Методическая разработка для урока русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Кузьмина Людмила Ивановна

Вв данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Стилистичиские функции причастий”. Урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. Урок построен таким образом, что ученик 7класса поставлен в условия, где он должен учиться мыслить самостоятельно, проявлять свои творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Стилистические функции причастий»; Кузьмина Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы в ГБОУ СОШ № 185 c углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.

Цели:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера, а также выявить стилистические функции причастий.

Развивающие:

  • развивать умения контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
  • воспитывать адекватную оценку своей деятельности.
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.

Оборудование:

Интерактивная доска, листы с рабочими материалами для учащихся, сигнальные карточки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Определение темы, целей урока.

- Посмотрите на тему урока. Как вы думаете, чему вы сегодня должны научиться? (определить роль причастий в разных стилях речи).

3.Игра «Приблизимся к великим писателям».

- На интерактивной доске запечатлен текст, который необходимо восстановить, т.е. вместо точек вставить пропущенные причастные обороты. Затем мы сопоставим ваши тексты с авторским и сделаем вывод.

Запись на доске.(1 обучающийся выполняет задание на интерактивной доске)

   Еще в детстве я полюбил зеленые высокие липы, …. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи,…. Пчелы гудели над  цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, …, мы обедали, пили чай.

  Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву,  и у оголенных корней сухим  шелестящим ковром лежат желтые листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве, …, любуешься на знакомые деревья, … .

- А теперь сопоставим получившуюся запись с фрагментом текста И. Соколова-Микитова.

Авторский текст на доске (проверка)

   Еще в детстве я полюбил зеленые высокие липы, окружавшие наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся по ночам страшными голосами. Пчелы гудели над цветущими  вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали, пили чай.

  Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву,  и у оголенных корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые листья. Идешь, бывало, по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.        (По И. Соколову-Микитову)

- Чей вариант текста кажется вам наиболее выразительным и образным? (текст Соколова-Микитова)

- Почему? (Соколов- Микитов – мастер художественного слова, великий русский писатель, исследователь, знаток природы).

-Чтобы к нему приблизиться, надо развивать свою речь, совершенствовать словарный запас, для того чтобы не просто любоваться красотой природы, но и уметь нарисовать образно, художественно словесную картину.

- Определим тему и идею текста.

- А к какому стилю относиться данный текст? ( Художественный). Докажите (цель -словесное рисование картины, а для усиления выразительности автор использует художественны средства, характерные для данного стиля речи: творительный сравнения (лежат ковром опавшие листья), олицетворения (деревья, приготовившиеся к долгой зимовке).

3. –А сейчас проведем лингвистический эксперимент. Исключим из текста все причастные обороты и причастия и сравним с оригиналом.

- А теперь сделаем вывод о роли причастных оборотов и причастий в текстах художественного стиля.

(Вывод. Поскольку причастия и причастные обороты являются определениями в тексте, их присутствие позволяет дать более точное представление о предмете, сделать текст более ярким и выразительным.)

4. Реализация домашнего задания (по группам). Составление таблицы «Стилистические функции причастий»

- Учащиеся 1 группы получили задание исследовать тексты художественного стиля, содержащие причастные обороты

(Примерный ответ. Мы исследовали тексты художественного стиля, содержащие причастные обороты. Для прочтения мы выбрали следующий текст….). Обучающийся  медленно читает текст, а все остальные ребята при помощи сигнальных карточек должны показывать услышанные причастный оборот или причастие. Затем обучающийся еще раз читает текст, а дети запоминают причастные обороты.

-А теперь назовите причастные обороты, какие вы запомнили, запишите эти предложения, выделите графически причастные обороты. (Один человек у доски записывает предложение, объясняет пунктуацию при причастном обороте).

- А сейчас у меня вопрос к учащимся данной группы. Какой вывод о стилистической функции причастий вы сделали, когда исследовали тексты художественного стиля? (Вывод. Причастия и причастные обороты придают точность и выразительность; многие являются красочными эпитетами и метафорами).

- Учащиеся 2 группы анализировали тексты научного стиля. (Обучающийся читает определение причастия и делает вывод о том, что в определении причастия используется причастный оборот, т.к. причастие обладает свойством краткости и точности).

- Запишите формулировку определения причастия, выделите причастный оборот, обозначьте графически. Затем другие учащиеся из второй группы читают определения из других учебников, а обучающиеся при помощи сигнальных карточек должны показать, что услышали причастие или причастный оборот.

- Сделайте вывод о стилистической функции причастий в текстах научного стиля.

(Вывод. В текстах научного стиля используются причастия, так как они помогают сделать речь более лаконичной, точной, краткой)

- Обучающиеся 3 группы работали с деловыми бумагами.

(Примерный ответ. При рассмотрении различных видов деловых бумаг мы обнаружили образцы, в которых используются причастия и причастные обороты: заявление о приеме в школу, доверенность на получение денег, инвентаря и др.). Дети из группы читают тексты, а остальные поднимают сигнальные карточки, когда услышат причастный оборот или причастие.

Задание. Составьте заявление, используя причастный оборот.

- Сделаем вывод об использовании причастных оборотов в официально-деловом стиле.

(Вывод. Так как официально-деловой стиль требует точности и краткости, то в написании деловых бумаг используются причастия и причастные обороты.)

- Один обучающийся выполнял индивидуальное задание. Он должен был следить за речью одноклассников, родителей и сделать вывод об использовании причастного оборота в разговорном стиле речи.

(Примерный ответ. На протяжении нескольких дней я следила за речью одноклассников, своих родителей и ни разу не услышала предложения с причастным оборотом.

Вывод. Люди в повседневной речи не используют причастные обороты.)

- Правильно. Ведь, как сказал великий русский писатель А. С. Пушкин : «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, и прочее, мы говорим: которая скачет, который метет, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».

- По мере вашего ответа мы составляли таблицу «Стилистические функции причастий и причастных оборотов».

Общий вывод по таблице

Стиль речи

Стилистическая функция

  1. Художественный

Образность, красочность, выразительность

  1. Научный

Краткость, точность, лаконичность

  1. Официально-деловой

Краткость, точность, лаконичность

  1. Разговорный

-

  1. Творческая мастерская  (работа по репродукции картины «Утро в сосновом бору»)


- А сейчас попробуем использовать изобразительные возможности причастий и причастных оборотов и художественно описать картину осени.

- Выберите для  себя тот вид работы, с которым вы справитесь в течение 10 минут.

1 уровень. Составить словосочетания с причастиями и причастными оборотами (не менее 5-6)

2 уровень. Составить 3-4 предложения  с причастиями и причастными оборотами.

3 уровень. Сочинение-миниатюра художественного стиля с причастиями и причастными оборотами  ( не менее 5-6 предложений).

  1. Чтение 2-3 работ в классе.
  2. Подведение итогов, оценивание.
  3. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру с причастиями и причастными оборотами «Пушкинская осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки для учителей русского языка и литературы вечерних школ

Рабочие программы адаптированы для учителей вечерних школ....

методическая разработка к уроку русского языка на тему "Внимание! Опасный безударный гласный!"

В  презентации представлен материал, помогающий обобщить знания учащихся 2-го класса о безударных гласных в корне слов, способах их проверки в сочет ании с повторением правил пожарной безопасност...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол"

В данной методической разработке представлены материалы для проведения интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол". Разработка включает в себя методиче...

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) "Когда-то и сейчас"

Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста....

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и английского языка по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"

Данный урок позволяет формировать у обучающихся умения определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными как в русском, так и в английском языке. Воспитывает доброжелательное...