Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevedomaya_ili_znakomaya_strana_morfemika.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                           Неведомая или знакомая страна Морфемика.

              ( обобщающий урок по разделу «Морфемика и орфография», 5 класс)

Цели:
- повторить, закрепить  и обобщить знания по данному разделу;

- формирование навыка грамотного письма;

 - воспитывать интерес к русскому языку

  Оборудование: схема путешествия, кроссворд, презентация.

                                              Ход урока

  1. Организация класса
  2. Сообщение темы урока, постановка цели, вступительное слово учителя

     - Сегодня мы  узнаем: страна Морфемика  для нас неведомая или знакомая. Для этого отправимся в путешествие по стране Морфемики. Я уверена, что ваши знания по разделу «Морфемика и орфография» помогут преодолеть все  препятствия, которые встретятся на пути.

III. Работа с классом по теме урока.

  • А на чём же мы отправимся путешествовать? Чтобы определить вид транспорта, нужно выполнить первое задание.
  • Перед вами иллюстрации различных видов транспорта для передвижения по воздуху, по воде, по земле. Напишите названия этих машин.
  • Какое правило нужно помнить, чтобы не допустить орфографической ошибки? Проверьте написание слов (слайд )
  • Какое слово среди них лишнее? Почему?
  • Значит, мы отправимся путешествовать на корабле. Корабль отплывает.

 «По морям, по волнам

   Нынче здесь, завтра там…»      

  1. Игра «помогите Пете Ошибкину» (устная работа)

Звучит сигнал sos.

  • Что это? Кому-то нужна наша помощь?

Это Петя Ошибкин оказался в бушующем море из-за допущенных ошибок. Мы ему поможем, если объясним, в каком рассуждении он допустил ошибку (слайд -  неправильно написанные слова с рассуждением Пети)

  1. Слово «шепот» Петя написал с буквой о. Рассуждал так: « после шипящих под ударением пишется о». Это правильное рассуждение?
  2. Слово «расчистил» Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающие на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
  3. Слово «вырастали» у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово – рослый. А как надо?
  4. Слово «цыган» Петя написал с и. « В корне слова после ц пишется и, это я точно помню» - сказал Петя. Почему он не прав?
  1. Фронтальный опрос

 - Наш корабль приближается к острову Морфем. Но, чтобы нам разрешили выйти на берег и погулять, вам придется ответить на несколько вопросов.

1. Что изучает Морфемика?

2. Что такое морфемы?

3. Назовите морфемы в слове ПРИДОРОЖНЫЙ, ПОДУШКА.

4. Как найти окончание и основу слова?

5. Для чего служат в слове приставка и суффикс?

6. Что такое корень?

  • Задание для каждого ряда.

Подберите однокоренные слова к слову вода (1 ряд),  сад (2 ряд), ход (3 ряд).

Слова  пишут на отдельном листочке, каждый ребёнок по одному слову. Листок передают друг другу с конца ряда. Слова не должны повторяться.

  1. Выборочный диктант.

 - Чтобы удачно переплыть Пролив однокоренных слов, нам нужно выполнить два небольших задания ( один человек у доски)

 1. Выпишите из ряда слов в левый столбик однокоренные слова, в правый – формы одного и того же слова.

   Лес, лесник, лесной, перелесок, лесники, лесничий, лесником, лесничество.

2. Устная работа. Коля получил задание выделить корни в однокоренных словах в отрывке из стихотворения М Исаковского. Вот как он это сделал. Прав ли Коля?

 ( слайд )

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в дальние страны,

А я хочу улетать.

Однокоренные: летят, перелетные, улетать,  (лексическое значение «нестись, передвигаться по воздуху»)

Лето – лексическое значение «теплое время года, следующее за весной»

  1. Словарный диктант на основе загадок.

 А)  - Вспомните, в каких случаях в корне слова после шипящих пишется Е, а когда – о. (В корне слова после шипящих под ударением пишется Е, без ударения – О.)

- Я читаю вам загадку, а вы записываете ответ ( у доски один человек)

 1.  Костяная нога,

      Жестяная щетина.

       С мятной пастой дружит,

       Нам усердно служит

                                ( Зубная щетка)

2. По Пригоркам, по равнинам

    Я веду свою машину

     Я люблю дорог простор,

     А зовут меня … (шофер)

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух ,

Только слышно: стук да стук. ( счеты)

Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

                            ( Пчелы)

Зубастая пила

В лес густой с утра пошла.

Весь лес обходила,

Ничего не спилила

                                 ( Расческа)

В золотой кубочек

Спрятался дубочек.

                           (желудь)

Б) - Посмотрите на карту. На острове Е-О в корне после шипящих есть река Слов- исключений. Назовите слова – исключения. (шомпол, трущоба, крыжовник, шов, шорох, обжора, капюшон.)

- А в каких случаях пишется в корне  и –ы после ц ?( И пишется в корне и словах  на – ция, ы- в окончаниях и суффиксах.)

     - а река Слов – исключений? ( : цыкнуть, цыпленок, цыган, на цыпочках)

А сейчас у нас снова  задание для каждого ряда:

- Перечислите все слова- исключения. (Слова  пишут на отдельном листочке, каждый ребёнок по одному слову. Листок передают друг другу с конца ряда. Слова не должны повторяться.)

Вспоминаем все слова-исключения по слайду .

VIII. Разгадываем кроссворд.

- Что – то штормит на Море приставок з и с. Давайте  вспомним правило написания З и С в приставках.

-Давайте вспомним  стихотворение-правило, которое поможет нам в написании слов с приставками на З и С :

 Не забудьте, что приставки

Раз-, из-, воз-, низ-,  через-, без-, вз-

Перед согласными глухими

Быстро сменят З на С.

- Перед вами кроссворд  (слайд ).

 Необходимо его разгадать, чтобы благополучно переплыть Море приставок з и с.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1. Движение с целью набрать скорость ( Разбег)
  2. Соленая вода для засолки овощей. ( Рассол)
  3. Место раздвоения железнодорожного пути. ( Развилка.)
  4.  Молодые растения, выращенные для пересадки. ( Рассада.)
  5. Сбор сведений о противнике (Разведка)
  6. Словесное сообщение о чем – либо( рассказ)
  7. Полное поражение кого – либо. ( Разгром)
  8. Время восхода солнца ( Рассвет)
  9. Расставание. ( Разлука)

X Диктант с взаимопроверкой.

Перед нами открылся Чудо-остров, здесь живут корни с чередованием.

«Чудо остров, чудо остров!

  Жить на нём легко и просто!»

- Кому же легко и просто жить на этом острове?

  • Вспомните правила написания гласных в корнях с чередованием.

Задание: запишите через запятую только гласную в корне слова.

  • Прил…жение, возр…стаю, распол…жение, прик…снёшься, приг…рал, скл…нился, водор…сли, з…ря, проб…рался, ср…щение, р…сточек, забл…стел, уд…рал, р…стительность.

( Взаимопроверка по слайду)

XI. Подведем итогов урока. Оценки ( оценка может быть выставлена и отдельным ученикам, и за работу каждого ряда после проверок листочков с выполненными заданиями)

- Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы берем курс домой.

- Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.

- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что повторяли? Что лично запомнил каждый из вас?

Домашнее задание.

Подготовиться к диктанту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неведомая или знакомая страна Морфемика

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

Неведомая или знакомая страна Морфемика

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

Неведомая или знакомая страна Морфемика

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

Неведомая или знакомая страна Морфемика

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

Неведомая или знакомая страна Морфемика

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

Неведомая или знакомая страна Морфемика

Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Морфология" ("Космическое путешествие в страну Морфологию")

Обобщающий урок по теме "Морфология" ("Космическое путешествие по морфологическим планетам"). 6-й классЦели и задачи урока: Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление   ...