Конспект урока и презентация для интерактивной доски SmartBoard 9 класс "Пунктуационный разбор СПП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения»

1.

ФИО

Максимяк Ольга Юрьевна

2.

Место работы

МКОУ «Озимовская СОШ»

3.

Должность

Учитель

4.

Предмет

Русский язык

5.

Класс

9 класс

6.

Тема и номер урока в теме

Пунктуационный разбор СПП

Урок № 24

7.

Базовый учебник         

Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.

 

8.Цель урока: повторение  изученного материала о сложноподчиненном предложении; формирование  умения проводить пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

9. Задачи:

- обучающие:

·        повторить сведения о СПП;

·        готовить учащихся к ГИА;

·        определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;

·        проверить умение выполнять пунктуационный разбор СПП.

-развивающие:

·        развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость.

-воспитательные

·        воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка.

10.Тип урока повторение изученного материала.

11. Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

 12. Необходимое техническое оборудование: компьютер и проекционное оборудование, устройство для воспроизведения звука (колонки), интерактивная доска Smart Board, программа Smart Notebook, раздаточный  материал.

  13. Структура и ход урока.                                                                                                                                          

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.

Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность учеников к уроку.

Приветствуют учителя. Оформляют первичные записи в тетради (число и тема урока). Один учащийся работает со слайдом на доске.

Слайд № 1

(орфографическая разминка)

2.

Введение в тему

1. Задает вопросы:

 - Какая единица является основной в синтаксисе?

- Что такое предложение?

-Может предложение состоять из одного слова?

- Какие виды предложений вы знаете?

- Приведите пример простого предложения.

- Приведите пример сложного предложения.

- Какие виды сложного предложения вы знаете?

 2. Предлагает одному из учащихся восстановить схему «Виды сложных предложений».

 

 

3. Просит сформулировать цель урока.

1. Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Один учащийся выполняет задание с помощью интерактивной доски, остальные работают на местах, участвуют в обсуждении результата.

3. Формулируют цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

(Восстановить схему, используя стрелки)

3.

Проверка домашнего задания

1. Предлагает одному учащемуся выполнить домашнее задание у доски (ответ на вопрос), у остальных проверяет выполнение первого задания в тетради.

(А1) В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с нескрываемым любопытством?»

1)    Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки.

2)    Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это.

3)    Когда зацвел багульник, все решили, что Коста – волшебник.

4)    Евгения Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не знала.

2. Приглашает учащегося выполнить у доски второе задание (синтаксический разбор предложения №4, схема предложения).

1. Один учащийся выполняет задание у доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Один учащийся выполняет синтаксический разбор предложения № 4, составляет его схему. Остальные ученики проверяют свою домашнюю работу самостоятельно.

Слайд № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

(используются возможности интерактивной доски Smart Board)

4.

Повторение ранее изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

1. Просит назвать виды придаточных предложений.

2. Предлагает учащимся выполнить задания:

·        в приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,(1) хватал пальто и,(2) на ходу попадая в рукава,(3) скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,(4) о которой никто, (5)видимо,(6) не имел представления.

·        найдите в тексте фразеологизм и дайте определение.

·        укажите, в каком значении употребляется в отрывке слово «представление».

1) домысел, плод фантазии

2) знакомство с кем-либо

3) знание о чем-либо

4) спектакль, зрелище.

·        замените словосочетание «не имел представления» стилистически нейтральным синонимом.

·        замените словосочетание «школьная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

·        укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Что такое метафора?

1) Однажды он принес в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.

2) Это у него была такса – черная головешка на четырех ножках.

3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

4) Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник.

·        выписать СПП,  объяснить графически постановку знаков препинания, построить схему предложения.

Учитель просит учащихся закрыть глаза, представить, что наступила весна, расслабиться, послушать щебетание птиц.

3. Приглашает одного ученика рассказать о видах подчинения придаточных.

4. Предлагает выполнить задание:

·        в приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

5. 1 вариант – выполнить синтаксический разбор предложения, 2вариант – выполнить пунктуационный разбор предложения.

1. Один учащийся у доски выполняет задание, используя презентацию Smart Notebook.

2. Ученики работают над  заданиями, выполняя пунктуационный разбор СПП предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расслабляются, отдыхают, снимают усталость с глаз.

3. Учащийся рассказывает о видах подчинения придаточных, используя презентацию

Smart Notebook.

4. Выполняют задание, после чего проверяют его с помощью презентации Smart Notebook.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Самостоятельно выполняют задание по вариантам с последующей взаимопроверкой.

 

 

 

 

Слайд № 4, 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5 (нажать на изображение клевера в правом нижнем углу)

Слайд № 6 (активировать таймер в правом нижнем углу)

 

Слайд № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Закрепление знаний и умений

1.Учитель предлагает соединить половинки сложных предложений, найти предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?

2. Предлагают выполнить работу с тестами.

1.Работают  в парах. Результаты анализируют.

 

 

2. Выполняют тестовую работу, самостоятельно проверяют её по ключу, оценивают свою деятельность.

Слайд № 8

 

 

 

Раздаточный материал (СПП. Вариант 1 и 2)

 

 

6.

 

Обобщение. Итоги урока.

Организует беседу обобщающего характера. Комментирует оценки, работу учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

 

7.

Домашнее задание

Учитель поясняет домашнее задание (приготовиться к диктанту по теме СПП).

Записывают в дневники.

 

8.

Рефлексия

Спрашивает учащихся, выполнили ли они поставленную в начале урока цель, предлагает оценить свою деятельность с помощью слайда с изображением дерева.

Анализируют и оценивают свою деятельность с помощью презентации Smart Notebook. Если во время урока у учащегося не возникло затруднений, он выбирает зеленый лист и располагает его на дереве. Если затруднения возникли - желтый, если же работать было тяжело, поставленные цели не выполнены – красный.

Слайд 9

 

Использованная литература и ресурсы удаленного доступа (Интернет)

1. ГИА-2013. Русский язык : типовые экзаменационные варианты  / ГИА Цыбулько  36 вариантов  — М. : Издательство «Национальное образование», 2012. — 224 с.

2.Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцовой [и др.] – М.: Издательство «Учитель», 2012. – 143 с.

3. http://festival.1september.ru/articles/506952/

4.http://readr.ru/elena-simakova-ekspress-testi-po-russkomu-yaziku-povtorenie-i-zakreplenie-izuchennogo-materiala-9-klass.html?page=1

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл punktuatsionnyy_razbor_spp_9_klass_maksimyak_oyu.rar1.95 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения»

ФИО

Максимяк Ольга Юрьевна

Место работы

МКОУ «Озимовская СОШ»

Должность

Учитель

Предмет

Русский язык

Класс

9 класс

Тема и номер урока в теме

Пунктуационный разбор СПП

Урок № 24

Базовый учебник          

Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.

8.Цель урока: повторение  изученного материала о сложноподчиненном предложении; формирование  умения проводить пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

9. Задачи: 

- обучающие: 

  • повторить сведения о СПП;
  • готовить учащихся к ГИА;
  • определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;
  • проверить умение выполнять пунктуационный разбор СПП.

-развивающие:

  • развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость.

-воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка.

10.Тип урока повторение изученного материала.

11. Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

 12. Необходимое техническое оборудование: компьютер и проекционное оборудование, устройство для воспроизведения звука (колонки), интерактивная доска Smart Board, программа Smart Notebook, раздаточный  материал.

  13. Структура и ход урока.                                                                                                                                         

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.

Организационный момент

Приветствует класс, проверяет готовность учеников к уроку.

Приветствуют учителя. Оформляют первичные записи в тетради (число и тема урока). Один учащийся работает со слайдом на доске.

Слайд № 1

(орфографическая разминка)

2.

Введение в тему

1. Задает вопросы:

 - Какая единица является основной в синтаксисе?

- Что такое предложение?

-Может предложение состоять из одного слова?

- Какие виды предложений вы знаете?

- Приведите пример простого предложения.

- Приведите пример сложного предложения.

- Какие виды сложного предложения вы знаете?

 2. Предлагает одному из учащихся восстановить схему «Виды сложных предложений».



3. Просит сформулировать цель урока.

1. Учащиеся отвечают на вопросы.










2. Один учащийся выполняет задание с помощью интерактивной доски, остальные работают на местах, участвуют в обсуждении результата.

3. Формулируют цель урока.












Слайд № 2

(Восстановить схему, используя стрелки)

3.

Проверка домашнего задания

1. Предлагает одному учащемуся выполнить домашнее задание у доски (ответ на вопрос), у остальных проверяет выполнение первого задания в тетради.

(А1) В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему Евгения Ивановна стала присматриваться к Косте с нескрываемым любопытством?»

  1. Коста вызывающе зевал на уроках, и Евгения Ивановна думала, что он зевает от скуки.
  2. Коста был молчальником, и Евгения Ивановна не любила его за это.
  3. Когда зацвел багульник, все решили, что Коста – волшебник.
  4. Евгения Ивановна начала догадываться, что у Косты своя жизнь, о которой она ничего не знала.

2. Приглашает учащегося выполнить у доски второе задание (синтаксический разбор предложения №4, схема предложения).

1. Один учащийся выполняет задание у доски.




















2.Один учащийся выполняет синтаксический разбор предложения № 4, составляет его схему. Остальные ученики проверяют свою домашнюю работу самостоятельно.

Слайд № 3






















Слайд № 3

(используются возможности интерактивной доски Smart Board)

4.

Повторение ранее изученного материала










































Физкультминутка




1. Просит назвать виды придаточных предложений.

2. Предлагает учащимся выполнить задания:

  • в приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,(1) хватал пальто и,(2) на ходу попадая в рукава,(3) скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,(4) о которой никто, (5)видимо,(6) не имел представления.

  • найдите в тексте фразеологизм и дайте определение.
  • укажите, в каком значении употребляется в отрывке слово «представление».

1) домысел, плод фантазии

2) знакомство с кем-либо

3) знание о чем-либо

4) спектакль, зрелище.

  • замените словосочетание «не имел представления» стилистически нейтральным синонимом.
  • замените словосочетание «школьная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  • укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Что такое метафора?

1) Однажды он принес в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.

2) Это у него была такса – черная головешка на четырех ножках.

3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

4) Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник.

  • выписать СПП,  объяснить графически постановку знаков препинания, построить схему предложения.

Учитель просит учащихся закрыть глаза, представить, что наступила весна, расслабиться, послушать щебетание птиц.


3. Приглашает одного ученика рассказать о видах подчинения придаточных.

4. Предлагает выполнить задание:

  • в приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,(1) расспросить его о собаках,(2) которых он кормил,(3) выгуливал,(4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,(5) который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.

5. 1 вариант – выполнить синтаксический разбор предложения, 2вариант – выполнить пунктуационный разбор предложения.

1. Один учащийся у доски выполняет задание, используя презентацию Smart Notebook.

2. Ученики работают над  заданиями, выполняя пунктуационный разбор СПП предложений.












































Расслабляются, отдыхают, снимают усталость с глаз.


3. Учащийся рассказывает о видах подчинения придаточных, используя презентацию

Smart Notebook.

4. Выполняют задание, после чего проверяют его с помощью презентации Smart Notebook.










5. Самостоятельно выполняют задание по вариантам с последующей взаимопроверкой.





Слайд № 4, 5









































Слайд № 5 (нажать на изображение клевера в правом нижнем углу)

Слайд № 6 (активировать таймер в правом нижнем углу)


Слайд № 7

















5.

Закрепление знаний и умений

1.Учитель предлагает соединить половинки сложных предложений, найти предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?

2. Предлагают выполнить работу с тестами.

1.Работают  в парах. Результаты анализируют.



2. Выполняют тестовую работу, самостоятельно проверяют её по ключу, оценивают свою деятельность.

Слайд № 8




Раздаточный материал (СПП. Вариант 1 и 2)


6.

Обобщение. Итоги урока.

Организует беседу обобщающего характера. Комментирует оценки, работу учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

7.

Домашнее задание

Учитель поясняет домашнее задание (приготовиться к диктанту по теме СПП).

Записывают в дневники.

8.

Рефлексия

Спрашивает учащихся, выполнили ли они поставленную в начале урока цель, предлагает оценить свою деятельность с помощью слайда с изображением дерева.

Анализируют и оценивают свою деятельность с помощью презентации Smart Notebook. Если во время урока у учащегося не возникло затруднений, он выбирает зеленый лист и располагает его на дереве. Если затруднения возникли - желтый, если же работать было тяжело, поставленные цели не выполнены – красный.

Слайд 9

Использованная литература и ресурсы удаленного доступа (Интернет)

1. ГИА-2013. Русский язык : типовые экзаменационные варианты  / ГИА Цыбулько  36 вариантов  — М. : Издательство «Национальное образование», 2012. — 224 с.

2.Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцовой [и др.] – М.: Издательство «Учитель», 2012. – 143 с.

3. http://festival.1september.ru/articles/506952/

4.http://readr.ru/elena-simakova-ekspress-testi-po-russkomu-yaziku-povtorenie-i-zakreplenie-izuchennogo-materiala-9-klass.html?page=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОБЖ с использованием интерактивной доски по теме "Средства пожаротушения"

Конспект урока по теме «Средства пожаротушения»Культура безопасности жизнедеятельности.5 класс Разработчик:  Шерсткова Наталья Владимировна,учитель ОБЖ, МБОУ СОШ №4г. Нижний Тагил...

Урок-практикум по русскому языку в 6 классе с использованием интерактивной доски Smartboard по теме «Имя прилагательное»

Урок, по усмотрению учителя, можно провести целиком или использовать по частям,  определенные задания организованы для индивидуальной или групповой работы.Материал для интерактивной доски...

Урок для интерактивной доски SmartBoard «Правописание букв Ы-И после Ц»

Презентация c применением интерактивной доски SmartBoard....

«Использование интерактивной доски SmartBoard на уроках физики»

Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры – информационной.Интерактивная доска Smart Board предоставляет учителю и ученикам уникальное сочетание компьютерных...

Урок для интерактивной доски SmartBoard «II закон Ньютона» (физика 9 класс)

Второй закон Ньютона. 9-й классЦели:сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое; экспериментально обосновать II закон Ньютона, ввести единицу силы;способ...

Компьютерная графика. Демонстрация для интерактивной доски SmartBoard

Используется в 7 классе при изучении темы «Обработка графической информации»...