Словообразование. Занятие элективного курса № 2. Типичные ошибки.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Борисова Наталья Ивановна

Словообразование. Занятие элективного курса № 2 по русскому языку в 11 классе. Типичные ошибки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

словообразование Типичные ошибки Занятие элективного курса № 2 Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 39 г . Брянска Борисова Н.И.

Слайд 2

1. Ошибочное определение начальной формы: в словах, имеющих формообразующие суффиксы, например : идите, смотрите, крупнее, красивейшего, думающему, придумав в неизменяемых словах, например, осенью , днём, ночью и др. наречиях, не имеющих форм вообще

Слайд 3

в глаголах (в результате смешения видов: указание в качестве начальной формы глаголов другого вида), например: переписывал, нарисовал, прыгнул, прыгает и проч. в глаголах движения в результате смешения однонаправленных и разнонаправленных глаголов, например: поедет, слетал, приезжаю, летаем, летим, проходят, привезу, вожу

Слайд 4

Правильно: идти , смотреть , крупный , красивый , думать , придумать осенью , днём , ночью - начальной формы, как и форм вообще, нет переписывать , нарисовать , прыгнуть , прыгать поехать , слетать , приезжать , летать , лететь , проходить , привезти , водить

Слайд 5

2. Ошибочное определение основы, особенно в словоформах с формообразующими суффиксами: Примеры: пришли, училась, веселее, должен, заняты, освобождённому, смотри, выручайте, хотел бы, ел, тряс, замёрз, будучи

Слайд 6

Правильно: прий -, учи-, весел-, должен-, занят- освободи-, смотре-, выруча -, хоте- ес -, тряс-, замёрзну-, бы-

Слайд 7

3. Ошибочное определение слова, от которого образовано данное. Примеры: передвижник, передвижничество, передвижной, передвинуть не образованы от слова двигать .

Слайд 8

Правильно: передвижник ← передвижной передвижничество ← передвижник передвижной ← передвигать передвинуть ← двинуть

Слайд 9

4. Ошибочное определение средств словообразования: Приставок: послезавтра, назавтра, сверхмощный, бездействовать, заставить, заиграть, зажжение, выпроводить, беспристрастный

Слайд 10

Правильно: после завтра ← завтра, средство словообразования (далее - средство): после- на завтра ← завтра, средство: на- сверх мощный ← мощный, средство: сверх- без действовать ← действовать, средство: без-

Слайд 11

за ставить ← ставить, средство: за- за играть ← играть, средство: за- за жжение ← жжение, средство: за- вы проводить ← проводить, средство: вы- бес пристрастный ← пристрастный, средство: бес-

Слайд 12

Суффиксов: письмишко, утречком, вечером, учитель, родительница, крикун

Слайд 13

Правильно: письмишко ← письмо, средство: - ишк - утречком ← утром, средство: - ечк - вечером ← вечер, средство: -ом учитель ← учить, средство: - тель - родительница ← родитель, средство: -ниц- крикун ← крик, средство: - ун -

Слайд 14

Приставок и суффиксов: беспризорный , настенный , по-прежнему , покрикивать , подснежник , снова

Слайд 15

Правильно: беспризорный ← призор, средство: бес- + -н- настенный ← стена, средство: на- + -н- по-прежнему ← прежний, средство: по- + -ему покрикивать ← кричать, средство: по- + -ива- подснежник ← снег, средство: под- + -ник- снова ← новый, средство: с- + -а

Слайд 16

5. Ошибочное определение способа словообразования, т.е. непонимание процесса образования производной основы от производящей. Приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы, примеры которых приведены в п. 4., устанавливаются с опорой на словообразовательную морфему в составе слова.

Слайд 17

Другие способы, такие как сложение, сложение в сочетании с суффиксацией, сращение, сокращение, аббревиация, изменение части речи, вызывают наибольшие затруднения. Ребята просто забывают об их существовании. Нужно помнить, что все способы есть в русском языке, нельзя игнорировать какие-либо из них. Проверь, помнишь ли ты все способы образования слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса "Английский язык для общения"

Занятие элективного курса «Английский для общения», 11 класс  построено по материалам сайтов сети Интернет и учебного пособия “Everydaydialoguesandtopics”. Основной языковой материал предназначен...

Занятие элективного курса" Подготовка в ГИА в 9 классе"

Работа над частями А, Б и С ГИА в 9 классе....

Презентация к занятию элективного курса в 9 кл.

Данная презентация была использована при проведении занятия элективного курса "Подготовка к ГИА в 9 классе"...

Занятие элективного курса по теме: "Деловой стиль. Апелляция" в 11 классе.

Апелляция-вид заявления выпускника, недовольного результатом своей работы. В нашей школе мы практикуем написание деловых бумаг на 2-х языках (русском, татарском). Поэтому занятия считаем бинарными....

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя

Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя   Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...

Словообразование. Занятие элективного курса № 3. ТЕСТЫ.

Словообразование. Занятие элективного курса по русскому языку в 11 классе № 3. ТЕСТЫ....

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...