Главные вкладки

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nevedomaya_ili_znakomaya_strana_morfemika.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

                               Неведомая или знакомая страна Морфемика.

                  ( обобщающий урок по разделу «Морфемика и орфография», 5 класс)

    Цели:
    - повторить, закрепить  и обобщить знания по данному разделу;

    - формирование навыка грамотного письма;

     - воспитывать интерес к русскому языку

      Оборудование: схема путешествия, кроссворд, презентация.

                                                  Ход урока

    1. Организация класса
    2. Сообщение темы урока, постановка цели, вступительное слово учителя

         - Сегодня мы  узнаем: страна Морфемика  для нас неведомая или знакомая. Для этого отправимся в путешествие по стране Морфемики. Я уверена, что ваши знания по разделу «Морфемика и орфография» помогут преодолеть все  препятствия, которые встретятся на пути.

    III. Работа с классом по теме урока.

    • А на чём же мы отправимся путешествовать? Чтобы определить вид транспорта, нужно выполнить первое задание.
    • Перед вами иллюстрации различных видов транспорта для передвижения по воздуху, по воде, по земле. Напишите названия этих машин.
    • Какое правило нужно помнить, чтобы не допустить орфографической ошибки? Проверьте написание слов (слайд )
    • Какое слово среди них лишнее? Почему?
    • Значит, мы отправимся путешествовать на корабле. Корабль отплывает.

     «По морям, по волнам

       Нынче здесь, завтра там…»      

    1. Игра «помогите Пете Ошибкину» (устная работа)

    Звучит сигнал sos.

    • Что это? Кому-то нужна наша помощь?

    Это Петя Ошибкин оказался в бушующем море из-за допущенных ошибок. Мы ему поможем, если объясним, в каком рассуждении он допустил ошибку (слайд -  неправильно написанные слова с рассуждением Пети)

    1. Слово «шепот» Петя написал с буквой о. Рассуждал так: « после шипящих под ударением пишется о». Это правильное рассуждение?
    2. Слово «расчистил» Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающие на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
    3. Слово «вырастали» у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово – рослый. А как надо?
    4. Слово «цыган» Петя написал с и. « В корне слова после ц пишется и, это я точно помню» - сказал Петя. Почему он не прав?
    1. Фронтальный опрос

     - Наш корабль приближается к острову Морфем. Но, чтобы нам разрешили выйти на берег и погулять, вам придется ответить на несколько вопросов.

    1. Что изучает Морфемика?

    2. Что такое морфемы?

    3. Назовите морфемы в слове ПРИДОРОЖНЫЙ, ПОДУШКА.

    4. Как найти окончание и основу слова?

    5. Для чего служат в слове приставка и суффикс?

    6. Что такое корень?

    • Задание для каждого ряда.

    Подберите однокоренные слова к слову вода (1 ряд),  сад (2 ряд), ход (3 ряд).

    Слова  пишут на отдельном листочке, каждый ребёнок по одному слову. Листок передают друг другу с конца ряда. Слова не должны повторяться.

    1. Выборочный диктант.

     - Чтобы удачно переплыть Пролив однокоренных слов, нам нужно выполнить два небольших задания ( один человек у доски)

     1. Выпишите из ряда слов в левый столбик однокоренные слова, в правый – формы одного и того же слова.

       Лес, лесник, лесной, перелесок, лесники, лесничий, лесником, лесничество.

    2. Устная работа. Коля получил задание выделить корни в однокоренных словах в отрывке из стихотворения М Исаковского. Вот как он это сделал. Прав ли Коля?

     ( слайд )

    Летят перелетные птицы

    Ушедшее лето искать,

    Летят они в дальние страны,

    А я хочу улетать.

    Однокоренные: летят, перелетные, улетать,  (лексическое значение «нестись, передвигаться по воздуху»)

    Лето – лексическое значение «теплое время года, следующее за весной»

    1. Словарный диктант на основе загадок.

     А)  - Вспомните, в каких случаях в корне слова после шипящих пишется Е, а когда – о. (В корне слова после шипящих под ударением пишется Е, без ударения – О.)

    - Я читаю вам загадку, а вы записываете ответ ( у доски один человек)

     1.  Костяная нога,

          Жестяная щетина.

           С мятной пастой дружит,

           Нам усердно служит

                                    ( Зубная щетка)

    2. По Пригоркам, по равнинам

        Я веду свою машину

         Я люблю дорог простор,

         А зовут меня … (шофер)

    По десятку на шесточке

    Сели умные кружочки

    И считают громко вслух ,

    Только слышно: стук да стук. ( счеты)

    Не моторы, а гудят,

    Не пилоты, а летят,

    Не змеи, а жалят.

                                ( Пчелы)

    Зубастая пила

    В лес густой с утра пошла.

    Весь лес обходила,

    Ничего не спилила

                                     ( Расческа)

    В золотой кубочек

    Спрятался дубочек.

                               (желудь)

    Б) - Посмотрите на карту. На острове Е-О в корне после шипящих есть река Слов- исключений. Назовите слова – исключения. (шомпол, трущоба, крыжовник, шов, шорох, обжора, капюшон.)

    - А в каких случаях пишется в корне  и –ы после ц ?( И пишется в корне и словах  на – ция, ы- в окончаниях и суффиксах.)

         - а река Слов – исключений? ( : цыкнуть, цыпленок, цыган, на цыпочках)

    А сейчас у нас снова  задание для каждого ряда:

    - Перечислите все слова- исключения. (Слова  пишут на отдельном листочке, каждый ребёнок по одному слову. Листок передают друг другу с конца ряда. Слова не должны повторяться.)

    Вспоминаем все слова-исключения по слайду .

    VIII. Разгадываем кроссворд.

    - Что – то штормит на Море приставок з и с. Давайте  вспомним правило написания З и С в приставках.

    -Давайте вспомним  стихотворение-правило, которое поможет нам в написании слов с приставками на З и С :

     Не забудьте, что приставки

    Раз-, из-, воз-, низ-,  через-, без-, вз-

    Перед согласными глухими

    Быстро сменят З на С.

    - Перед вами кроссворд  (слайд ).

     Необходимо его разгадать, чтобы благополучно переплыть Море приставок з и с.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    1. Движение с целью набрать скорость ( Разбег)
    2. Соленая вода для засолки овощей. ( Рассол)
    3. Место раздвоения железнодорожного пути. ( Развилка.)
    4.  Молодые растения, выращенные для пересадки. ( Рассада.)
    5. Сбор сведений о противнике (Разведка)
    6. Словесное сообщение о чем – либо( рассказ)
    7. Полное поражение кого – либо. ( Разгром)
    8. Время восхода солнца ( Рассвет)
    9. Расставание. ( Разлука)

    X Диктант с взаимопроверкой.

    Перед нами открылся Чудо-остров, здесь живут корни с чередованием.

    «Чудо остров, чудо остров!

      Жить на нём легко и просто!»

    - Кому же легко и просто жить на этом острове?

    • Вспомните правила написания гласных в корнях с чередованием.

    Задание: запишите через запятую только гласную в корне слова.

    • Прил…жение, возр…стаю, распол…жение, прик…снёшься, приг…рал, скл…нился, водор…сли, з…ря, проб…рался, ср…щение, р…сточек, забл…стел, уд…рал, р…стительность.

    ( Взаимопроверка по слайду)

    XI. Подведем итогов урока. Оценки ( оценка может быть выставлена и отдельным ученикам, и за работу каждого ряда после проверок листочков с выполненными заданиями)

    - Справившись со всеми заданиями, преодолев все препятствия, мы берем курс домой.

    - Путешествие подошло к концу, и мы опять дома.

    - Чем мы сегодня занимались на уроке? Что повторяли? Что лично запомнил каждый из вас?

    Домашнее задание.

    Подготовиться к диктанту


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Неведомая или знакомая страна Морфемика

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

    Неведомая или знакомая страна Морфемика

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

    Неведомая или знакомая страна Морфемика

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

    Неведомая или знакомая страна Морфемика

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

    Неведомая или знакомая страна Морфемика

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

    Неведомая или знакомая страна Морфемика

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс к разделу "Морфемика и орфография"...

    Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Морфология" ("Космическое путешествие в страну Морфологию")

    Обобщающий урок по теме "Морфология" ("Космическое путешествие по морфологическим планетам"). 6-й классЦели и задачи урока: Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление   ...