Урок - коммуникация «Работа с текстом в 9 классе»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Денисова Ирина Николаевна

Урок для работы учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_denisova_i.n.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Денисова  И.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №10»

Урок - коммуникация  «Работа с текстом в 9 классе».

Этапы урока-коммуникации

  1. Организационный момент.


       Цель: мотивация обучающихся

 на умение настроиться на восприятие

 теста, на умение внимательно слушать,

 отыскивать главное и второстепенное, воспроизводить коммуникативные намерения автора.


2.      Обнаружение проблемы





3.     Анализ текста . Отработка умения понимать содержание через языковые средства.



4.     Конструирование гипотезы.

Отработка умения обобщать.


5.    Отработка умения рефлексии.


6.    Домашнее задание.



Чтение текста, постановка вопроса для себя «Почему мне это интересно, как это связано с моей жизнью?»





Отработка умений формулировать цели на урок. Анализ вопросов с точки зрения отве-та на вопрос. Организация ситуации неопре-делённости.


Чтение по предложениям с проговаривании-ем смыслов, представленных явлений, обра-зов. Морфологический анализ, фонетичес-кий и т.д.


Фиксация разницы первичного восприятия и после анализа текста.


Выяснение, каким образом, при помощи каких средств решались проблемы.

План  урока-коммуникации

  1. Организационный момент.


       Цель: мотивация обучающихся на умение настроиться на восприятие теста, на умение внимательно слушать,  отыскивать главное и второстепенное, воспроизводить коммуникативные намерения автора.



   2. Чтение текста, постановка вопроса для себя: « Почему текст интересен?»


 - Интересен тем, что в нём рассказывается о жизни писателя Ершова.

 - Интересен тем, что в тексте рассказывается о таком свойстве натуры Ершова, как целеустремлённость.

 - Рассказывает о том, чем ценна сказка «Конёк-Горбунок».

 - Рассказывает о сказке «Конёк Горбунок».

 - Наводит на мысль о том, что сказка интересна не только детям, но и взрослым.

 - В тексте говорится о том, как сказка воздействует на человека.


  1. Обнаружение проблемы.

     

    -   Проблема назначения сказки.

   

  3.   Авторская позиция.

     -  Сказка нужна людям, для того, чтобы верить в добро, счастье, справедливость, она забавляет, учит, заставляет  смеяться, тревожиться, радоваться.


  4.   Языковой анализ текста.


     Автор в тексте использует такие языковые средства, как

     - метафору «сплав литературы и искусства»,

     - антонимы «люди хорошие и плохие»,

     - бессоюзие в предложении: «Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться»,

     - эпитеты «красавица-дева», «жар-птица», «золотой месяц»,

     - сравнение «стихами лёгкими, как дыхание».

 

   5.   Конструирование гипотезы

      -  Сказка воздействует на человека


   6. Домашнее задание:  Сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: « «Конёк» же скачет по жизни без малого двести лет и законно стал «вечной книгой», как сказки Пушкина, Андерсена, как «Мюнхаузен» и «Муха-Цокотуха».




 

                                                                   Текст

 В человеческой жизни всё произрастает из детства. И в случае с «Коньком-Горбунком мы явственно это видим… На «большую учёбу» Петра Ершова отправил в Санкт-Петербург, в университет. Сибиряк учился прилежно. Сторонился студенческих шалостей и пирушек. Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими как дыхание, занятными, интересными и взрослому и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окружение, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горы, и зелёные долы, три брата, из которых младшему – дураку (а точнее, доброму, честному простаку) – всё хорошее по справедливости и достаётся.

И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осётры, сельди, ёрш, караси, дельфины и – главный среди всего – волшебный Конёк-Горбунок. Всё население сказки вертится того, что придумано сочинителем, - забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться.

Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана, популярность её была такой, что «Конька-Горбунка стали переписывать друг у друга.

Духом своим сказка походила на пушкинского «Салтана», но тут был вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором – деревенским говором, прибаутками, озорными словечками. Иногда автор в угоду ритму и рифме смещает ударенья в словах, но это никого не смущало и сейчас не смущает.

           Пётр Ершов и кроме «Конька» кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. «Конёк» же скачет по жизни без малого двести лет и законно стал «вечной книгой», как сказки Пушкина, Андерсена, как «Мюнхаузен» и «Муха-Цокотуха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока "Создание и редактирование текста" (9 класс)

Разработка урока по теме "Создание и редактирование урока для 9 класса по программе Угринович Н.Д....

План урока "Создание и редактирование текста" (9 класс)

Разработка урока по теме "Создание и редактирование урока для 9 класса по программе Угринович Н.Д....

Презентация к уроку по теме «Редактирование текста» 5 класс

Предмет  информатикаТема урока «Редактирование текста»Место урока 2 урок в разделе «Текстовая информация»Тип урока  урок изучения нового материала Цель урока: формирование начальных нав...

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» (работа с обучающимся с расстройствами аутического спектра, 5 класс VIII вид)

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе: Федерального Закона от...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Речь и альтернативная коммуникация" (работа с учащимся 6 класса с расстройством аутистического спектра и с умеренной умственной отсталостью (6 класс, РАС, VIII вид)"

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе нормативных документов ...

Разработка урока информатики "Стилевое форматирование текста" (7 класс УМК Босова Л.Л.)

Разработка урока "Стилевое форматирование" 7 класс по УМК Л.Л. Босовой содержит технологическую карту урока, презентацию и раздаточный материал.:1. Приемы форматирования текста (не...