Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс
тест по русскому языку (5 класс) по теме

 

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по УМК по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для проверки знаний учащихся, занимающихся по параллельным учебным комплексам. В соответствии с календарно-тематическим планированием в первом полугодии проходит повторение изученного в начальных классах. 2-я четверть посвящена изучению следующих тем: "Фонетика", "Лексика. Словообразование. Правописание"  В данной подборке представлены контрольно-измерительные материалы для проверки ЗУН учащихся 5 класса в первом полугодии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolno-izmeritelnye_materialy.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.

5 класс.

Объяснительная записка.

    Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса

ориентированы на учащихся, которые занимаются по УМК по русскому языку под ред.  М.М.Разумовской, но могут быть использованы для проверки знаний учащихся, обучающихся по параллельным учебным комплексам.

   В соответствии с календарно-тематическим планированием в первом полугодии проходит повторение изученного в начальных классах. 2-я четверть посвящена изучению следующих тем: «Фонетика. Орфоэпия» и «Лексика. Словообразование. Правописание».

   В данной подборке представлены контрольно-измерительные материалы для проверки ЗУН учащихся 5 класса в первом полугодии.

   1 блок заданий по теме «Повторение изученного в начальных классах» представлен разными видами работ. Традиционная форма контроля – контрольный диктант с грамматическим заданием.  Текст диктанта может открыть ученикам книгу М.-М. Додж «Серебряные коньки», ценную ненавязчивой, тонкой проповедью самопожертвования. Тестирование – ещё одна форма контроля, которая обеспечивает простоту проверки ответов учащихся и позволяет выявить пробелы в их знаниях. Новые формы контроля, представленные для проверки уровня сформированности правописных навыков, – изложение малой формы, сочинение-миниатюра, подробное изложение-миниатюра.

   2 блок заданий по теме «Лексика. Словообразование.  Правописание» представлен  разными видами работ. Текст « Лосево лекарство» А.Дорохова можно рассматривать как универсальный и многофункциональный и допустимо его  использование для разных видов работ. Срезовая работа по данной теме  включает в себя два уровня сложности: повышенный и средний.

Разработаны и составлены тесты и задания для контрольной работы.

  3 блок  по теме «Фонетика. Орфоэпия» состоит из следующих заданий: контрольная работа по разделу, включающая вопросы-задания; тесты; контрольный диктант  с грамматическим заданием.

   Задания сопровождаются краткими комментариями,  ответами и критериями оценки.

Тестовые задания.

Повторение за курс начальной школы.

Вариант №1.

  1. Назовите звонкие согласные звуки:

А) [ В ]     Б) [ П ]    В) [ З ]   Г)[ Ш ]   Д)  [ Р ]    Е)  [ Т]

2.  Укажите, в каком слове есть мягкий согласный звук.

А) гроза   Б)  ветер   В)  сад   Г) капуста   Д) балка

3) Найдите однокоренные слова к слову ВОДА

А) водитель  Б)  водяной  В) провод  Г) водичка

4) Укажите слова с буквой  А  в корне.

А) пр…сить   Б) ж…леть   В) хл…потать  Г) охр…нять

5) Укажите, в каком слове есть непроизносимый согласный Т

А) чудес…ный  Б) вкус…ный  В) доблес…ный

6) Найдите слово с буквой  Е  в корне

А) д…ректор Б) к…лометр  В) т…перь  Г) б…лет

7) Укажите слово без приставки.

А) уловил  Б) укол  в) задумка  Г) задача

8) Найдите слово с буквой  О  в приставке.

А) н…дписать Б) з…ходить   В) д…бежать  Г) р…збег

9) Укажите, какое слово надо писать раздельно.

А) (по)казалось  Б) (по)реке   В) (про)шёл    Г) (за)бежал

10) Найдите слова с  разделительным Ь:

А) от…езд  Б) с…ел   В) в…юга   Г) солов…и  Д) об…ём

     11) Найдите слово соответствующее схеме ¬        ^ □

А) подумала  Б) перевозит  В)  пришкольный   Г) скользкий

12) Укажите, какие из данных слов являются именами существительными

А) налево  Б) задание  В) белый   В) гулял   Г) ходьба

13) Найдите глаголы

А) бег   Б) загорелый  В) читать  Г) чтение   Д) молчать

14)Найдите существительное 2-го склонения

А) у дороги  Б) у сарая   В) у лошади  Г) у дедушки

15) Найдите существительное 3-го склонения.

А) уголь   Б) трусость  В) словарь  Г) корабль

16) Укажите, в окончаниях каких слов пишется  И

А) в деревн…   Б) о товарищ…   В) в постел…   г)  в Сибир…

17) В каком предложении выделенное слово стоит в винительном падеже?

А) Ребята построили снежную крепость.

Б) Бегут минуты и часы.

В) С утра сижу я на реке.

Г) Мальчики стали догонять мяч.

18) Укажите, в окончаниях каких прилагательных пишется Е.

А) в син…м небе   Б) в зимн..ю ночь   В) горяч…е молоко

19) Укажите, какие слова надо писать слитно

А) (у)тебя   Б) (у)шёл    В) (у)доски    Г) (у)них    Д)  (у)дар

20) В каком предложении употреблён глагол в настоящем времени?

А) Вылетела на солнышко первая бабочка.

Б) По вечерам у костров звучат песни.

В) Мы будем строить новый дом.

21) Найдите глаголы 1 спряжения

А) дышать  Б) думать  В) увидеть  Г) полоть  Д) строить

22) Укажите, в суффиксах каких глаголов пишется  И

А) слуш…л  Б) се…л  В) брос…л   Г) обид…л   Д) кле…л

23) Найдите глагол во 2-ом лице, множественном числе

А) бегут  Б) бегу   В) бежите   Г) бежим     Д) бежит

24) Укажите, в окончаниях каких глаголов пишется  И

А) пиш…т   Б) се…т    В) гон…т    Г) друж…т    Д) реша…т  

25) Укажите, где нужен Ь

А) ловиш…  Б) поч…ка    В) гараж…  Г) вещ…

26) Найдите предложения с однородными подлежащими.

А) Зелёная крона деревьев укрывает птиц, жуков, бабочек.

Б) Старый дуб навещали синицы, поползни и  пищухи.

В) Цапли живут на болотах и озёрах.

27) Укажите предложения, в которых есть ошибки в постановке знаков препинания.

А) Ласточки и дрозды летят в тёплые края стаями.

Б) Ласточка летает с открытым клювом, и ловит добычу на лету.

В) Зимой солнце ярко светит, но мало греет.

Г) Соловьи вьют свои гнёзда на земле  а  ястребы на вершинах.

Вариант №2.

 

1. Назовите звонкие согласные звуки:

А)  [Ф]     Б) [Ж]     В)  [Л ]  Г)[Н]   Д) [Ц]  Е) [ Ч]

2.  Укажите, в каком слове есть твёрдый согласный звук.

А) семья  Б)  чаща  В) цель   Г) зелень   Д) линия

3) Найдите однокоренные слова к слову  ГОРА

А) горе  Б)  горный  В) горевать  Г) горцы

4) Укажите слова с буквой  И  в корне.

А) осв…тит   Б) заскр…пел   В) в…черний  Г) ож…вает

5) Укажите, в каком слове есть непроизносимый согласный Т

А) радос…ный  Б) небес…ный  В) мес…ный  Г) опасн…ый

6) Найдите слово с буквой  О в корне

А) к…лендарь  Б) п…льто  В) в…кзал  Г) к…ртофель

7) Укажите слово с приставкой.

А) полевой  Б) поход   в) помнить   Г) покой

8) Найдите слово с буквой  А в приставке.

А) р…сказ  Б) п…дводный  В) …тпить  Г) д…писать

9) Укажите, какое слово надо писать раздельно.

А) (по)дорожник  Б) (со)свистом  В) (за)нёс    Г) (по)плыл

10) Найдите слова с резделительным Ъ

А) сер…ёзный  Б) лист…я  В) б…ют   Г) об…явление

11) Найдите слово соответствующее схеме  ¬     ^ □

А) заходила  Б) прибрежный  В)  сбежит   Г) привет

12) Укажите, какие из данных слов являются именами существительными

А) завтра  Б) побег  В) фамилия  В) больше  Г) решал

13) Найдите глаголы

А) выход  Б) торопливый  В) бегал  Г) больше  Д) решал

14)Найдите существительное 1-го склонения

А) в лесу  Б) в печке   В) у камыша  Г) с речью

15) Найдите существительное 3-го склонения.

А) гость  Б) король  В) дверь  Г) водитель

16) Укажите, в окончаниях каких слов пишется Е

А) в музе…   Б) из пустын…   В) о лошад…   г)  на завод…

17) В каких предложениях выделенное слово стоит в именительном падеже падеже?

А) Цветы похожи на маленькое солнце.

Б) Всё лето цветут одуванчики.

В) В небо взлетают цветные огоньки.

Г) Ветер погнал мяч по дорожке.

18) Укажите, в окончаниях каких прилагательных пишется Е.

А) син…ю волну  Б)  о свеж…й зелени  В) дальн…му краю

19) Укажите, какие слова надо писать раздельно:

А) (от)него   Б) (от)бил   В) (у)нас    Г) (с)тобой   Д)  (с)бил

20) В каком предложении употреблён глагол в будущем времени?

А) Марина посеяла астры и настурции.

Б) Он рассказывает о лыжных соревнованиях.

В) Мы решим эту задачу.

21) Найдите глаголы 2 спряжения

А) погнать  Б) светить  В) работать  Г) тянуть  Д) рыть

22) Укажите, в суффиксах каких глаголов пишется  Е

А) та…л  Б) вер…л  В) вид…л   Г)  слыш…л   Д) обид…л

23) Найдите глагол во 3-м лице, множественном числе

А) молчат  Б) молчим   В) молчишь   Г) молчит     Д) молчите

24) Укажите, в окончаниях каких глаголов пишется Е

А) топ …т   Б) паш…т    В) верт…т    Г) сочиня…т    Д) вер…т  

25) Укажите, где нужен Ь

А) сторож…  Б) бежиш…   В) молодёж…  Г) точ…ка

26) Найдите предложения с однородными подлежащими.

А) Пушистый снег укрыл деревья и дома.

Б) В лесу мы собирали деревья и ягоды.

В) В ранце лежат книги и тетради.

27) Укажите предложения, в которых есть ошибки в постановке знаков препинания.

А) Высоко поднялся, и белеет полумесяц в облаках.

Б) На дворе горой, а в избе долой.

В) Я люблю не только рисовать, но и петь.

Г) Я читал  читаю и буду читать.

Ответы.

1 вариант: 1-А,)В),Д); 2-Б); 3-Б),Г); 4-Б)Г); 5-В); 6- Г); 8-в); 9-Б); 10) А) Б) Д); 11- В); 12-Б),Г); 13-В),Д); 14-Б); 15-Б); 16-В),Г); 17-Г); 18-А),В); 19- Б),Д); 20-Б); 21-Б),Г); 22-В),Д); 23-В); 24-в),Г); 25-А),Г); 26- Б); 27-Б)Г).

2 вариант: 1-Б), В),Г); 2- В); 3-Б),Г); 4-Б),Г); 5-А),В; 6-В); 7-Б); 8-А); 9-Б); 10-Г); 11-Б); 12-Б),В); 13-В),Д); 14-Б); 15-В); 16-А),Г); 17-В),Г); 18-Б),В); 19-А),В),Г); 20-В); 21-А),Б); 22-В),Д); 23-А); 24-Б),Г); 25-Б),В); 26-В); 27-А),Г).

Оценки.

За 39-44 правильных ответов – 5 «отлично»; за 32-38 – 4 «хорошо»; за 24-31 –  «удовлетворительно»

Контрольный диктант.

   Цель работы: проверить сформированность навыков правописания корней слов; непроизносимых согласных в корне слова; ь после шипящих в конце слов.

     Много лет назад в городе Хаарлеме жил тихий мальчик  лет восьми.

     В ясный день родители велели ему отнести печенье одному слепому. Мальчик с радостью выполнил поручение и отправился в обратный путь.

     Он бодро шагал по берегу канала и вспоминал усталое, но счастливое лицо своего знакомого старого слепого друга.

      Солнце зашло. Надвигалась ночь. Множество облаков и туч накрыли небо.

      Вдруг мальчик услышал журчание воды. Течь в плотине!

      В Голландии каждый ребёнок  содрогается при одной мысли об этом. Ведь большая часть страны лежит ниже уровня моря. И только могучие  плотины не дают океану затопить страну.

       Мальчик прекрасно осознавал ужасную опасность.

       

                                      М.-М. Додж «Серебряные коньки».

Примечание: написать на доске имена собственные.

                                      Грамматическое задание.

  1. Разобрать по составу слова  СЧАСТЛИВОЕ (1 вариант), ЗАТОПИТЬ (2 вариант);
  2. Выписать из текста: одно существительное и одно местоимение (1 вариант), одно прилагательное и один глагол (2 вариант);
  3. Выписать из текста пять слов с разными орфограммами в корне.

Домашнее задание: желающие могут сочинить продолжение истории, случившейся в голландском городе Хаарлеме.

Изложение малой формы.

   Целесообразно использовать изложение в классе  с недостаточным уровнем языковой и коммуникативной компетенции, так как изложение оказывает большее  положительное влияние на языковое оформление последующих сочинений, чем анализ текста-образца.

Цель работы: написать изложение-миниатюру, проверить уровень сформированности правописных умений. Использовать данный текст в роли текста-образца на этапе подготовки к сочинению-описанию природы по личным впечатлениям.

Тропинка.

       Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

       Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

       Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года.

       Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.(53 слова). (И.С. Соколов-Микитов).

Задания для устного разбора.

  1. Определить тему текста.
  2. Определить основную мысль и стилистическую принадлежность текста.
  3. Подумать, как создаётся смысловая цельность и завершённость текста.
  4. Составить простой план в форме повествовательных и вопросительных предложений.
  5. Написать изложение, близкое к тексту.

Сочинение-миниатюра.

   Сочинение-миниатюра как классная работа проводится через 2-3 дня после написания изложения (с предварительной домашней подготовкой или без неё – в зависимости от конкретных условий работы).

    Задание: 1.Вы узнали о любимой тропинке писателя Соколова-Микитова. А у вас есть любимая тропинка в лесу (в парке, в саду, в сквере)? В какое время вы любите гулять по тропинке? Какие чудеса она раскрыла перед вами?

                    2. Расскажите об этом в своём сочинении, уточните свой замысел. Озаглавьте сочинение.

Подробное изложение-миниатюра.

   Цель работы: проверить  уровень сформированности правописных умений.

   Текст достаточно насыщен орфографически: в нём 12 слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова; 6 глаголов, позволяющих выяснить усвоение орфограммы «Буквы Е  и  И  в  окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения», «тся и ться в глаголах»; есть слова с разделительным мягким знаком, мягким знаком после шипящих на конце слова и др.

 

Секреты рыжего лиса.

     Первый месяц осени похож на хитрого рыжего лиса. Неслышно крадётся она по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Только кое-где мелькает его рыжий хвост. Но вдруг всё вокруг порыжеет, словно огненные звери расселись на каждом кустике и на деревьях. А потом золотым дождём ветер будет гонять по дорогам их стаи: упадут на дорогу пёстрые листья. (60 слов.)

Тема «Лексика Словообразование Правописание»

Проверочная работа.

Пояснительная записка.

    Данный текст может быть предъявлен в нескольких вариантах:

  1. исходный текст изложения
  2. опорный текст урока
  3. текст для  подтверждения или развития его основной дискуссионной идеи с выражением  своей точки зрения «за» и «против».

   Если текст используется как исходный для изложения, то потребуются специальные уроки развития речи; если текст стимулирует отклик на спорный вопрос, он может быть прочитан или заслушан в той части урока, которая предназначена для творческих работ малой  формы.

   Содержательная суть работы состоит в том, чтобы школьники подтвердили конкретными связными высказываниями своё заинтересованное отношение к природе и желание заботиться о ней и сохранять её.

Лосево  лекарство.

         Небо чуть заалело на востоке, а пернатые уже чертят его острыми крыльями. Им не до сна: надо кормить потомство. Небо совсем просветлело, дружней запели птицы.

         Из болотистой заросли вышел лось. Чтобы не мешать сохатому, я отхожу дальше, за деревья. Наблюдаю.

        Великан, шевельнув ушами-локаторами, потянул влажный воздух широкими ноздрями. Отряхнулся, остановился. По-видимому, долгое время в болотистой заросли отлёживался. Мне показалось, что суставы его ног припухли. Рёбра животного заметно обозначились. Лось, как-то вяло переступив с ноги на ногу, опять потянул воздух и пошёл к берёзкам, под которыми в траве пестрели красные с белыми пятнышками ядовитые мухоморы. Те самые мухоморы, которые мы так усердно топчем ногами.

      К ним подошёл сохатый. Остановился, фыркнул от удовольствия, будто гриб-боровик нашёл. Нагнув голову, он осторожно, к моему удивлению, подхватил толстыми губами красный мухомор и начал жевать.

     Я чуть было не крикнул ему: дескать, что же ты, сохатый?

     Но не стал ему мешать. На память пришла мне одна история из моего детства… Однажды мы собирали с дедушкой землянику, и нам повстречалось животное, похожее на корову, оно тоже жевало мухоморы. Дед тогда пояснил мне: лось лечиться ядовитыми грибами. Кому – яд, а лосю – лекарство. (А.Дорохов).

 

Вопросы для обсуждения.

  1. Надо ли уничтожать ядовитые грибы?
  2. Какими примерами из текста вы подтвердите своё мнение?
  3. Какими своими примерами вы подтвердите свою точку зрения?
  4. Найдите в тексте контекстуальные синонимы.
  5. Найти в тексте слова с чередующимися гласными в корнях слов.
  6. Объясните правописание безударных гласных в корнях слов.
  7. Определите способ образования  следующих слов:  малинник, болотистый, потянул, ядовитые, лекарство.
  8. Объясните постановку знаков препинания в первом и третьем предложении первого абзаца.

   Примечание: учитель сам должен установить, какой из вариантов работы  наиболее приемлем для учащихся. Задания могут быть расширены и скорректированы в зависимости от цели работы и уровня подготовленности класса.

Срезовая  работа по русскому языку.

Тема: «Лексика».

Цель работы: проверить уровень учебно-языковых лексикологических и фразеологических умений; выяснить уровень понимания учащимися системных отношений между лексическими и фразеологическими явлениями  и зависимости их использования от сферы применения языка.

     Повышенный уровень.

1 вариант.

1. По аналогии с толковым словарём учебника напишите словарные статьи к словам: азбука, жонглёр, янтарь.

2. Объясните посредством синонимов лексическое значение слов: картина, колдовство,  жилище.

3. Подберите синонимы к словам: доброта,  темнота, красота.

4. Подберите антонимы к словам: взлёт, въезд, шёпот, рассвет, истина.

5. Подберите антонимы к прилагательным в словосочетаниях: мягкий хлеб, мягкая глина, мягкий ответ.

6. Выпишите слова с переносным значением.

Вьюга.

Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

 словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Потрудись, кузнец-мороз,

Скуй ты нам сегодня

Ожерелье для берёз

К ночи новогодней.

   Попробуйте определить, какие средства художественной выразительности использованы в данном тексте.

7. Напишите небольшой рассказ о каком-либо заинтересовавшем вас слове или фразеологическом обороте.

2 вариант.

1. По аналогии с толковым словарём учебника напишите словарные статьи к словам: кольчуга, парашют, акробат.

2. Об2ъясните посредством синонимов лексическое значение слов: задержка, нападение, приключение.

3. Подберите синонимы к словам: волшебник, бездельник, невежество.

4. Подберите антонимы к словам: день, богатство, любовь, знание, большинство.

5. Используя антонимы, превратите «золотую» осень в «позднюю».

          Наступила золотая осень. Стоят тёплые, погожие дни. По высокому ясному небу плывут лёгкие белые облака. Золотые и багряные деревья спокойно качают своими нарядными ветвями. Ласковый ветер осторожно срывает с них первые сухие листья.

6. Как можно назвать такой ряд фразеологизмов?

     Бить баклуши, гонять лодыря, сидеть сложа руки, толочь воду в ступе.

7. Напишите небольшой рассказ о каком-либо заинтересовавшем вас слове или фразео2логическом обороте.

Критерии оценки.

    За каждый правильный ответ в 1-4 задании даётся 1 балл. Максимальное количество баллов: 1 задание – 3; 2 – 3; 3 – 3; 4 – 5.

 5 задание в 1 варианте максимальное количество баллов – 3; во 2-ом – 8; 6 задание – 8 баллов в 1-ом варианте и 3 балла – во 2-ом.

    Максимальное количество баллов в 1 и во 2 вариантах за первые шесть заданий – 25. Оценка 5 «отлично» выставляется за 23-25 баллов; 4 «хорошо» – 18-22 баллов; 3 «удовлетворительно» – 13-17 баллов.

     7 задание оценивается как мини-сочинение и выставляется дополнительная оценка.

Средний уровень.

1 вариант.

1. Определите, однозначным или многозначным является слово заяц, назовите его значения.

2. Подберите синонимы к словам: искристый, порхает, тепло.

3. Подберите антонимы к словам: рано, рыхлый.

4. Озаглавьте текст. Исправьте речевые недочёты, используя синонимы.

              На льдине отдыхала стая моржей. Моржи мычали, ревели, хрюкали и даже ржали.

              Вдруг на льдине появился белый медведь. Медведь решил напасть на молодого моржа.

              В эту же минуту моржи-сторожа громко заревели. С разных сторон к медведю попрыгали клыкастые моржи.

              Медведь еле ноги унёс.

    Выпишите фразеологический оборот и подберите к нему синонимы.

  1. Замените одним словом – глаголом:

Говорить тихо, неразборчиво…

Пронзительно, резко кричать…

Перевёртываться через голову…

2 вариант.

1. Определите, однозначным или многозначным является слово шуба, назовите его значения.

2. Подберите синонимы к словам: весело, говорливая, полетят.

3. Подберите антонимы к словам: тепло, искристый.

24. Выпишите фразеологические обороты из двух стихотворений. Что они обозначают?

За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

 Другой  засучив рукава.

Жил-был гусак –

Большой чудак:

Он задирался просто так.

Но вдруг гусак

Попал впросак –

Гусак нарвался

На собак.

  1. Вставьте нужные по смыслу глаголы.

              Был тёплый майский день. Чуть … тонкие листочки на деревьях. Над цветами …стрекозы, … на солнышке крылышки. Внизу всё куда-то … муравьи. Каждый … за собой соломинку.

   

Тестовые задания по теме «Лексика Словообразование Правописание».

1 вариант.

1. Определите лексическое значение слова изморось:

    А) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.;

    Б) морозные узоры на стекле;

    В) очень мелкий дождь.

2. Укажите, какие из слов являются однозначными:

    А) ряска;  Б) айсберг;  В) брошюра;  Г) квартал; Д) земля;  Е) арена.

3. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

    А) строить дом;  Б) убить время; В) тяжёлый характер; Г) часы бегут; Д) мягкое кресло; Е) острый нож.

4. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются:

     А) однозначными;  Б) многозначными;  В) синонимами; Г) омонимами; Д) антонимами.

5. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут различаться оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются…

     А) однозначными;  Б) многозначными;  В) синонимами; Г) омонимами; Д) антонимами.

6. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…

      А) синонимами;  Б) антонимами;  В) омонимами;  Г) однозначными;  Д) многозначными.

7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены  синонимы к слову смелость:

   А) отвага,  храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

   Б)  отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

    В)  отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

    Г)  отвага, храбрость, бесстрашие, мужество, гордость.

8.  Выберите пары антонимов:

    А) смелый – грубый;

    Б)  мудрость – глупый;

    В)  щедрый – скупой;

    Г)  рассеянность – сосредоточенность;

    Д)  благородный – подлый;

    Е) отзывчивый – вспыльчивый.

9.  В состав  каких фразеологизмов входят синонимы:

    А) с больной головы на здоровую;

     Б) переливать из пустого в порожнее;

     В) ум за разум заходит;

     Г) и стар и млад;

    Д) из огня да в полымя.

10. Найдите иноязычные слова:

    А) поэт;

    Б) гравюра;

    В) войско;

    Г) мюсли;

    Д) перерыв

11. Укажите группу слов, в которую входят только однокоренные слова к слову гореть:

      А) загар, горький, горевать, горю;

      Б) загар, горю, горюю, горка;

      В) загар, горю, горелый, загорать;

      Г) горю, горелый,  горький, горевать, горка.

12. Выберите правильный ответ: найдите столбик: А), Б), В) или Г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                              А)       Б)       В)       Г)

Сл…жение                           о         а         о         а

Прил…гать                          о         о         а         а

Пол…жить                           а         о         о         а

Предл…жение                     о         а         о         а

13. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 12.

                                                А)       Б)       В)       Г)

Зар…сли                                о          а         а         о

Рост…к                                  о          а         а         о

Рост…в                                  о          а         а         о

Р…стительность                   о          а         о         а

14. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.

                                                А)       Б)       В)       Г)

Тяж…лый                               ё         о         ё         о

Приш…л                                 ё         ё         о         о

Ш…рох                                   о         ё         о         ё

Капюш…н                              о         ё          ё         о

15. найдите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.

                                                 А)       Б)       В)       Г)

Ц…ганский                             и         и         ы        ы

Синиц…                                   ы        и         ы        и

Ц…ркач                                    ы        и         и        ы

Традиц…я                                и         ы        и        ы  

2 вариант.

1. Определите лексическое значение слова озимь:

   А) всходы, посевы зимних культур;

   Б) первые дни зимы;

   В) вьюга, во время которой дует низовой ветер

2. Укажите слова, которые являются многозначными:

   А) жюри;

   Б) квартал;

   В) гнездо;

   Г) серебряный;

   Д) сизый;

   Е) кроссворд.

3. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:

   А) твёрдая воля;

   Б) бегут ручьи;

   В) горят костры;

   Г) зерно пшеницы;

   Д) золотое кольцо;

   Е) ледяной взгляд.

4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…

   А) однозначными;

   Б) многозначными;

   В) синонимами;

   Г) омонимами;

    Д) антонимами.

5. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях: Тушить свет. Тушить мясо.

   А. однозначными;

   Б. многозначными;

   В. синонимами;

   Г. омонимами;

   Д. антонимами.

6. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи называются

    А. однозначными;

    Б.  многозначными;

    В. синонимами;

    Г. омонимами;

    Д. антонимами.

7. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий:

   А. беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;

    Б. беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;

    В. слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;

    Г. бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;

    Д. Бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.

8. Укажите пары антонимов:

    А. угрюмый – веселиться;

    Б.  гигант – карлик;

    В. робкий – смелый;

    Г. холодный – вспыльчивый;

    Д. благородный – подлость;

    Е. скромный – хитрый.

9. Определите лексическое значение фразеологического оборота: бить баклуши:

     А. быть невнимательным;

     Б. бездельничать;

     В. говорить неправду;

     Г. допустить ошибку.

10. Найдите исконно русские слова:

     А. столетник;

     Б. кювет;

     В. рифма;

     Г. войско;

     Д. бюст;

     Е. победитель.

11. Укажите группу слов, в которую входят только однокоренные слова к слову пить:

     А. пила, пилить, напиток, кипит;

     Б.  напиток, пою, сопит, пила;

      В. напиток, пою, пила, пилит;

     Г. пила, пью, напиток, выпью.

12. Выберите правильный ответ: найдите столбик: А), Б), В) или Г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам:

                                                  А)         Б)        В)       Г)

Сл…гаемое                              а            о         о          а

Изл…жение                             а            а          о          о

Предпол…гать                         о           а          о          а

Пол…жение                             о           а           а          о

13. Какую букву нужно вставить? Задание, аналогичное заданию 12.

                                                   А)         Б)         В)         Г)

Р…стовщик                              о            а           о           а

Выр…стить                               а            а           о           о

Подр…сли                                 о            а          а            о

Отр…сль                                   а             о          а            о

14. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.

                                                    А)          Б)         В)         Г)

Пош…л                                       е            о           е           о

Ш…фёр                                       о            е           о           е

Ш…в                                            е            о           о           о

Ж…лудь                                      о             е           е           о

15. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 12.

                                                     А)           Б)           В)          Г)

Ц…плёнок                                  и              и             ы          ы

Конституц…я                             и              ы             и          ы

Рукавиц…                                   и              ы             ы          и

Мотоц…кл                                  и              ы             и           ы

Ответы.

     1 ВАРИАНТ: 1- в; 2- а б в; 3- б в г; 4- г; 5- в; 6- б; 7- в; 8- в г д; 9- б в д; 10- а б г; 11-в; 12- в; 13-г; 14-а; 15- в. За 25 правильных ответов оценка 5 «отлично»; за 19-24 – 4 «хорошо»; за 14-18 – 3 «удовлетворительно».

     2 ВАРИАНТ: 1-а; 2-б в г; 3- в г д; 4- д; 5- г; 6- в; 7- д; 8- б в г; 9- б; 10- а г е; 11-г; 12-г; 13- а; 14- в; 15- в.

      За 23 правильных ответа оценка 5 «отлично»; за 18-22 – 4 «хорошо»; за 14-17 – 3 «удовлетворительно».

Контрольная работа по теме «Словообразование Правописание»

Цель работы: проверить знания и умения по теме.

1 вариант.

    1. На что указывают следующие суффиксы? Образуйте с ними слова, обозначающие названия людей по профессии и месту жительства: -ист-,       -щик-, -чик-, -тель-, -ич- (по одному слову с каждым суффиксом)

    2. Сложите слова в одно слово:

Лес + степь; грязь + вода; море + плавать.

  1. Распределите слова в группы в зависимости от способа образования: приставить, писатель, сталевар, ракетчик, стенгазета, подрасти.
  2. Образуйте новые слова при помощи приставок: конечный, петь, облачный, город, водный.
  3. Разберите по составу слова: подснежник, подоконник, настенный.
  4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередующимися гласными.

              Жил-был мальчик по имени Нильс. Однажды он обидел сказочного гнома, и тот превратил Нильса в маленького человечка. Нильс очень хотел выр..сти и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти через множество приключений: опуститься в подводные зар..сли, подняться в звёздное небо, потеряться в густых р…стениях.

              И только когда в душе мальчика появились р…стки добра, он выр…с  и стал таким, как прежде.

2 вариант.

     1.На что указывают следующие суффиксы:  -оват-, -еват-, -еньк-, -оньк- -ист-. Образуйте при помощи данных суффиксов имена прилагательные  (по одному слову с каждым суффиксом).

    2. Сложите слова в одно слово:

пар + ходить, каша + варить, левый + берег.

    3. Запишите слова, вставив пропущенные буквы. Подчеркните те слова, которые имеют полногласные сочетания:

 х…л…дец, охл…ждение, б…р…зда,  хл…пушка, беспов…р…тный, отвр…щение, гр…моздкий,  хр…нить,  х…р…нить.

    4. От глаголов образуйте названия лиц по действию. Запишите полученные слова, выделяя использованные суффиксы:

строить, мечтать, искать, победить, подражать, пахать, печь.

     5. Разберите по составу слова:

  расчёска, пианистка, подрасти.

  1. Выпишите слова, в которых есть приставки:

 собрат, сосна, сонный, составитель, самоход, доверить, доброта, оловянный, одеревенеть, предвидеть, предмет.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы в словах с пропусками.

            Перед Нильсом расп..хнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вош…л. Хозяин улыбался поч…тному гостю и расст…влял товары. Здесь было всё: ш…лковые ткани и игрушечные щегольские ж…кеи на лошадях, вкусные ж…луди из ш…колада и даже ч…рный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и деш…вой расч…ки: денег у него не было.

         

Тема «Фонетика. Орфоэпия»

Контрольная работа.

1 вариант.

1. Назовите буквы, которые могут обозначать два звука.

2. Правильно ли сказано: в слове соль ь смягчает букву Л?

3. Запишите два слова, в которых буква О обозначает звук [А];  буква Б обозначает звук [П].

4. Запишите два слова, в которых букв больше, чем звуков.

5. Запишите два слова, в которых Ь обозначает мягкость согласного.

6. Каких звуков (звонких или глухих) больше в слове вкусный?

7. Сколько звуков в слове юбка?

8. Напишите название букв Ф, Х, Ц, Ш, Щ.

9. Поставьте ударение в словах: документ, досуг, километр.

10. Какой звук обозначает буква Т в словах: честный, известный, местный?

2 вариант.

1. Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

2. Правильно ли сказано: в слове коня я смягчает букву Н?

3. Запишите два слова, в которых буква Е обозначает звук [И]; буква З обозначает звук [с].

4. Запишите слова, в которых букв меньше, чем звуков.

5. Запишите два слова, в которых мягкость согласных не обозначена Ь.

6. Каких звуков (звонких или глухих) больше в слове радостный?

7. Сколько звуков в слове ёлка?

8. Напишите названия букв: К, Л, М, Н, П, Р.

9. Поставьте ударение в словах: алфавит, магазин, предмет.

10. Какой звук обозначает буква Т в словах: счастливый, прелестный, устный

Критерии оценки.

Оценка 5 – за 9-10 правильных ответов; 4 –за 7-8 правильных ответов; 3 – за 5-6; 2 – за 4 и менее.

Ответы к вопросам-заданиям.

   1 вариант: 1) е, ё, ю, я; 2) нет; 3) например: вода, гора, дуб, гриб;  4) например: пень, лень; 5) например: конь, коньки; 6) глухих; 7) пять; 8) эф, ха,  цэ,  че, ша, ща; 9) докумЕнт, досУг, киломЕтр; 10) буква Т звука не обозначает.

   2 вариант: 1) Ъ, Ь; 2) нет; 3) например: леса, несла, воз, вяз; 4) например: юг, я; 5) например: банщик, песня; 6) звонких; 7) пять; 8) ка, эль, эм, эн, пэ, эр; 9) алфавИт, магазИн, предмЕт; 10) буква Т звука не обозначает.

Контрольный диктант.

     За окном у подъезда кричали мальчишки. Светило солнце, и сильно пахла сирень. Я хотел выпрыгнуть в окно и побежать к друзьям, но на столе лежали учебники. Книжки были грязные и скучные, но очень сильные. Они держали меня в душной комнате, заставляли решать задачу про каменщиков, вставлять буквы и делать многое другое.

    Я возмутился, схватил учебники со стола и швырнул их на пол.

    И вдруг раздался грохот, которого я раньше никогда не слышал. Стало темно. Я испугался. Комната осветилась зеленоватым светом. Я заметил, что вокруг стояли маленькие человечки. Они сердито на меня смотрели.

Дополнительные задания.

  1. Сделайте фонетический разбор слов: 1 вариант сильно, вдруг; 2 вариант – сирень, книжки.
  2. Выпишите два примера обозначения мягких согласных: 1 вариант – с помощью Ь; 2 вариант – с помощью е, ё, ю, я.
  3. Выпишите 3 слова, в которых гласный звук в корне находится в слабой позиции, поставьте его в сильную позицию, подобрав проверочное слово: 1 вариант – из 1 абзаца; 2 вариант – из 2,3 абзацев.

Тестовые задания по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

 1 вариант.

1. Какое слово пишется без Ь?

    1) умен…шит

    2) реж…те

    3) камен…щик

    4) помощ…

2. В каком слове вместо точек пишется А?

    1) д…лина

     2) погл…щать

     3) раздр…жение

     4) зар…ждение

3. В каком слове вместо точек пишется Е?

    1) соед…няет

    2) уд…влялся

    3)сл…тела

    4) сл…лись

4. Укажите слово, в котором 5 звуков.

    1) январь

     2) июль

     3) юбка

     40 осень

5. Написание какого слова нельзя проверить подбором однокоренного слова?

     1) здравствуйте

     2) честный

     3) лестница

     4)  местный

6.  в каком слове первый звук корня является мягким согласным?

       1) удивление

       2) пришёл

       3) цифра

       4) женщина

7. Сколько раз в приведённых строках встречается звук [Й]? из четырёх предложенных вариантов выберите правильный.

     Пред ним живая голова.

     Огромны очи сном объяты;

     Храпит, качая шлем пернатый.

                          (А.С.Пушкин)

   1) 1; 2) 4; 3) 2; 4) 3

8. Какими звуками различаются слова  съест, съезд?

     1)[т]  и [д]

     2) [с] и [з]

     3) [ст] и [зд]

     4) не различаются

9. В каком слове произносится твёрдый согласный перед Е?

    1) фанера

    2) академик

    3) тема

    4) кашне

10. В каком слове произносится [шн]

    1) конечно

    2) вечный

    3) прочный

    4) наконечник

2 вариант

1. Какое слово пишется без Ь?

    1) пис…менность

    2)вос…мерка

    3) бан…щик

    4) воз…ми

2. В каком слове вместо точек пишется А?

    1) м…ленье

    2) угр…жает

    3) ухв…тила

    4) оск…рблённый

3. В каком слове вместо точек пишется Е?

    1) до св…данья

    2) изв…ните

    3) см…шалось

    4) воскл…цательное

4. Укажите слово, в котором 5 звуков.

     1) ноябрь

     2) июнь

     3) апрель

     4) вьюн

5. Написание какого слова нельзя проверить подбором однокоренного слова?

    1) известный

    2) прелестный

    3)чувствовать

     4) окрестность

6. В каком слове первый звук корня является мягким согласным?

     1) примирение

     2) обжёг

     3) циклон

     4) шеф

7. Сколько раз в приведённых строках встречается звук [й]? Из четырёх предложенных вариантов выберите правильный.

      И перья в тёмной высоте,

      Как тени, ходят, развеваясь.

                         (А.С.Пушкин)

      1) 1; 2) 3; 3) 2; 4) 4

8. Какими звуками различаются слова гриб, грипп?

    1) [п]  и [б]

    2) [пп] и [п]

    3) [пп] и [б]

    4) не различаются

9. В каком варианте произносится твёрдый согласный перед Е?

    1) музей

   2) текст

   3) рельсы

   4) теннис

10. В каком слове произносится [шн]?

   1) скучный

   2) уточнить

   3) срочный

   4) ночной

Ответы к тестам: 1. 3), 2. 3), 3. 3), 4. 3), 5. 3), 6. 1), 7. 2), 8. 4), 9. 4),10. 1).

Критерии оценки: оценка 5 ставится за 9-10 правильных ответов; 4 – за 7-8; 3 – за 5-6; 2 – за 4 и менее.

   

   

     

       

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и литературе 11 класс 1 полугодие

1.Диктант; 2. Диктант с грамматическимм заданием; 3. Комплексный анализ текста....

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (5-11 классы)

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средств...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Анонс материалаДанный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, та...