Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку по теме

Федорюк Лидия Владимировна

Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве. В данной статье представлены материалы из опыта работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции учащихся

на уроках русского языка и литературы.

Федорюк Лидия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной  категории

МОУ СОШ № 31

г. Комсомольска-на-Амуре

Хабаровского края

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире  ставят перед учителем задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;  самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;  творчески мыслить;  грамотно работать с информацией;  быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;  самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. В связи с этим  в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции (знакома с определениями А.В.Хуторского , Г.Селевко, Е.А.Генике, Л, В.Заниной и Н.П.Меньшикова).

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами, поэтому, думаю, что под   компетенцией  можно понимать круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности.

        Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» (М., 2001) определили ключевые компетентности, являющиеся конкретизированными целями обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций, что заложено в обновленных программах и учебниках для основной и средней школы.        Содержание разработанного государственного стандарта по русскому языку представлено в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической  компетенций, при этом под компетенцией в Федеральном  компоненте государственного стандарта общего образования понимается  готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

        В объяснительной записке к программам по русскому указано, что целью обучения русскому языку является формирование у учащихся следующих компетенций: языковой (правописной), лингвистической (предполагает  более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры; обеспечивает развитие логического мышления, памяти, самоанализа) и коммуникативной, которая формируется на базе первых двух.

Языковая компетенция реализуется в процессе формирования у обучающихся  научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи). Лингвистическая компетенция - это знания обучающихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка. Коммуникативная компетенция - это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Хочу остановиться на      формировании  коммуникативной компетенции, так как она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.

        Думаю, что учитель  русского языка и литературы на  каждом  уроке ставит своей целью  развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора.  Например, изучение норм русского литературного языка направлено на то, чтобы сформировать у школьников представление о литературном языке как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющей  литературный язык  и разговорную речь. На таких уроках знакомлю своих учеников со всеми основными нормами русского языка: орфоэпическими, акцентологическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими. Подбираю такие задания, которые помогают уяснить основные правила произношения, постановки ударения, образования грамматических форм и синтаксических конструкций,  а в дальнейшем  помогут избежать самых распространённых  речевых ошибок. Работа над правильностью речи повысит коммуникативную компетентность , также позволит моим ученикам лучше подготовиться к выполнению тестов ЕГЭ по русскому языку, избежать грамматических ошибок и речевых недочётов  при написании сочинения и изложения. Интересны всегда и познавательны уроки по разделу  «Лексика». Уделяю большое внимание работе над многозначностью слова, развитию у него переносных значений. На практических работах  по данной теме  рассматриваю синонимические и антонимические отношения слов, явления омонимии и паронимии в языке. При подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку провожу лабораторные занятия по разграничению паронимов, выявлению особенностей их лексической сочетаемости, что способствует предупреждению у школьников появлению одного из самых распространённых типов речевых ошибок, связанных со смешением паронимов. Обогащению речи школьников служит знакомство с фразеологической системой русского языка (провожу  по теме факультативный курс) , прежде всего с таким типом устойчивых выражений, как крылатые слова (этому способствуют и уроки литературы). Вяснение происхождения крылатых слов, связанных с античными мифами и историей, с библейскими текстами, с текстами классической отечественной и зарубежной литературы, вводит школьников в национальное культурное пространство, расширяет их знакомство с важными культурными символами.

        Работая по образовательной системе «Школа 2100» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой , вела курс «Риторики», дающий возможность для практического совершенствования коммуникативных навыков учащихся. Изучение данного курса предусматривает знакомство с основными этапами развития ораторского искусства, с особенностями подготовки публичного выступления, устного выступления перед аудиторией. В процессе изучения этой темы ученики приобретают опыт выступления перед своими одноклассниками, учителем, они должны осознать возможность своего воздействия на слушателей с помощью слов, учатся слушать других. Учащиеся должны увидеть различие в  оформлении письменного и устного текстов. В качестве дидактического материала предлагаются тексты из русской классической литературы и произведений 20 века, фрагменты публичных выступлений и обращений политиков, деятелей культуры. Также представляю для анализа звуковые и видео записи. Специфика риторики как учебной дисциплины определяется ее особым положением: риторика связана со всеми предметами, ибо активизирует речемыслительную деятельность. При освоении сведений по каждому учебному предмету учащиеся должны осмысленно воспринимать  содержание любого текста и уметь создавать и произносить собственные высказывания, опираясь на законы и правила риторики. Самостоятельно формируя свою мысль, представляя ее в словесной форме, ребенок  изобретает, находит необходимые языковые средства и соответствующие приемы для того, чтобы высказанное им было услышано и стало понятным  тем, кому он говорит. Таким образом, реализуя свой замысел, учащийся проходит путь от создания собственного высказывания до осознанного произнесения , путь «от мысли к звучащему слову», как говорили древние ораторы.

        Особое место в формировании коммуникативной компетенции занимают уроки по развитию речи. Задачи и упражнения на таких уроках опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения. Учащиеся должны не только владеть техникой чтения, осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи, но и уметь определять тему и основную мысль текста; подбирать название, отражающее тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план; определять стиль и тип речи. Большую часть времени на таких уроках отвожу воспроизведению и созданию текстов. Ученики должны научиться писать изложения по текстам публицистического, художественного  стиля, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства выразительности, вводить в текст элементы сочинения.

При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ особое внимание стоит обращать на задания, связанные с речеведческими умениями школьников, особенно части С, где требуется дать развернутый ответ (сочинение-отзыв, рецензию, эссе) по тексту. Данные задания проверяют сформированность у выпускников коммуникативной компетенции, т.е. знаний, умений и навыков, необходимых для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов). Но формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической (знания о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом) и языковой (практическое владение русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм) компетенций, поэтому становится очевидной значимость этого задания в структуре ЕГЭ. Третья часть экзаменационной работы позволяет составить представление не только о сформированности ключевых умений, но и об общем развитии ученика, о его социальной и нравственной зрелости, о его общей культуре. Вот почему на уроках развития речи важным этапом должно стать задание по созданию собственного текста. Создавая письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, учащиеся должны чётко продумывать общий замысел, основную мысль высказывания. На практических занятиях учимся составлять деловые бумаги: заявления, доверенности, расписку, автобиографию, резюме. Составляем тезисы и конспекты статей или  их фрагментов, готовим развернутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов , дополнительных занятий.        

Применение информационных технологий в учебном процессе на уроках русского языка способствует развитию умений, формирующих коммуникативную компетенцию. «Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира», - отмечено в Примерной программе среднего (полного) общего образования. Важное место в работе по формированию речевых умений обучающихся, их коммуникативной компетенции занимают упражнения с текстами. На уроки готовлю тексты в электронном формате разных стилей, типов, жанров.  Ученики, используя возможности компьютера,  определяют стиль текста, его характерные черты,  выделяют тему, составляют план,  находят и подчеркивают изобразительно-выразительные средства языка и т. д.  Несмотря на то, что текст есть у каждого ученика, такую работу провожу как в индивидуальном, так и  в групповом режиме,  который позволяет   учитывать ведущую деятельность подросткового периода - общение со сверстниками. Ребята учатся свободно, правильно излагать свои мысли в соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и  услышанному. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка помогают деформированные тексты, имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти   речевые и грамматические ошибки и т. д. Исправляя тексты, ученики осуществляют речевой самоконтроль; оценивают свою  и чужую речь с точки зрения её правильности. Работа с текстом - это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить. Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками .

Таким образом, использование ИКТ на уроках  формирует  высокий  уровень  мотивации, интерес к учебной деятельности,  способствует развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории,  формированию  языковых, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

        Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно, с моей точки зрения, за счет реализации в процессе преподавания русского языка межпредметных связей, умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, умения строить диалогическое высказывание через тексты, используемые на других учебных предметах.

В заключение хочется отметить, что формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы

Данный материал является обобщением опыта по вышеуказанной теме...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы как средство формирования личностных результатов младших школьников

Материал Всероссийской НПК «Сетевое полилингвальное обучение одаренных детей: проблемы и перспективы»,  2014 г....

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме, актуальность её обусловлена потребностью человека быть коммуникабельным и потребностью общества, которое хочет видеть именно конкурентно спосо...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Доклад  "Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы"...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Презентация

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Презентация...