методическая разработка урока по подготовке к ГИА в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе ГИА»

Цель урока:

  - подготовить обучающихся к государственной итоговой аттестации.

Задачи:

- закрепить умение понимать смысл и принципы построения текста;

- совершенствовать умение использовать приёмы компрессии при написании сжатого изложения;

- способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Вид урока: урок развития речи.

Оборудование: раздаточный материал с текстом для изложения, памятка «Основные приёмы сжатия текста», рекомендации по написанию сжатого изложения.

Ход урока.

  1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы, формулирование цели урока).
  2. Повторение изученного материала

- Что такое изложение? (пересказ текста)

- Какие виды изложений вы знаете? (подробное, сжатое, выборочное)

- Чем сжатое изложение отличается от подробного?  (текст передаётся кратко, сохранив в себе тему, авторскую идею и структуру)

- Какие способы компрессии текста вы знаете? (исключение и обобщение)

- В чём особенность этих способов? (исключая, мы выделяем главное с точки зрения основной мысли текста и детали, затем убираем  детали и излишние подробности, объединяем существенное; обобщая, мы выделяем единичные факты и объединяем специальными языковыми средствами)

- Обратимся к памятке «Основные способы сжатия текста»

Исключение:

-повторов;

-одного или нескольких синонимов;

- уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;

- фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

- однородных членов при обобщающем слове;

- одного или нескольких предложений.

Обобщение:

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена прямой речи косвенной;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

III. Давайте познакомимся с рекомендациями для обучающихся по написанию сжатого изложения.

  1. Внимательно прочитайте/прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
  2. Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства.
  3. Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования  вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
  4. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
  5. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).
  6. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы.
  7. Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.
  8. Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).
  9. Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст-рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме:

- тезис (основная мысль);

- аргументы (доказательства);

- вывод (автор может сам и не делать вывода).

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

  1.  Прослушивая/читая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др..
  2.  Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.

        При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.

  1. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте,

- нет ли у вас грамматических ошибок,

- не нарушена ли связь слов,

- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов).

  1.  Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы.
  2.  Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение сточки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
  3.  Перечитайте ещё раз изложение (сочинение) и аккуратно перепишите.

IV. Работа с текстом.

                Возможности человека напрямую связаны с его желаниями. Желания формирует бессознательное, которое связано с информацией о программе  жизни человека. Программой  жизни человека является потенциал, который заложен в человеке с рождения и требует реализации.

                У каждого человека своя программа, поэтому у людей разные желания. Один хочет быть дизайнером, другой  - математиком. Если математик будет пытаться стать дизайнером, то он им станет, но полностью реализовать себя не сможет. Внутри, всё равно, будет сидеть нереализованное желание в виде «занозы» , которая  будет говорить: «займись математикой». Причина «занозы» в том, что человек уходит от реализации своего потенциала.

                Энтузиазм – это побочный эффект процесса реализации желаний. Если Вы чего-то очень сильно хотите, то, без сомнений, это допустимо, потому что сильное желание сопровождается энтузиазмом. Нужно только приложить усилия. Если человек прикладывает усердие, но без энтузиазма, то он достигает результатов, но не реализует мечту. Если у человека есть энтузиазм, но нет усердия, то есть мечта, но нет результатов в её достижении.

(По И. Неповинных)

- Подчеркните ключевые слова каждого абзаца.

- Назовите признаки текста (предложения объединены общей темой; употреблены слова одной тематики: возможности, потенциал, желания, программа жизни. Текст имеет основную мысль: человек должен реализовать свой потенциал).

-Определите тип данного текста, докажите. (рассуждение, потому что автор рассуждает и доказывает, что человек должен приложить все усилия к самореализации; в данном тексте мы видим тезис: возможности человека напрямую связаны с его желаниями; далее идёт доказательство: нереализованное желание – своеобразная «заноза», которая будет преследовать человека;  вывод: энтузиазм и усердие реализуют мечты).

- Что такое микротема? (микротема – это тема фрагмента текста, его части)

- Определите микротему каждого абзаца и запишите.

1 абзац.

Желания человека связаны с его жизненным потенциалом, который требует реализации.

2 абзац.

Нереализованные желания будут постоянно напоминать человеку о себе, подобно «занозе», поэтому лучше не уходить от реализации своего жизненного потенциала.

3 абзац.

 Объединение энтузиазма и усердия помогает реализовать желания, мечту.

- Используя различные способы сжатия, подвергните сжатию каждую микротему.

Исходный текст

Сжатый текст

Приёмы сжатия

Возможности человека напрямую связаны с его желаниями. Желания формирует бессознательное, которое связано с информацией о программе  жизни человека. Программой  жизни человека является потенциал, который заложен в человеке с рождения и требует реализации.

Возможности человека напрямую связаны с его желаниями, которые формируются бессознательно.

Программой жизни человека является его потенциал, требующий реализации.



18 слов

  Слияние двух предложений в одно.

Исключение  повторов и второстепенной информации

Исходный текст

Сжатый текст

Приёмы сжатия

У каждого человека своя программа, поэтому у людей разные желания. Один хочет быть дизайнером, другой  - математиком. Если математик будет пытаться стать дизайнером, то он им станет, но полностью реализовать себя не сможет. Внутри, всё равно, будет сидеть нереализованное желание в виде «занозы», которая  будет говорить: «займись математикой». Причина «занозы» в том, что человек уходит от реализации своего потенциала.

У каждого человека своя программа, поэтому у людей разные желания. Если математик станет дизайнером, он не сможет реализовать себя, потому что внутри будет сидеть нереализованное желание. Эта «заноза» напоминает о том, что человек уходит от  реализации своего потенциала.



36 слов

Слияние двух предложений в одно.

Исключение: части предложения, содержащей менее существенную информацию.

Исходный текст

Сжатый текст

Приёмы сжатия

 Энтузиазм – это побочный эффект процесса реализации желаний. Если Вы чего-то очень сильно хотите, то, без сомнений, это допустимо, потому что сильное желание сопровождается энтузиазмом. Нужно только приложить усилия. Если человек прикладывает усердие, но без энтузиазма, то он достигает результатов, но не реализует мечту. Если у человека есть энтузиазм, но нет усердия, то есть мечта, но нет результатов в её достижении.


Энтузиазм – побочный эффект реализации желаний, потому что сильное желание сопровождается энтузиазмом. Нужно только приложить усилия. Прикладывая усердие без энтузиазма, человек получает результат, но не реализует мечту, а без усердия энтузиазм не даёт результатов в достижении мечты.


36 слов

Обобщение двух предложений в одно.

Исключение вводных конструкций, повторов.

V.  Подведение итогов.

- Отредактируйте текст и проверьте его, используя памятку.

Как проверить написанное.

    1.Прочитай черновик как минимум 3 раза.

    2. Первый раз читай с целью проверки содержания.

    Ответь на вопросы:

- Передано ли основное содержание исходного текста?

- Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?

- Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?

- Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3.Второй раз читай с целью корректировки текста.

Ответь на вопросы:

- Можно ли текст назвать связным?

- Правильно ли выделены абзацы?

- Нет ли грамматических ошибок?

- Нет ли речевых ошибок?

- Выразительна ли речь?

4.Третий раз читай с целью проверки орфографической, пунктуационной грамотности. Используй словарь!

5. Проверь чистовой вариант.

VI. Проверка работ в парах.

VII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока по подготовке к ГИА.

Разработка поможет подготовить девятиклассников к успешной сдаче итоговой аттестации по русскому языку....

Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"

Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....

Методическая разработка уроков для подготовки к ОГЭ по информатике в 9 классе

КТП для курсов подготовки 9-ти классников к ОГЭ по информатике.Для нормального просмотра таблицы, файл нужно СКАЧАТЬ!Календарно-тематическое планирование 9 класс "Решение нестандартных задач по информ...

конспект разработки урока Комплексная подготовка к ЕГЭ. 11 класс

Повторение сложных случаев постановки ударения.Повторение словарных слов.Повторение пунктуационных правил.Повторение написания Н и НН с разными частями речи...