверждение»

Цель: проверить уровень осознанности знаний определений и правил

1.Местоимение обозначает предмет, признак, количество

2.Местоимения его, меня, их  личные

3.Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа.

4.В предложении «Я знаю, кто об этом сообщил» местоимение  кто  вопросительное.

5.Местоимения  некто, кое-кто, некоторый, несколько,- неопределенные

6. Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложного.

7.В предложении местоимения  бывают только подлежащими и определениями.

Самопроверка по ключам:

Ключи: 1-нет,2-да,3-да,4-нет,5-да,6- да,7- нет.

Оценка: 0 ош.-5, 1- 2 ош- 4, 3- ош -3.

«Четвертое лишнее»

Цель: проверить сформированность умений  при решении практических задач

1.Вас, меня, их, себя

2.Кто, который, некто, сколько,

3.Я, кто, ты, вы

4.Некто,нечто,кто-нибудь,что.

(устная проверка)

Оценки:  0-5, 1-4, 2-3.

 

3 Стадия «осмысление»

Цель: дать понятие об отрицательных местоимениях, , выделить их морфологические признаки, формировать умение распознавать приставки «не»и «ни.

-Ребята, а не пора ли нам плыть дальше, к следующему острову.

Давайте настроимся, подышим правильно, поводим глазками… Готовы.

У вас на партах лежат тексты стихотворения «Медсестра»  Татьяны Чеглаковой.

Прочитаем его вместе и попробуем проникнуться содержанием.

Чтение стихотворения учителем.( Приложение 1)

Татьяна Чеглакова «Медсестра»

Военный гром гремел раскатами,
Живое пряталось в земле,
И смерть кружила над солдатами.
И кровью пахло на войне.
Обстрел. Земля курится дымная.
Над полем боя стон плывет.
- Сестричка, помоги, родимая! –
Солдат израненный зовет.
Под шапкою – косички русые.
- Держись, солдатик, за меня!
И на шинели тело грузное,
Сгибаясь, тащит из огня.
Где находила силы милая
Девчонка в восемнадцать лет,
Склоняясь в плаче над могилами?!
Никто, никто не знал ответ!
И образ той девчонки русой
Среди смертельного огня
На бой за дом,
За землю русскую
Солдат советских вдохновлял.
Как защитить хотелось каждому
Ее тревожную весну,
Закрыть ее от взгляда вражьего,
Перенести через войну!
Она была воспоминанием
О мирной жизни, о семье,
Надеждою и заклинанием,
Что надо выжить на войне.
Жить, чтобы бить врага проклятого!
Жить, чтобы Родина жила!
Шли в бой солдаты с автоматами
И рядом медсестричка шла.
В жару, в мороз и в непогодину
Шла в бой средь страшного огня
За землю русскую, за Родину,
И за тебя и за меня.

- Определите тему стихотворения.

( тема войны)

-какова основная мысль?

(память о защитниках Родины должна жить в наших сердцах)

 

-Подчеркните известные вам местоимения, назовите разряд.

(Работа в парах)

- Найдите в стихотворении местоимения, заключающие в себе отрицания.

(никто, никто )

-Сформулируйте тему урока.

Запись числа, Темы урока «Отрицательные местоимения»

-Ребята, на какие вопросы  для себя мы должны ответить в ходе изучения этой темы.

 Цели: На что указывают  отрицательные  местоимения?

             Как образованы отрицательные местоимения?

              Как склоняются отрицательные местоимения?

             Как пишутся отрицательные местоимения?

- А теперь, ребята, попробуем ответить на  эти вопросы.

Но перед следующим этапом нам необходимо немного отдохнуть.

«Физкультминутка»

Приседаем на уроке,

Встанем прямо, руки в боки.

Дышим носом глубоко,

Поднимаемся легко.

Наклоняемся вперед

Прогибаемся назад,

Как деревья ветер гнет,

Так качаемся мы в лад.

Головой теперь покрутим.

Так мы лучше думать будем!

А потом наоборот.

Встанем ,дети, на носочки,

Руки тянем в потолок .

На зарядке ставим точку

Продолжается урок.

3.1.  Карточка № 1(Приложение 2)

Задание: В предложениях подчеркнуть отрицательные местоимения

Нечего тому страшиться, кто страшиться, кто ничего не боится.

Никакие неприятности не останавливали его, ничем нельзя было сломить его волю.

Никто не сражается в битве с таким рвением, как в битве за свою страну.

Грубость не делает чести никому.

Вывод: отрицательные местоимения указывают  на отсутствие  предмета, признака, количества.

3.2. Выпишите  местоимения в столбик, запишите как они образованы.

Нечего-чего, ничего- чего, никому – кому, никто- кто, никакие-какие, ничем – чем.

Вывод:  Отрицательные местоимения образованы от вопросительных местоимений с помощью приставок не- и ни.

3.3. Как изменяются отрицательные местоимения . Найдите ответ в учебнике.

( по падежам)

Просклоняем по падежам два местоимения  кто, никто.

Вывод: отрицательные местоимения склоняются также,  как вопросительные.

3.4.  Карточка 2.

Ничего не получилось, нечего терять, никакие варианты не подходили, ничто не помогало, некому было помочь.

Задание:  В отрицательных местоимениях выделить приставки и поставьте ударения.

- А теперь скажите, когда в отрицательных местоимениях  будем писать приставку не-, когда – ни

Вывод: В отрицательных местоимениях приставка ни-безударная. В ней пишется буква и.

4.Стадия «Рефлексия»

Цель: обобщить полученные знания.

_- Ребята, а сейчас давайте посмотрим на кластер и посмотрим , на все ли вопросы мы дал ответы.

Итак, наш путешествие подходит к концу. Я предлагаю проверить себя, насколько вы разобрались в новой теме, и выполнить мини – тест.

1.Отрицательные местоимения образуются от

А) вопросительных местоимений

Б) относительных местоимений

В)Неопределенных местоимений

2.Отрицательные местоимения

А) указывают на предмет

Б) указывают на отсутствие предмета

В) указывают на принадлежность

3. В отрицательных местоимениях приставка Не

А) пишется под ударением

Б) пишется в безударном положении.

А теперь подсчитайте количество набранных баллов за урок  и поставьте себе оценку.

Критерии выставления оценки:

25-23 б   -«5»

22-20б  - «4»

19-15 б – «3.»

А теперь попрошу всех взять звездочки и прикрепить на доску к той отметке, которую вы получили  за урок.

Домашнее  задание: читfть & 74 выполнить упр 421

Приложение 1

Татьяна Чеглакова «Медсестра»

Военный гром гремел раскатами,
Живое пряталось в земле,
И смерть кружила над солдатами.
И кровью пахло на войне.
Обстрел. Земля курится дымная.
Над полем боя стон плывет.
- Сестричка, помоги, родимая! –
Солдат израненный зовет.
Под шапкою – косички русые.
- Держись, солдатик, за меня!
И на шинели тело грузное,
Сгибаясь, тащит из огня.
Где находила силы милая
Девчонка в восемнадцать лет,
Склоняясь в плаче над могилами?!
Никто, никто не знал ответ!
И образ той девчонки русой
Среди смертельного огня
На бой за дом,
За землю русскую
Солдат советских вдохновлял.
Как защитить хотелось каждому
Ее тревожную весну,
Закрыть ее от взгляда вражьего,
Перенести через войну!
Она была воспоминанием
О мирной жизни, о семье,
Надеждою и заклинанием,
Что надо выжить на войне.
Жить, чтобы бить врага проклятого!
Жить, чтобы Родина жила!
Шли в бой солдаты с автоматами
И рядом медсестричка шла.
В жару, в мороз и в непогодину
Шла в бой средь страшного огня
За землю русскую, за Родину,
И за тебя и за меня.

Приложение 2

Рабочий лист  ________________________________________________________________

1. «Четвертое лишнее»

1.Вас, меня, их, себя

2.Кто, который, некто, сколько,

3.Я, кто, ты, вы

4.Некто,нечто,кто-нибудь,что.

Оценки:  0-5, 1-4, 2-3.

2. Задание: В предложениях подчеркнуть отрицательные местоимения

1.Нечего тому страшиться, кто страшиться, кто ничего не боится.

2.Никакие неприятности не останавливали его, ничем нельзя было сломить его волю.

3.Никто не сражается в битве с таким рвением, как в битве за свою страну.

           4. Грубость не делает чести никому

3. Задание:  В отрицательных местоимениях выделить приставки и поставьте ударения.

 Ничего не получилось, нечего терять, никакие варианты не подходили, ничто не помогало, некому было помочь.

4 Мини – тест.

1.Отрицательные местоимения образуются от

А) вопросительных местоимений

Б) относительных местоимений

В)Неопределенных местоимений

2.Отрицательные местоимения

А) указывают на предмет

Б) указывают на отсутствие предмета

В) указывают на принадлежность

3. В отрицательных местоимениях приставка Не

А) пишется под ударением

Б) пишется в безударном положении.

Приложение 3

Оценочный лист

__________________________________________

Верное или

Неверное

утверждение

Четвертое

лишнее

Найди

местоимение

Задания

№2

Тест

Количество

 баллов

Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

урок русского языка. Суд над местоимением

Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...

Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение"

Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы "Местоимение"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.

С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме "Местоимение": разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест...

Урок русского языка по теме "Местоимение" для 10 класса по УМК Дейкиной и Пахновой

Данный материал будет полезен при повторении темы "Местоимение" и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме ...

Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М....